В.В.Голявкин "Никакой я горчицы не ел"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikakoy_gorchitsy_ya_ne_el.docx168.73 КБ
PDF icon nikakoy_gorchitsy_ya_ne_el.pdf1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 4 «В» классе по теме:

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

Учитель: Нураева Д.С.

Цель: создать условия для раскрытия смысла художественного произведения, учить анализировать поступки героев.

Задачи: 

  • познакомить учащихся с биографией В. В. Голявкина и произведением «Никакой я горчицы не ел»;
  • формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
  • воспитывать думающего ученика, стремящегося к развитию.

Планируемые результаты:

  • предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать текст вслух и про себя, воспринимать на слух художественное произведение;
  • метапредметные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы; анализ произведения, выделение в нем основной мысли; ответы на вопросы на основе художественного текста,  
  • личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг. мо-

мент

- Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.

Эмоциональный настрой на урок

2.Сообще-

ние темы и

постановка

целей урока

-Внимательно послушайте стихотворение: (аудио)

Всё для всех

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Юлиан Тувим (перевод с польского Елены Благининой)

- Опираясь на это стихотворение, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Верно!  Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

- Поставьте перед собой цель на урок.

Слушают стихотворение, проникаются в его смысл

-О профессиях, о труде, о том, что труд очень важен для каждого человека…

Цель: познакомиться с  биографией В. Голявкина, прочитать рассказ, выяснить основную мысль рассказа.

3.Работа по

теме урока

а)знакомство с биографией

писателя

Б)первичное чтение рассказа

В) беседа по первичному восприятию и словарная работа.

Слово об авторе (презентация)

Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов.

  Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костер" был напечатан рассказ "Как решался сложный вопрос". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем". Через десять лет была опубликована книга рассказов для взрослых "Привет вам, птицы!". Иногда свои произведения он иллюстрировал сам.

Голявкин не сказочник. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же.

Отдушиной для Голявкина стала детская литература. Когда вы будете читать его рассказы, обратите внимание на игру со словами. Слова двоятся и троятся, отчего изменяется смысл сказанного и благодаря таким изменениям формируется сюжет рассказа. Поэтому произведения Голявкина для детей всегда хорошо принимаются читателями.

      Умер Виктор  Владимирович Голявкин  в Петербурге 27 июля 2001 года.

- Откройте с.29.

-Прочитайте название рассказа.

- Предположите, о чем рассказ.

Что такое горчица? (слайд с определением)

- А попробуйте изобразить такое лицо, будто вы съели горчицу.

- А теперь давайте все же узнаем, о чем пойдет речь в рассказе.

Прослушивание аудио-записи рассказа

- Понравился вам рассказ?

Какие слова были непонятны? (значение слов на слайд)

Знакомство с биографией автора

Предположения детей

Строят гримасы

Первичное прочтение рассказа

Ответы детей.

4.Физ.ми-

нутка

- Я вижу немного устали, давайте отдохнем:

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Выполнение заданий, разминка

5. Повторное чтение и анализ произведения

- Скажите, от чьего имени ведется рассказ?

- Кто главный герой рассказа?

- Мы с вами сейчас  перечитаем рассказ  и составим план этого рассказа и проанализируем, какие чувства испытывал главный герой в каждой части рассказа. Прочитайте сначала до слов «Ходи себе и ходи».

О чем говорится в этой части?

- Как можем озаглавить эту часть?

- Какие чувства испытывал герой? (план и чувства на слайде)

- Читаем дальше, 2 часть до слов «вздохнул и дальше пошел»

- Как можем озаглавить эту часть?

-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером?

- Какое отношение у шофера к мальчику?

- Чему научила эта встреча мальчика?

- Прочитайте 3 часть до слов «значит, я опоздал немножко».

- Озаглавьте часть.

-Какие чувства испытывал мальчик?

- Как относятся изобретатели к мальчику?

- Чему могла научить эта встреча?

- 4 часть до  слов «Ребят никого не видно»

-Озаглавьте.

- Какие чувства испытывал мальчик?

-Как отнесся дворник к герою?

- Чему учит эта встреча?

- Сколько встреч еще будет у мальчика?

- С кем он встретиться?

- Давайте прочитаем эти части и заполним таблицу.

- От имени мальчика.

Ответы детей

- Прогульщик.

-Хотел петь, радовался свободе.

- Шофер.

- Вздохнул и дальше пошел.

-Прогнал. Мальчик не умеет ничего, не смог ему помочь, только отвлекал.

- Делай то, что умеешь.

- Изобретатели.

-Удивление, обида, возмущение.

- Смеются над ним. Иронизируют.

-В мире много непознанного. Познай!

- Дворник.

-Нечем заняться, скучно, обидно.

-Злится, прогнал. Метла для работы.

-Не мешай другим работать.

- Еще 3 встречи.

-Строители, кондуктор, экскаваторщик.

6.Портрет главного героя

- А сейчас я предлагаю поработать в парах. Выберите в карточке и подчеркните только те прилагательные, которые помогут охарактеризовать мальчика, тем самым мы соберем портрет главного героя.

(карточка)

- Какой портрет героя получился? (проверка по контрольной паре)

- Какова главная  мысль данного произведения?

-Чему учит нас этот рассказ?

- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?

 - Я рада, что вы справились со всеми заданиями!

Карточка 1 (приложение)

- Безделье никогда не в радость.

-Рассказ учит заниматься своим делом и не мешать другим делать их дела. Учит тому, что прежде чем кем-то стать, нужно учиться. Учит не быть бездельником и лодырем.

7.Работа в группе

- А сейчас поработаем в группе. Составьте пословицы, которые могут подойти к данному рассказу.

(карточки)

-Объясните их смысл.

Работа в группе

8. Рефлексия

- Вспомните, какие мы ставили цели?

- Всех ли целей мы достигли?

- Отметьте галочкой то настроение, которое у вас после урока литературного чтения.

Цель: ознакомиться с  биографией В. Голявкина, прочитать рассказ, выяснить основную мысль рассказа, проанализировать, что хотел сказать нам автор этим рассказом

Карточка

Дом.задание

С. 29-34 пересказ по плану

- Спасибо за урок. Урок окончен!

Запись д.з.


Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Карточка 1       «Собери портрет главного героя»

Щедрый, добрый, старательный, послушный, смелый, любознательный, дружелюбный, болтливый, работящий, честный, обидчивый, лживый, жадный, злой, ленивый, капризный, грубый, хвастливый, драчливый.

Пословицы

Сделал дело – гуляй смело.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

От безделья собака на ветер лает.

Сделал дело – гуляй смело.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

От безделья собака на ветер лает.

Сделал дело – гуляй смело.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

От безделья собака на ветер лает.

Отметь плюсиком свое мнение об урокеКартинки по запросу "смайлики рефлексия""

 Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было комфортно и все понятно!

На уроке немного затруднялся, не все понятно.Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было трудно, ничего не понял.

Отметь плюсиком свое мнение об урокеКартинки по запросу "смайлики рефлексия""

 Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было комфортно и все понятно!

На уроке немного затруднялся, не все понятно.Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было трудно, ничего не понял.

Отметь плюсиком свое мнение об урокеКартинки по запросу "смайлики рефлексия""

 Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было комфортно и все понятно!

На уроке немного затруднялся, не все понятно.Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было трудно, ничего не понял.

Отметь плюсиком свое мнение об урокеКартинки по запросу "смайлики рефлексия""

 Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было комфортно и все понятно!

На уроке немного затруднялся, не все понятно.Картинки по запросу "смайлики рефлексия""

На уроке было трудно, ничего не понял.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктор Владимирович Голявкин "Никакой я горчицы не ел"

Дети  на  этом  уроке расширяют  знания  о  творчестве   В. В. Голявкина,   учатся  анализировать   поступки   гер...

Литературное чтение 4 класс В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

    Конспект - сценарий урока по литературному чтению В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел» 4 класс...

В.В. Голявкин "Ни какой горчицы не ел"

Презентация к уроку литературное чтение В.В. Голявкин «Ни какой горчицы не ел»...

Открытый урок по литературному чтению. Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Семинар 26.02.2015г.

Тема: В.В. Голявкин  «Никакой я горчицы не ел»Класс: 4.Предмет: литературное чтение.Тип урока: открытие новых знаний.Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др.,...

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Матералыдля организации самостоятельной работы учащихся на уроке....

Классный час "Горчица"

В представленном материале содержится информация для проведения классного часа о горчице....