План - конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

План-конспект урока по чтению «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.» 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_1_kl.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.»

Задачи: познакомить со звуками [х], [х’], буквами Х, х; учить характеризовать изучаемый звук; объяснить ценность хлеба и труда хлебороба, смысл пословиц.

        Планируемые результаты

Предметные: знать, что буквы обозначают звуки [х] и [х’], характеризовать изучаемые звуки; читать слова и предложения с буквами Х, х; читать текст, озаглавливать его под руководством учителя.

Метапредметные: характеризовать звук по алгоритму; определять учебную задачу урока, планировать действия; находить информацию в тексте, на иллюстрации; соотносить иллюстрацию и текст.

Личностные: осознавать ценность хлеба, труда хлебороба; объяснять смысл пословиц.

Слайд1

                                     Ход   урока

  1. Актуализация знаний

Слайд2

Звенит звонок заливается

Урок чтения начинается

-Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы на них посмотрим и подарим им свою улыбку.

Проверка дом. зад.

Слайд3

Работа по учебнику с.37        

− Какие «вежливые» слова вы говорите друг другу во время ужина, завтрака или обеда?

Слайд4

_ А сейчас мы проверим кто у нас самый внимательный.

-Найдите лишнюю бкеву и объясните почему она лишняя

Слайд5

- На какие 2 группы делятся все буквы алфавита?

II  Мотивация познавательной деятельности

-А сейчас отгадайте загадки:

Отгадать легко и быстро,

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный , он и белый,

А бывает подгорелый (хлеб)

Иностраночка она к нам на блюдце ляжет,

До чего же хороша, но немного вяжет (хурма)

Слайд6

-Чем похожи эти слова?( начин. с одного зв.)

-Кто догадался какая у нас тема урока?( Звуки [х] [хˈ].  Буква «Хх».)

Слайд7

III. Постановка целей и определение темы урока

-А что мы будем  изучать на уроке?( Познакомимся с согласными звуками [х] и [х] и буквами Х х,; Научимся отличать  звук и  букву от других звуков и букв,; Читать  слова  с  буквами Х,х. )

IV. Работа по теме урока

-А как называют того, кто пасёт овец?(пастух)

Слайд8

-Какой здсь будет звук [х]?( Согласный, глухой непарный, твердый звук.)

-Измените слово так, чтобы он стал мягким(пастухи) Согласный, глухой непарный, мягкий звук.)

(Сост. схемы слов на доске)

Слайд9

-Значит, буква х может обозначать ( 2 зв.)

Слайд10,11

Слушаем характеристику в записи и повторяем

Слайд12

− На что еще похожа буква Х? (На крестик, на бабочку, на птичку. На крылья ветряной мельницы.)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

Слайд13

- А сейчас попробуйте на рисунке найти слова, начин. на букву х.( хомяк, художник, хамелеон, хлеб)

Слайд14

Х- очень важная буква. С неё начинается очень дорогое нам слово-хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники.Хлебом –солью встречают самых дорогих и почётных гостей. Недаром говорят: « Хлеб-всему голова».

Физкультминутка

− Сейчас мы попытаемся представить, как растет хлеб. Если я произнесу слово, в котором нет звуков [х] и [хʼ], вы приседаете. Если я назову слово, в котором есть эти звуки, то вы медленно встаете, поднимаете руки вверх и качаете ими из стороны в сторону, изображая, как растет и качается на ветерке колосок.

Зерно, хлебушек, земля, хлебец, солнце, хлебороб, вода, хлебохранилище, трактор, хлебопек, машина, хлебопродукты.

Слайд15

− Рассмотрите иллюстрацию на с. 38. Что изображено в центре? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

 Кого принято встречать хлебом и солью?( Таким караваем, хлебом с солью, русские люди встречают самых дорогих гостей. Подают хлеб на красиво расшитом полотенце, которое называется рушником. Это русская традиция, добрый русский обычай.)

− Для чего это делают?

− Каким изображено солнышко?

-Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята?

-Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.

- Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба? 

- Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы). А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.    С элеватора зерно идёт на мельницу, Здесь зерно превращают в муку.

 120 профессий трудиться, чтобы на нашем столе  был всегда хлеб.

- Как мы должны относиться к хлебу?   (бережно…..)

− Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

−Какую роль в жизни человека играет пшеница?

− Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Храм и сельские дома.)

− Почему вы решили, что это сельские дома?

− Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

− Кто изображен над солнцем, месяцем и облаками? Почему?

− Почему говорят «Без труда хлеб не родится никогда»?

− Прочитайте пословицы под картинкой. Что в них заключено? (В пословицах содержится народная мудрость.)

[Определение смысла пословиц под руководством учителя.]

-А сейчас мы поработаем с ссоседом по парте

Работа в группах

1группа -  Подбери подходящие по смыслу слова к слову хлеб

Вкусный            

Душистый                

Ароматный        

Противный        

Лохматый

Золотистый

Свежий

Чёрствый

Белый

2 группа – Найди начало и конец  пословицы.

Хлеб - …                        (всему голова)                

Плох обед, …                (когда хлеба нет)

У голодного …              (хлеб на уме)

Игра

− А теперь ответьте на мои вопросы, выбирая для ответа слово, в котором есть звуки  [х] и [хʼ].

        − В какой комнате находится хлеб: в гостиной или на кухне? (На кухне.)

− Где лежит хлеб: на тарелке или в хлебнице? (В хлебнице.)

− Что положили на кусочек хлеба: сахар или масло? (Сахар.)

− Около какого цветка лежит хлеб: около ромашки или хризантемы? (Около хризантемы.)

−Какие птицы склевали хлеб: дятлы или петухи? (Петухи.)

−Кто сможет сам составить такие вопросы? [Дети составляют вопросы и отвечают на них.]

3. Работа с текстом

− Прочитайте «цепочкой» текст на с. 39.

−Почему дрожат осины?

− Что появилось в мелких озерах?

− Что нужно успеть сделать до холодов?

− Какая техника выходит на поля?

− Докажите, что мы прочитали текст. (Предложения связаны между собой по смыслу.)

− Озаглавим этот текст. Выберите заголовок, который подходит: «Осень – пора уборки хлебов», «Красивая пора – осень», «Сколько машин для уборки хлеба!»

V. Рефлексия учебной деятельности

− С какой буквой познакомились на уроке?

− Какие звуки обозначаются этой буквой?

− Что еще запомнилось, показалось особенно интересным?

          -Как называется буква, которые изучили?

          -Какие звуки она обозначает?

          -Кому было трудно?

          -Что не получилось?

          -Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п

План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] ,  [ п\'], буквы  П, п....

План-конспект урока обучения грамоте "Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н."

В основе метопредметного урока лежит системно-деятельностный подход, где учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, становятся в ситуацию, когда необход...

Конспект урока литературного чтения "Согласный звук [м] и [м\']. Буква М, м"

На данном уроке дети знакомятся с новыми звуками и буквой....

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л" 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Л, л.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «л&raq...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б." 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [б], [б’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Б, б.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «б&raq...

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс...