Литературное чтение. 4 класс. О. Кургузов "Телевизионные макароны"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок литературного чтения. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ясева Л.Г.- учитель начальных классов МБОУ «Карпогорская средняя школа»  

Литературное чтение 4  класс

УМК «Планета Знаний»,  учебник  Э.Э. Кац «Литературное чтение» 4 класс

Разработка урока будет полезна для учителей начальных классов, работающих по УМК «Планета знаний». Урок проводится в 4 классе, во втором полугодии.

Тема урока – Олег Кургузов «Телевизионные макароны»

Тип урока – урок изучения нового материала  

Цель урока: создать условия для знакомства с произведением Олега Кургузова «Телевизионные макароны»

Задачи урока:

Образовательная – познакомиться  с творчеством Олега Кургузова и его произведением «Телевизионные макароны».

 Развивающая – развитие познавательных процессов: внимание, мышление, память, смекалка;

 Воспитательная  - воспитывать интерес с родному языку; любовь к чтению; формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: - определять и формулировать совместно с учителем учебную цель;

-планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью;

-уметь делать выводы:  находить главное в изучаемом объекте; устанавливать главную причину явления;

- уметь кратко оформлять высказывание,                                                   

-осуществлять контроль своих действий;

-оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний;

- делать выводы в результате совместной работы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные: - умение  с достаточной  точностью выражать свои мысли;

-уметь договариваться и приходить к единому мнению;

- слушать и понимать речь других;

-– умение работать в паре и группе.

Личностные: - формировать умение высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции;

- умение оценивать свои поступки, согласно ситуации и соотносить поступки героев с собственной точкой зрения

Этап урока

Время, мин

Методы и приемы работы

Формы организации УД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечания

1.Организационно-мотивационный момент

2мин

Словесные ,

наглядные, создание ситуации успеха

Коллективная

Сегодняшний урок литературного чтения я предлагаю начать со стихотворения мальчика Коли Полякова. Это стихотворение было напечатано в журнале для детей «Костёр»

Как вы понимаете эти строки?

–Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

Проверьте: на парте должен быть учебник, тетрадь, пенал и дневник.

Не забывая «золотые» правила поведения, начинаем урок.

Читают с доски.

Я с детства с книгами дружу,
По строчкам пальчиком вожу,
И целый мир за это
Мне выдает секреты.

Отвечают.

Отвечают.

Проверяют.

-«Золотые» правила поведения.

 1. Один говорит, остальные слушают

2.Хочешь сказать, подними руку.

3.Главное на уроке – тишина.

Карточки над доской.

2.Проблемная ситуация.

2 мин

Проблемный, наглядный, словесный.

Коллективная,  индивидуальная

Автор, чьё произведение мы сегодня прочитаем, говорил про себя: «Фамилия моя звучит, согласитесь, не очень поэтично. Это вам, конечно, не звонкий Маршак… Но, если её прочитать задом наперёд, то получится

Гело Возугрук». Прочитайте фамилию и имя автора.

Читают на карточке.

Карточка:  Гело Возугрук

3.Постановка цели и темы урока

3 мин

Проблемный, наглядный, словесный.

Коллективная

  Карточка переворачивается.   Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Поставьте цель.

Как вы думаете, о чём это произведение?

По какому плану будем работать? На доске карточки с пунктами плана, но они стоят не по порядку. Восстановите план.

Вступают в диалог с учителем,

Читают тему, определяют цель урока.

Предполагают.

Восстанавливают план урока.

1.Знакомство с автором.

2.Словарная разминка.

3. Знакомство с произведением.

4.Анализ произведения.

5. Творческая работа.

Карточка

Карточки.

3. Открытие обучающимися новых знаний.

4.Физкультминутка.

5. Открытие обучающимися новых знаний ( продолжение)

7 мин

1 мин

4 мин

Практический

Словесный, практический.

практический

Работа в парах

Парная.

Фронтальная.

Коллективная.

Коллективная.

1.Знакомство с автором.

На парте у каждой пары карточка, на которой краткая биография автора.

Зачем нам знать биографию автора?

Прочитать текст и закончить фразы, написанные на доске.

Проверка.

Поднимите руку, кто не ошибся в продолжении фраз.

Вы сказали, что Кургузов работал редактором. Как вы поняли это слово?

Друзья называли Кургузова лучезарным человеком.

Что значит ЛУЧЕЗАРНЫЙ?

Ребята. Подумайте, а вас можно так назвать?

Кого в классе вы можете назвать «лучезарный»?

Оцените работу в паре.

А - работали дружно, справились с заданием.

Б - спорили, но договорились.

В - не пришли к единому мнению, не справились.

2. Словарная работа.

-Для чего этот этап?

Откройте тетрадь, найдите  приклеенную карточку. Как вы понимаете эти фразы? Объясните в паре с соседом.

Странное видение –

Единственное исключение –

Профессор-филолог-

 Начинать с азов –

Дирижёрская палочка –

Приглядитесь –

Проверка.

Если ваше объяснение совпадает, поставьте около фразы +.

Поднимите руку, кто объяснил все фразы правильно?

«Едем с мамой в зоосад»

 

Прочитаем произведение. После чтения ответьте на вопрос:

-Это произведение Кургузова – сказка или фантастический рассказ?

Да, ребята, это сказка. Но не простая, а показательная. Почему?

