Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:     А.С.Пушкин «Зимний вечер».

Цели:  

-подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;

-способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения;

-расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;

-способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;

-добиваться заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

-отрабатывать дикцию и выразительность чтения;

-развивать эмоции и чувства детей;

Задачи:  

 •        образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

•        развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

•        воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.

Тип урока:  совершенствование знаний, формирование умений и отработка      

                       навыков.

Материал для чтения:  А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Оборудование урока: 

•  учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

          В.Г.Горецкий

•   «Поурочные разработки по литературному чтению» 3 класс

  • Аудиозапись

План урока:

Орг.момент (5 мин)

Проверка домашнего задания(8 мин)

Сообщение темы урока(1 мин)

Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения(5 мин)

Первичное чтение стихотворения( 5 мин)

Словарная работа(2 мин)

Самостоятельное чтение стихотворения( 15 мин)

Итог(4 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. А теперь настроимся на работу

Приветствуют.

Проверка домашнего задания

-С каким писателем мы работали на прошлом уроке? Л.Н.Толстой.

Что интересного о его жизни вы запомнили?

-С какими его произведениями познакомились?  («Лев и собачка», «Лебеди») О чем эти произведения?

Рассказывают.

Знакомство с биографией Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой рано потерял отца и мать. В 16 лет поступил в казанский университет, один из лучших университетов  того времени. Проучившись около трех лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Его интересы были самыми разносторонними. Он был поразительно способен к иностранным  языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал. Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

Слушают.

Подготовка учащихся к восприятию

Мы сегодня будем работать с  новым произведением Л.Н.Толстого.

А  для того  чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

Д: Акула.

Сообщение об акуле, об Африке.

А).А что вы знаете об акулах.

- Посмотрите на экран и скажите как выглядит акула.

- Назовите ее особенности.
- Представляет ли акула опасность для человека?
- Как можно назвать акулу за ее кровожадность и ненасытность?

Почти во всех морях и океанах нашей планеты  водятся страшные рыбы, называемые акулами.

Акула рыба прожорливая и хищная. Моряки говорят: «Что волк на земле, то акула в море».

- Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

- Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

б) .Стих на карточках на столе – прочитайте про себя.
Солона вода морская
Очень горькая такая
Не попьешь, не сваришь щей
Лишь купаться можно в ней.
Чтение хором 

читаем тихо

 читаем громко

 читаем быстро

- Кто из вас купался в море?
-Мы вдохнули свежий морской воздух и отправляемся в путь, на жаркий материк Африка, вместе с героями нашего рассказа. Рассмотрим изображения на странице 57.
- Как и в нашем стихотворении, что здесь делают дети?
- Кого мы видим на переднем плане рисунка рядом с детьми?
- Вот и наш рассказ называется «Акула».
- Что самое главное в морском путешествии?

Слушают, отгадывают загадку

-Акула – хищница

Читают стих на карточке

Отвечают на вопросы

-Купаются

-Акула

-Дружба, взаимовыручка. Тогда никакие трудности нам не страшны

Открытие новых знаний

Физминутка «Путешествие капитана»

Продолжение ОНЗ

Словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые слова.

-Ребята, обратите внимание на доску. Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

Хобот – задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Первичный синтез.

Прослушивание текста по электронному приложению.

Анализ.

Понравился ли вам рассказ?

Что особенно запомнилось?

-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

Вторичный синтез.

-Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.

Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула? 

По волнам, по волнам (показываем волнообразные движения ручками)

Плыл корабле по воде,

Смотрит в даль капитан (прилаживаем ко лбу ручку,

Ничего не видать!

Капитан в бинокль посмотрел (кулачками изображаем бинокль,

Смотрит рыбка плывет (слаживаем ладошки вмести, движения кистями рук)

Вдруг откуда не возьмись, зубатая акула (сложить вмести руки вытянуть и пальчиками согнутыми стучать друга)

Испугалась рыбка, быстро, быстро поплыла (сложить ладошки вмести в быстрым темпе начинаем движения ладошками)

Доплыла рыбка до острова (соединяем ручки над головой)

А на острове растёт высокая пальма (сложив ладошки вмести вытягиваем ручки вверх и раскрываем над головой)

А на пальме растут бананы (в расслабленном виде согнутые в локтях изображаем бананы).

