Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению на тему "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". 4 класс, УМК "Школ России"
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Бондарь Александра Евгеньевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie_18_04.docx161.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 18.04.19                                                                                             ФИО учителя: Прилипухова Наталья Александровна

    Школа: МБОУ СОШ № 115                                                                        ФИ студента: Бондарь Александра                                                    

    Класс:        4 в                                                                                             ФИО методиста: Галлиулина Н.К.

    Кабинет: 214

    Технологическая карта урока литературного чтения

    Тема: «В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»

    Цели деятельности учителя: начать работу над рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»; познакомить с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать: содержание рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

    уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения;  

    Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Оборудование: УМК Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация;

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

    Деятельность ученика

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Психологический настрой

    1-2 мин

    Фронтальная форма работы

    -Доброе утро, ребята. Сегодня занятие литературного чтения проведу у вас я.
    - Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
    – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

    Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

     II.Актуализация знаний и мотивация

            

    Словесный:

    Подводящий диалог.

    4-5мин

    Фронтальная форма работы

    Вот новый день и новый час,

    Урок литературного чтения новый.

    Но старый друг у нас в гостях –

    Мудрейший человек и мастер слова.

    – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

    - Как он относится к людям?

    Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

    - Что помогают понять эти слова?

    - Ребята, какие произведения В.П. Астафьева вы знаете?

    Высказывают предположения

    - В.П. Астафьев

    Рассматривают портрет

    - добрые, внимательные, мудрые
    - Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться

    - «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

    Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

    П:- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

    К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    III. Постановка учебной задачи

    Словес.: подводящий диалог

    4-5м

    Повторение изученного

    Фронтальная форма работы

    - Посмотрите на слайд, кто это?

    -Что вы знаете о такой птице, как стриж?

    - А как можно назвать детеныша стрижа?

    - Кто догадался, как называется произведение, которое мы будем сегодня изучать?

    - Кто его написал?

    – Какой жанр этого произведения?

    Ребята, а какова тема нашего урока?

    А какие задачи мы поставим перед собой?

    –Почему же стрижонка назвали Скрип? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

    - птица стриж

    - это птица, которая обитает на территории России, она не умеет ходить или плавать, а лишь летать.

    - стрижонок

    Высказывают предположения

    - Рассказ

    Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

    Цель: познакомится с рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

    П:- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

    Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

    К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

    IV. Открытие нового знания

    Практич: слушание и чтение текста

    10м

    Первичное знакомство с текстом.

    Фронтальная форма работы

    - Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

    - сейчас несколько человек на оценку прочитают это произведение, а остальные будут следить за текстом.

     - Чтобы получить пятерку нужно читать выразительно и стараться без запинок.

    Чтение текста

    К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    V. Первичное закрепление

    Практич: чтение Т,

     сам.работа со словарем

    Практич:  чтение и анализ Т

            Словарная работа.

    Индивидуальная и фронтальная формы работы

    - Ребята, давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились нам в тексте.

    - Какие слова вызвали у вас затруднение в понимании?

    - Кто знает хотя бы примерное значение этих слов?

    Бесцеремонно – развязно, выходя за границы вежливости

    Заполошно- беспокойно.

    Лепиться – располагаться, прилепиться к чему-то наклонному.

    Яр –обрыв

    Мерцала –значит светилась

    Угревшись -согревшись

    Чтение и первичный анализ.

    Фронтальная форма работы.

     Для того, чтобы лучше запомнить текст давайте ответим на вопросы:

    - О чем этот рассказ?

    – Скажите, что вы почувствовали, читая этот рассказ?

    – Какой эпизод показался вам самым напряженным?

    – Назовите главного героя рассказа.  

    – Где происходит действие?

    – Было ли вам кого-нибудь жалко?

    - почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент, найдите ответ в тексте  и зачитайте.

     - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх Скрипа?

     – Как вы относитесь к поступку мальчиков?

    - Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили?

    - Отчего стрижата стали беспокоиться?

    - почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Найдите подтверждение в тексте.

    - Для чего автор выбрал именно эти слова?

    -Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

    В.П. Астафьев чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

    – Какой конец в этой истории?

    – Кого вам сейчас жалко? Почему?

    Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу.

    - Бесцеремонно, заполошно, лепиться, яр, мерцала, угревшись

    Определяю значение слов

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

    П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

    - о жизни стрижонка Скрипа

    Отвечают на вопросы.