Отвечают.

Дети работают в паре, читают текст, подчёркивают продолжение фраз.

1-ый читает начало, 2-ой продолжение.

1.Родился…

2.После школы учился…

3.При его активном участии….

4.Ушёл из жизни…

5.Друзья называли…

Оценивают.

Объясняют. Находят в «Толковом словаре».

Предполагают.

Зачитывают на слайде:

Лучезарный-доброжелательный, искренний, светлый. В его обществе всегда тепло и светло.

Желающие озвучивают ответ.

Отвечают.

Отвечают.

Работают в паре.

Зачитывают предположения

Оценивают работу.

Проводит дежурный.

Чтение цепочкой.

Это сказка.

Предполагают.

На парте карточка

(приложение 1)

На доске незаконченные предложения.

Словарь.

Карточки с буквами.

В тетради карточка.

.

6. Первичное закрепление

9 мин

Работа с текстом

Фронтальная

Парная.

Индивидуальная.

Назовите главного героя произведения.

Прочитайте, какая первая надпись появилась на тарелке. Что скажете про макароны, они какие?

Кто сегодня, придя в класс поздоровался?

Прочитайте, что произошло дальше?

Как развивались события дальше?

В каком слове была допущена 1-ая ошибка? Прочитайте.

Обсудите с соседом  :

Что заставило Фунтика вздрогнуть?

Почему?

Прочитайте в паре последний текст, который составили макароны. Найдите ошибки.

Что теперь думаете про макароны?

Почему макароны были безграмотными?

Что вам надо делать, чтобы быть грамотными?

Кто считает себя грамотным?

Проверим?

В первом абзаце найдите словарные слова.

Самопроверка по карточке.

В 1-ом абзаце найдите глагол с безударным гласным, а во 2-ом – проверочное слово.

Самопроверка  по карточке.

В последнем абзаце найти предложение с однородными членами.

Самопроверка по карточке.

Кто получил три +?

Подарим им аплодисменты.

Отвечают.

Привет!

Отвечают.

Находят, зачитывают.

Отвечают.

Зачитывают.

Обсуждают, отвечают (так воспитанные люди не говорят)

Выполняют.

Они безграмотные.

Их никто не учил, а сами нигде не могли научиться.

Отвечают.

Проверка. В тетради ставят +, если правильно,

 +, если не все слова,

 -, если всё неправильно.

Проверяют, оценивают. (+или -)

Проверяют, оценивают. (+ или -)

Встают.

Хлопают.

Карточка со словарными словами.

Карточка

Карточка.

7. Углубление знаний  

6 мин

Практическая значимость.

Самостоятельная.

Прочитать ещё раз произведение.

Что Кургузов хотел сказать вам, написав эту поучительную сказку? Какие выводы вы сделали для себя?

Перечитывают.

Отвечают, делают вывод.

5.Физминутка

2 мин

практический.

коллективная

Упражнения для глаз.

Ученики выполняют соответствующие  движения

6.Творческое задание

Домашнее задание

6 мин

Практический.

Самостоятельная.

Коллективная

  Переходим к последнему этапу.

Творческое задание.

Напишите в тетради, какими словами макароны могут поблагодарить Фунтика.

Кто желает зачитать?

Оценивание.

Чья работа вам понравилась больше всего.

Книги Кургузова можно найти в библиотеке.

На слайде вы их видите.

 «Мой кот-инопланетянин» - это последняя книга Олега Кургузова.  Книга о том, насколько важны в жизни семья и любовь. Её герои открыты миру добра. Писатель устами маленького мальчика озвучил главный закон, на котором строится семья. «Мама любит папу. Папа любит меня. Я люблю маму. Вот и получается круговорот любви в семье. А самое главное – родители могут пообещать своему ребёнку, что они всегда будут рядом. И это чистая правда. Любите своих родителей, помогайте им во всём. И пусть в ваших семьях будет царить любовь.

-Кого заинтересовала эта книга? Найти книгу Олега Кургузова и прочитать её к уроку внеклассного чтения.

Работают.

Зачитывают.

Взаимооценка.

Слушают.

Отвечают.

8. Итог урока.

Рефлексия .

3 мин

словесный

Метод формирования чувств

одобрение

Фронтальная

самостоятельная

С каким произведением познакомились на уроке? Что вы взяли для себя с сегодняшнего урока?

Напишите в тетради соседа слова благодарности за совместную работу.

Оцените свою работу на уроке.

   

   

Оценки за урок.

Всем спасибо! Молодцы!

Отвечают.

Пишут.

Оценивают буквой

А – работал отлично, в полную силу.

Б – чувствовал себя неуверенно.

В –работал не в полную силу, отвлекался.

Приложение 1.

О Ф. Кургузов (17.12.1959-10.03.2004) родился в деревне Угрюмово Домодедовского района Московской области.  После школы окончил дневное отделение факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова(1983). При его активном участии в Москве было создано несколько журналов для детей. Он был главным редактором этих журналов.

Олег Кургузов был членом Союза журналистов и Союза писателей, членом Совета по детской книге России.

“Рыцарь детской литературы”, “лучезарный человек”, “Самый солнечный писатель наших дней”, “тонкий лирик” - так называли Олега Кургузова коллеги по работе и критики.

Писатель ушёл из жизни в возрасте 45 лет, оставив нам произведения, наполненные теплом и светом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...