Технологическая карта по литературе
методическая разработка по чтению (2 класс)

Н.Носов "На горке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta._i_samoanaliz_n._nosov_na_gorke.docx54.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе.

  1. Ф.И.О. учителя:  Туркова  Лидия Акиндиновна
  2. Класс: 2 «д»
  3. Предмет: Литературное чтение
  4. Тема урока:  Н.Н. Носов «На горке»
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный урок.
  6. Цель урока: знакомство детей с рассказом Н.Носова « На горке».
  7. Задачи:

- Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.

- Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление, память, речь, внимание,  обогащать словарный запас.

            -  Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты,  трудолюбия, уважения

            к чужому          труду, умение простить ошибку друга.

 8.УУД:

  • Познавательные УУД: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли текста.
  • Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, осознание через чтение художественного произведения основные ценности взаимоотношений (взаимопомощь, взаимовыручка)
  • Регулятивные УУД: формировать умение постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно,
  •         через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих действий и действий других учащихся по шкале и критериям, предложенным учителем.
  •         Коммуникативные УУД:
  • -умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

9. Планируемые результаты: знание Н.Носова; умение определять тему и находить главных героев; уметь: прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения.

10. Дидактические средства:

для учителя-  экран, учебник, презентация, портрет и выставка книг Н.Носова; аудиозапись рассказа, плакат - рисунок снежной горки.

для учащихся – учебник,  портрет Н.Носова,  таблица для ответов теста, карточки с заданиями,

11.Технологии: игровые,  информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Ход урока:

Название этапа

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Вступительная беседа. Приветственное слово учителя.

– Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

Девизом нашего урока станет пословица, давайте её прочитаем

“Делу – время, потехе -  час”.

 - Кто может объяснить значение этой пословицы?

- Так давайте же не потеряем ни одной минутки времени!

- Я вижу, что вы готовы меня слушать и слышать

Проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя. Читают пословицу, объясняют её значение.

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

- подготовка к сотрудничеству;

- умение сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результат

2.Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение темы и задач урока.

Задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

Работа в парах. Отгадывание автора произведения. Анализ названия произведения. Формулировка темы и цели урока.

А сейчас мы выполним задание в парах, которое поможет вам узнать писателя, произведение которого мы будем изучать сегодня на уроке.

  - Поработайте в парах. Соберите пазл и попробуйте узнать писателя.

-  А теперь посмотрите на доску и найдите этот портрет среди других.  

- Под каким номером его портрет? (3)

- Вы уже знакомы с этим писателем? (Да)

- Назовите фамилию этого писателя (Н.Носов)

- Мы сегодня продолжим знакомство с произведениями Н. Носова. Н.

- Какие произведения этого автора вы знаете? ( «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей)

-А о ком писал Н. Носов? (о детях)

 -Кто герои его произведений? (кластер – герои «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе»

-Верно. Сегодня у нас в гостях один из героев Носова.

- Давайте отгадаем кто это?

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен
Занят разными делами,

Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?
(Незнайка.)

-Незнайка предлагает вам посмотреть на выставку книг Носова из школьной библиотеки и рекомендует вам их прочитать.

-Ребята, давайте  вспомним биографию этого писателя.

-Вы подготовили сообщения о жизни и творчестве писателя. Давайте послушаем.

Сообщение .

Николай Николаевич Носов один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических, забавных, познавательных произведениях. . Они смешные, добрые, поучительные.  Носов в юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

- И   сейчас познакомимся с ещё одним  произведением Н.Носова  «На горке»

-Итак, мы  узнали  автора и название произведения.

-А теперь давайте определим тему нашего урока. (Знакомство с произведением Н. Носова «На горке».)

-Сформулируем  цель урока и задачи. Для этого нужно продолжить предложения.

Знакомство с произведением Н..Н. .Носова «На горке»

-На уроке мы будем :

 •выразительно читать и понимать прочитанное

•отвечать на вопросы и доказывать свой ответ

 •самостоятельно работать с текстом

•определять главную мысль текста

•составлять план рассказа

 •учиться работать в группах

 • оценивать свою работу

-Скажите, что такое  «горка»?

-Где  можно выяснить значение какого-то непонятного нам слова?

 ( в толковом словаре, интернете, в библиотеке, спросить у взрослых.)

