конспект урока "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кремис Лилия Анатольевна

конспект урока "Стрижонок Скрип"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strizhonok_skrip.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Тема:  В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В.П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты: 

предметные: умения прогнозировать содержание произведения ,читать вслух  с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста,  воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

метапредметные:

 Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

П - анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли;

К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях;

личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, уважение к старшим).

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

Слайд 1

  1. Организационный момент.

Ну – ка, милый мой дружок ,

Ты готов начать урок?

Всё в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпение и старание.

- А девизом  нашей работы станут слова: Слайд 2

Я смогу выполнить все задания!

                                           У меня всё получится!

                                           Желаю успеха себе и друзьям!

2.Речевая разминка.

-Ребята, т. к. нам на уроке литературного чтения предстоит много читать, отвечать на вопросы, давайте проведём речевую разминку.

Слайд 3

- Прочтите строки стихотворения: медленно, с понижением голоса, выразительно.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

3.Работа по теме урока.

А) Постановка темы и цели урока.

- А для того, чтобы мы настроились на работу, послушайте небольшой фрагмент.

Слайд 4 (звучит музыка леса)

-Что вы услышали?

-А как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Вспомните название нашего раздела.

-Совершенно верно, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями о природе, о животных, об отношениях между человеком и природой.

-Но я хочу обратить ваше внимание на одну птицу.

Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (ласточка)

Слайд 5

- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?

-Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

-А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (стрижи)

Слайд 6

Несмотря на то, что стрижи и ласточки очень похожи внешне, они даже не родственники. Стриж - чемпион среди всех птиц по скорости полета,  ласточка же летает гораздо медленнее. У стрижей и ласточек различается строение лапки. У ласточки, как у любой другой птицы, три пальца направлены вперед и один - назад. У стрижа же все четыре пальца на лапке направлены вперед. Такой лапкой не удержишься на ветке, но зато ею, как альпинистскими крючками, можно зацепиться за малейший выступ или щелочку на вертикальной поверхности, деревянной или каменной. Поэтому, если вы видите семейку птиц с раздвоенным хвостиком, сидящую на телеграфных проводах, можете не сомневаться, что это не стрижи, а ласточки. Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. Хвост  стрижа более широкий и более короткий.

Они выкапывают норку длиной  до 60 см в жёстком глиняном берегу. Вот от сюда и название- ласточка–береговушка. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

-Послушайте, как поют стрижи (Звуки пения стрижей)

Слайд 7

- Ребята, а как вы думаете, почему мы начали разговор об этой птице?

- И сегодня на уроке мы будем работать над рассказом Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип». Дома вы должны были самостоятельно познакомиться с этим произведением.

Слайд 8

-Дети, а как вы думаете какие цели мы должны поставить перед собой, чему научиться?

-Мы узнаем очень интересную и трогательную историю о стрижах. Должны будем научиться читать правильно, выразительно, анализировать поступки героев.

-Сопровождать нас в процессе работы будет эпиграф:

Слайд 9

При солнышке тепло - при матери добро.

-А вот почему я взяла именно эти слова, вы мне скажите в конце урока.

Б) Беседа об авторе.

Слайд 10

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас – всё это часть нашей жизни, т. е. и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

В) Словарная работа.

-Вернёмся к рассказу, который вы читали дома. Какие слова вам были непонятны?

(дети называют выбранные дома слова)

-Ребята, я, тоже читая текст, нашла такие слова. Значение слов я взяла из толкового словаря Ожегова.

Слайд 11(фото словаря)

Слайд 12 (словар. раб.)

Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом.

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно - невежливо, грубо.

Яр - крутой берег, обрыв.

Г) Проверка восприятия.

- Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?

Слайд 13 (обложка рассказа)

Д) Физминутка.

-А теперь мы отдохнём, физминутку проведём.

Слайд 14

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

4. Продолжение работы по теме урока.

А) Чтение учителем со стр. 100-101(До слов « И когда снова…)

-Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать в парах по карточкам.

Слайд 15

-Вам предстоит выполнить задание:

Правильно определить последовательность действий героев.

-Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

Слайд 16

Работа в парах:

Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий

    а) Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул.

б) Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

в) Он задремал, угревшись под крылом.

г) Ему уж очень понравилось, как мама – стрижиха поила его из клюва.

д) Стрижата запищали, а мамы не было.

(опросить 2-3 группы, показать правильный ответ)

Слайд 17

Б) Фронтальная работа.

Чтение цепочкой со стр. 101-102 (до слов «Стрижонок Скрип подрос…»)

-Определите главную мысль этой части.

Слайд 19

В) Выборочное чтение со стр. 102-103 .

-Найдите и зачитайте строки: почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

-О каком качестве характера это говорит?

-Чему важному хотела научить стрижат  мама?

Г) Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр. 104.

-Найдите и прочитайте строки, которые к ней относятся.

Д) Продолжение работы по теме урока.

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Что он почувствовал в этот момент?

-Как вы относитесь к поступкам мальчиков?

-Если бы вы были на  их месте, как бы вы поступили?

-Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

5. Закрепление изученного.

-У каждого из вас лежит карточка, в которой вы должны поставить + или -.

Слайд 22

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.-
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +
  3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-
  5. Скрип был любопытный стрижонок.+
  6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом- разбойником коршуном.-
  7. Стрижи-очень дружный народ.+
  8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+

-Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.

Слайд 23

-Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;

2 ошибки -4;

3ошибки – 3.

6. Рефлексия.

Ребята, обратите внимание на доску. Прочитайте данные предложения.

Что вы прочитали?

А что такое пословица?

-Выберите пословицу или несколько, которая бы отражала тему нашего урока.

Слайд

  • Один за всех, все за одного.
  • Мир не без добрых людей.
  • Учись смолоду – пригодится в старости.
  • Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота
  • Зима лодыря морозит

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Слайд 25 (картинка леса + музыка)

-Ребята, а что сегодня узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Дал ли вам этот урок что –нибудь для жизни?

-Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас почувствовало  как жилось нашему герою Скрипу. И я надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Щелчок

Будем птиц любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки ,

Чтоб сохранилось всё на веки!

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы показали своё отношение к уроку.

Слайд 26

-Выглянуло солнышко. Не ярко светит, мало лучиков у него. Давайте добавим лучики.

Лучик жёлтого цвета – мне очень понравился урок, получил много интересной информации.

Лучик голубого цвета – урок не интересный.

Слайд 27 (Дети рисуют  лучики, звучит музыка природы.)

-Покажите, что у вас получилось (похвалить)

7.Оценивание.

-Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Я ставлю оценки.

Благодарность.

8.Д.з.

Слайд 30

Стр. 110в.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока чтения по теме: В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Чтение 4 класс.Тема:  В. Астафьев  «Стрижонок  Скрип».Цель: Познакомить детей с III  частью произведения и поработать над её содержанием.Задачи:формировать навыки выразительного чт...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

конспект урока "Литературное чтение" в 4 классе "В.П.Астафьев.Стрижонок Скрип"

в конспекте представлены факты для работы учителя с классом по биографическим данным писателя. Также есть материал для работы с текстом....

Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....

Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...