Технологическая карта к уроку литературного чтения
методическая разработка по чтению

Ирина Михайловна Косолапова

Технологическая карта к уроку литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»                                                                                                                        

Тип урока: урок получения  новых знаний.

Цель: изучить  пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать  о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Формируемые УУД:

 Познавательные УУД: получение новых  знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности пьесы -  сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения:

 а) портрет С.Я. Маршака  б) Фортепианный цикл «Времена года» П.И.  Чайковского, презентация

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

1.Организационный момент.

(4 мин)

Организация направленного внимания на начало урока

-Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, подарим им своё хорошее настроение.

Я приглашаю вас, ребята  в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница-Зима.

(звучит музыка Чайковского)

При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом скажите, какое настроение создаёт эта музыка.

-Что вы себе представили?

Отвечают на вопросы учителя.

Дети передают свои впечатления.(в музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь при дуновение ветра)

Положительный настрой на уроке.

Личностные УУД:- осознанность учения

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

2.Актуализация знаний, мотивация.

(5 мин)

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Прием: яркое пятно.

Учитель:

- Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.(иллюстрация зимнего пейзажа)слайд 1.

- Любите вы зиму?

-Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?(

- Почему?

-В произведениях, какого жанра могут происходит чудеса?

 -Какие виды сказок вы знаете?

-На какие группы их можно разделить?  

Дети отвечают на вопросы учителя.

Новый год.

 На новый год люди загадывают желания и ждут совершения чуда-исполнения желания.

В сказках

Народные, авторские.

О животных, волшебные, бытовые.

Подготовка к восприятию

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

3. Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

Формировка цели урока учителем.

-Вам бы хотелось увидеть какое-нибудь чудо?

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня  будем  делать  на  уроке? Произведение какого автора нам в этом может помочь? (Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев»).слайд2

- Вам знакома эта сказка?                    - Вы читали её сами, или вам читали взрослые?                                 - Кто видел мультфильм?                 -Ребята, это не просто  сказка. Это  сказка – пьеса. Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.                                         – Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

- А вы знаете, кто такой Самуил Яковлевич Маршак?слайд3

Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Рано полюбил стихи. Отец его работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Он учился в Воронежской гимназии, потом в Петербурге, затем в Ялтинской гимназии. После этого учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.слайд4

Дети помогают учителю в формулировке постановки цели урока.

Введение нового понятия – пьеса.

Работают с учебником.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

4. Первичное восприятие произведения.

(15 мин)

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Чтение сказки  вместе  с учителем.  ( учебник стр. 61)                                     -Какая это сказка?(волшебная)            -Докажите, что она волшебная.(волшебные помощники-12 месяцев, волшебный предмет-колечко, волшебные события-быстрое изменение времён года, волшебное преобразование-баба и дочь стали собаками). Ребята, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»? (Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12 месяцев сразу)                                                – Назовите действующих лиц пьесы. Как вы нашли героев?         ( Оформление сказки необычное, в виде разговора).

-Кто же это Падчерица?(Неродная дочь)                                                  -Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?(Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая).                    - Как вы думаете, почему автор сделал её главным персонажем?(хорошая)                                    - Все ли её любили?(Мачеха не любила. Она давала ей много работы).                                                 -Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?(Зимой нарвать подснежников)                                               -Зачем мачехе понадобились зимой подснежники?(по воле королевы)

 -Что вы  можете  сказать о мачехе? Почему вы так решили?             -Что вы  можете  сказать о дочке и о королеве?

Работа в парах. У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа. Падчерица-умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

2-я группа. Дочь-жадная, безжалостная, не увжает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Узнают значение новых слов по  словарю.

Знакомятся  с особенностями сказок – пьес. 

Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

5. Физминутка ( 4 мин)

Техника круговых движений.

Дети выполняют словесные задания учителя.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия)

(7 мин)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

-Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра? (Пьеса, спектакль, актеры).                                - А что же еще?(музыка)

-Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен.

-Давайте обратимся к нашей сказке. Какие месяца вы видите?

(Январь, Февраль, Апрель, Декабрь, Март)

-Какие здесь весенние месяца, какие зимние?

Выборочное чтение.

-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья месяцы передавали друг-другу эстафету.

Январь.-Не трещите морозы…

Февраль.-Ветры, бури, ураганы…

Март.-Снег теперь уж не тот…

Апрель.-Разбегайтесь рчьи…

-Ребята, как падчерица разговаривает с месяцами?

-А почему месяцы помогли девочке?

- Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте, апреле?

-Что вы можете сказать об этом цветке?

(Подснежник-самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу).               

Ребята слушают музыку. Определяют характер  музыки, героев. Дети учатся выразительному драматическому чтению согласно характеру героя.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

6.Повторное восприятие

(перечитывание).

(5  мин)

Углубить восприятие произведения

-Мы с вами провели большую работу .Какой можно сделать вывод?

Что такое пьеса? (литературное произведение, предназначенное для постановки в театре).

-Как вы думаете, что победило в этой пьессе? (добро. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

Ребята составляют вопросы , которые  они бы хотели задать  падчерице.

Вторичное восприятие текста.

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

7.Рефлексия деятельности

(2 мин)

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

А число 12 не простоое, оно волшебное. 12 месяцев в году, наши сутки поделены на день и ночь-по 12 часов каждый. И, наконец, под Новый год, когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство. И сегодня в руки мне попала корзинка с подснежниками. И разрешите подарить эти цветы нашим гостям со словами « Если только ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе..» Будьте хорошими, честными, чистыми, трудолюбивыми людьми.

Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя, сознаются в том, что получается или не получается.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

8. Домашнее задание

(2 мин)

Закрепить умения, полученные на уроке

Домашнее задание на  выбор:

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Дети записывают домашнее задание в дневник

Эмоциональное принятие домашнего задания.

Оценочная деятельность

(1 мин)

Дать оценку, полученным знаниям.

Мне очень понравилось сегодня работать  с вами. Спасибо и вам дорогие наши гости, за то, что Вы пришли время посетить наш урок. Ещё приходите.

 

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"

4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...