Повторное чтение текста по смысловым частям и составление  плана этого текста.

(Чтение первой части) Выборочное чтение (1 абзац).
-Где стоял корабль?

-Как Толстой описывает погоду в этот день?

-С чем автор сравнивает погоду?

 - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду?

- Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом).

-Как бы вы озаглавили эту первую часть?

 (Чтение второй части) Читаем 2 абзац.
-Где матросы устроили купальню?

-Как бы мы озаглавили эту часть?

 (Чтение третьей части) 3 абзац – про себя.
- Кто же был с матросами на корабле?

-Почему дети решили сплавать в открытое море?

- Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море?

-Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

-Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит?

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

-Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?

-Что выражает лицо артиллериста?

-Как мы озаглавим эту часть?

 (Чтение четвертой части) 4 абзац – про себя.
-С какого слова автор начинает эту часть?

Почему?

 - Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....)

-Что увидели матросы с палубы?

-Какими словами автор называет акулу? Почему?

-Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.

-Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков?

- Насколько эффективно было это решение?

-Как отреагировали дети на его слова?

-С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? Какие слова говорят о пережитых им чувствах?

-Как матросы решили помочь мальчикам?

-Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?

-Как мы будем читать?

-На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?

-Как озаглавим эту часть?

 (Чтение пятой части). 5 абзац – 1 ученик
-Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?

-ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…

-Как озаглавим эту часть?

-Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел)

- Почему вы так решили?

(Чтение шестой части). Чтение «цепочкой» (до слов «Но когда дым разошелся…»)
-Как подействовал визг мальчика на отца?

-Как он все делал?

-Какое решение принимает артиллерист?

-Какой будет темп чтения? Какое чувство?

-Как действует команда? Почему все замерли от страха?

-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

 (Чтение рассказа до конца.)

-Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?

- Какое он сейчас он испытывает чувство?

-Что его успокоило?

- Как бы мы озаглавили эту часть?

11.Характеристика главного героя.

-Ребята, кто главный герой этого рассказа?

-Что можно сказать об этом человеке, какой он?

-Он сильный, храбрый, мужественный. Характеристика  героя:

•        сильный духом

•        мудрый

•        мужественный

•        опытный

•        находчивый

•        решительный

•        смелый

•        бывалый

13.Вывод:

-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?

Какой урок хотел нам преподнести?

- Ради чего написан рассказ?

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях?

- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

14.Работа с пословицами:

А сейчас мы с вами прочитаем пословицы с доски и выберем из них
ту, которая подходит к нашему рассказу.
Не зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.

Не буди лихо ,пока оно тихо.

 Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какая же пословица подходит к нашему рассказу? Почему вы так думаете?

Записывают новые слова с рабочие тетради

Слушают произведение.

Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент

(- когда заметили акулу с палубы;

- когда мальчики старались уплыть от акулы;

- когда артиллерист выстрелил).

Выполняют

-Корабль стоял у берегов Африки.

- День был прекрасный…

-«Корабль у берегов Африки».

-Матросы, в парусе устроили купальню.

- «Купание в парусе».

- Два мальчика.

-Им тесно было в парусе

Дети читают эпизод текста

-Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

-Это означит не сдаваться, постараться победить.

-Радость. Он гордился сыном.

«Плавание наперегонки в открытом море».

-Автор начинает часть со слова «Вдруг…».

-Матросы увидели акулу.

-Морское чудовище, потому что акула - хищница.

-Стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись

-Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.

-С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

-Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

-Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.

-Быстро и с чувством волнения.

-Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.

- «Появление морского чудовища».

«Пронзительный визг».

-На первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела

- «Сорвался», «побежал».

-Он делал все быстро.

-Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)

-Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.

-«Выстрел».

- Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

- Чувство счастья, успокоения.

-« Мальчики на корабле».

-Главный герой - это старый артиллерист.

- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

-Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

-Да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях

Итог

- А еще что нового узнали вы на уроке? Что вам особенно понравилось?
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились.

И прежде чем что-то сделать 7 раз подумайте и потом сделайте.

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» 

 Ответы детей.

Домашнее задание

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа
  • приготовить пересказ по картинкам
  • нарисовать иллюстрацию
  • пересказать по плану учебника
  • сочинить стихотворение об акуле

Спасибо всем за работу, до свидания.

Записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...