    - Стрижонок Скрип

    - Маму стижонка.

    Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

    - пропала их мама в начале. А позже нужно было улетать на зимовку.

    - Чтобы мы бережно относились к живой природе и любили так же птицы свой родной край.

    Физминутка

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

     само- и взаимоанализ чтения;

    Практический: выборочное чтение, чтение в группах с анализом, поиск авторских оценок;

    8-10мин

    Повторное чтение и углубленный анализ.

    Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

    Фронтальная и групповая формы работы.

    -Теперь нам нужно разделить текст на части и микротемы.

    Вы будете работать в группах, поэтому нужно повторить правила работы в группах.

    Посовещайтесь в паре 3 минуты и предложите свое разделение текста на части. Озаглавьте каждую часть.

    - На сколько частей вы решили разделить рассказ?

    - Как называли первую часть? 2? 3? 4? 5? 6? 7? 8?

    После каждого ответа учитель обобщает и предлагает свой, более подходящий вариант названия части.

    - Теперь поделитесь на 7 групп. Каждая группа в своей части определяет 2-3 микротемы. Озаглавьте их.

    - Что у вас получилось?

    - Давайте, подведем итог и посмотрим на план текста, который у нас получился.

    https://pp.userapi.com/c850632/v850632207/b5e94/g7kVDwgtUwc.jpg

    https://pp.userapi.com/c850632/v850632207/b5e6a/Vf3luptfnaU.jpg

    Самооценка участия в групповой работе.

    -Сейчас каждый из вас оценит свою работу. 

    Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по

    пятибалльной шкале.

    Я предлагал идеи по названию части\микротемы – 1 2 3 4 5.
    Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
    Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
    Лучше всех в группе работал...
    Моя группа работала – 1 2 3 4 5

    Выбирают из текста материал

    - На 7.

    1)Новорожденные стрижи

    2) Жизнь стрижиной семьи

    3) Птенцы подросли

    4) Случилась беда

    5)Учатся летать

    6) Новое жилье

    7) Пора в дорогу

    Выступление представителей каждой группы.

    Самооценка.

    (Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.)

    П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

    К: взаимодействие с партнерами

    П: осмысленное чтение худож. текста

    К: контроль действий партнера

    П: поиск и выделение необходимой информации

    Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

    П: осознанное построение речевого высказывания

    П: осуществляют синтез

    VII. Включение в систему знаний, повторение

    Частично-поисковый: чтение и анализ

    Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

    4-6мин

    Работа с иллюстрацией (синтез).

    Фронтальная форма работы

    - Откройте станицу 104 и посмотрите на иллюстрацию к рассказу.

    - Какой момент рассказа изобразил художник? Перечитайте его.

    -  Рассмотрите и опишите героя в следующей последовательности:

    - Чем занят персонаж?

    - Какова поза героя, что она выражает?

    - Каково общее впечатление от изображенного?

    Как выглядит птица?

    - Совпадает ли, по-вашему, отношение к герою автора рассказа и художника?

    Рассматривают иллюстрацию

    - Когда стрижонок учился летать.

    - он летит

    - Он повернут в сторону своих крыльев и смотрит на них.

    - Он большой и гордый, как орел.

    П: построение рассуждения;

    осуществление синтеза;

    К: планирование учебного сотрудничества;

    П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

    Р: оценка результатов;

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

    2-4мин

    - Мы сегодня не случайно составляли план рассказа, вашим домашним заданием будет пересказ этого текста. Помочь вам может наш план.

    – А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

    - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах.

    - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

    Какова была цель писателя?

    Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

    - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

    Рассказ прекрасный. Спасибо В.П. Астафьеву за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

    Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

     Закончите фразы.

    Сегодня на уроке:

    •  Я узнал…

    •  Я научился…

    •  Мне понравилось…

    •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

    Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

    - Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

     Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

    - Чтобы мы пожалели птиц… Посочувствовали им...

    - К нашим чувствам.

    Отвечают на вопросы.

    Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

    П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

    Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

    Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Е. И. Чарушин «Кабан»"Школа России 4 класс...

    Конспект урока по литературному чтению В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме:  В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип», 4 класс с приложениями к уроку....

    Конспект урока по литературному чтению «В.П. Астафьев .Стрижонок Скрип» ( 4 класс, УМК "Школа России")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по литературному чтению на тему: "В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России...

    Конспект урока по литературному чтению "А. Плещеев "В бурю" 2 класс, Школа России

    Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....