-Ребята, а вы хотите узнать точное значение этого слова? (Да)

-У нас в классе есть «Толковый словарь русского языка.» Заглянув туда мы найдём значение слова «горка».

-  «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь»

Горка – мебель. Шкаф.

 - А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

 - Существует понятие «Красная горка». Это православный праздник.  Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

 -  Дома   вы можете какую  горку увидеть? Горку сахара, соли, семечек и т. д.

-Ребята, давайте подумаем, Про какую горку пойдёт речь в рассказе  у Носова? (про снежную)

- Делали ли вы  горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки? (снег, лопата, вода)

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

 - Почему?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Давайте послушаем фонограмму этого произведения

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился?

 Почему?

- Кто главные герои этого произведения?

- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?

Собирают пазл с портретом.

Угадывают имя писателя.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Просматривают выставку книг.

ученик  рассказывает биографию писателя.

Формулируют тему и задачи урока.

Узнают значение слова «горка».

Горку сахара, соли, семечек и т. д.

О снежной.

Он писал о детях, а зимой они любят кататься на горке

снег, лопата, вода

Ответы детей.

Дети слушают фонограмму .

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;

Регулятивные:

- Умение:

-ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

- контролировать результаты работы на уроке;

-прогнозировать содержание произведения по названию.

3.Физминутка

А теперь давайте отдохнём, дружно повторяйте движения под музыку.

Дети выполняют движения под музыку.

4.Речевая разминка.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.  

Работа над скороговоркой.

Прежде чем мы начнём читать, выполним упражнение на развитие артикуляционного аппарата.(речевую разминку)

- Давайте прочитаем.

«Три сороки – тараторки

Тараторили на горке»

  • чтение по слогам; хором.
  •  шёпотом;
  • с восклицательной интонацией;
  • с вопросительной интонацией.
  • в быстром темпе.

Читают

Отвечают на вопросы

Это жанр устного народного творчества.

Дети читают.

скороговорку.

.

Познавательные УУД:

- умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;

5. Словарная работа.

Реализация построенного проекта.

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

Работа с толковым словарём учебника.

- Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

-Найдите слова, выделенные для словарной работы (стр. 61)

-  Кто из вас может объяснить значение?

- СГРЕБАЛИ  -   собирали)
ТРУДЯТСЯ   -

- Подберите слово с противоположным значением

( ленятся)
- ВЗОБРАЛСЯ  -

- Замените синонимом

( влезть, вскарабкаться)

– ДВОРНИЦКАЯ –

- Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника ( помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице)
–  ЧЕТВЕРЕНЬКИ  -

- Как вы понимаете это слово? (Человек стоит одновременно опираясь на обе ноги и руки)    

 - НАПОРТИЛ –

- Подберите слово, близкое по значению ( сломал)        

 

Читают слова,  объясняют их значение, ищут их значение в толковом словаре учебника.

.Познавательные УУД:

- умение пользоваться толковым словарём

6.Первичное восприятие текста.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: применение нового знания.

Чтение рассказа вслух по цепочке.

Анализ произведения, выборочное чтение. Работа в парах.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто является главным героем рассказа?

Почему же он не вышел?

-  Что делали ребята?

Какой Котька?

- А что делал Котька, когда ребята трудились

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- А зачем он посыпал горку песком?

Как вы думаете, изменился ли Котька?

- какую ошибку совершил Котька?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

 - Что из этого вышло? Прочитайте.

- Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста...

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

-А были ли похожие случаи у вас? Расскажите.

Читают вслух хорошо читающие дети.

-Котька и его друзья

строили горку.

-Не хотел трудиться, но хотел кататься

-Хитрый

Котька вышел на улицу

-Он не мог на нее взобраться

-Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом .

-Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег

- Он стал лучше

-Рассказывают случаи из жизни.

Личностные:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе произведения, особенностей поведения героев рассказа;

Предметные:

- уметь читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и главную мыслю произведения;

-анализировать содержание текста;

- оценивать события, героев произведения.

Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков

7. Вторичное восприятие  произведения.

Работа в группах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

-А сейчас  мы работаем в группах.

-Образуем  3 группы по колонкам. 

-Вспомните правила работы в группе.

Внимательно читайте задание, обсуждайте и выполняйте. Договоритесь, кто из вас будет отвечать.

        

- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.

- Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)

- Каких картинок не хватает? (Хитрый Котька смотрит в окно, Котька делает ступеньки)

I группа    

- Расставьте картинки по порядку .

озаглавим каждую картинку.

(Дети приклеивают картинки на лист в нужном порядке и подписывают каждую картинку)

План.

  1. Ребята строят горку .(+)
  2. Хитрый Котька смотрит в окно. (-)
  3. Хитрец на скользкой горке.(+)
  4. Котька испортил горку песком.(+)
  5. Ребята ругают Котьку (+)
  6. Котька помогает ребятам. (+)
  7. Котька делает ступеньки. (-)

После выступления групп можно задать вопрос

- Ребята, скажите, когда вы расставили картинки по порядку, что у вас получилось (картинный план), а когда озаглавили каждую картинку? (словесный или письменный план)

II группа

-Определите каким был Котька? Дайте характеристику герою рассказа.

-Выберите подходящие слова.

(Умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый, хитрый.)

 Докажите свой выбор.

 Приведите примеры из текста.

III группа

На столе лежат разрезанные пословицы 

- Соберите пословицы и найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Проверим, правильно ли вы составили пословицы.

- Скажите, какая пословица выражает главную мысль рассказа? (дети называют пословицу под №3)

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

Образуют 3 группы. Вспоминают правила работы в группе.

Обсуждают задание.

1 группа распределяет картинки в нужном порядке.

Отчёт группы.

Обсуждают задание.

2 группа составляют характеристику Котьки.

Отчёт группы.

3 группа обсуждает задание и выполняет его.

Отчёт группы.

Личностные:

- творческое отношение к процессу выполнения заданий.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- умение слушать других, формулировать свои мысли вслух.

Предметные:

- знание содержания текста, событий, героев.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

8.Обобщение материала.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление при выполнении заданий практического характера.

Определение главной мысли рассказа. Работа с пословицами. Работа с интерактивной доской.

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год.

-  Каким стал Котька?

- Давайте определим главную мысль рассказа.

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?

-Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа.

1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и  исправлять свои ошибки.

Вывод:

-Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

С рассказом Н. Носова «На горке»

Отвечают.

Выбирают третье высказывание.

Доказывают выбор третьей пословицы.

Личностные УУД:

-умения, связанные с развитием самооценки;

-умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Коммуникативные УУД:

- умения учитывать разные мнения;

- умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения;

9. Итог урока, рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подведение итогов урока, определение темы и задач. Формулировка выводов. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Чему учит нас  рассказ?

  • трудолюбию
  • умению исправлять свои ошибки
  • быть настоящими товарищами
  • уважать чужой труд  

Итак, ребята я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

-Урок заканчивается. Подведём итог нашей работы.

-Вспомните цели  и задачи нашего урока.

Всё ли мы выполнили?

-Что было самым интересным на уроке?

- Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …         

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока …

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

 – Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

– Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

 – Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Читают высказывания.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос, продолжают предложения.

Регулятивные:

- умение оценивать результат своей деятельности.

10.Домашнее задание ( по выбору, дифференцированное), оценивание

1.Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике на с.65.

2.Пересказ от имени Котьки

Как получить ключ API-key для плагина Akismet У Наталии

мне все понятно, могу объяснить другим

 

Smile, Neutral or Frown?

мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы

Windows 8 будет без окон

мне не понятно, нужна помощь

 

Самоанализ урока по произведению Н.Носова "На горке"

Тема урока: Н.Носов «На горке»

Вид урока: комбинированный

Задачи:

- Образовательные: развивать умение бегло и выразительно  читать; формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; научить определять значение слов и обосновывать своё мнение; определять тему и главную мысль произведения.

 - Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умение работать в парах, группах, развивать мышление, память, речь, внимание,  обогащать словарный запас.

           - Воспитательные: воспитание интереса к предмету, чувство дружбы и доброты,  трудолюбия, уважения к чужому труду,        умение простить ошибку друга.

          Основная задача: полноценное восприятие произведения на уровне понимания главной мысли, овладения первичным    анализом содержания и структуры.

         С первой минуты урока дети были погружены в деятельность, вовлечённые в литературную игру «Угадай-ка!», которая направлена на формирование специальных читательских умений: правильно называть жанр, тему художественного произведения и его название.

        Такая деятельность способствовала обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлечённости и погружения учеников в учебную деятельность, позволила плавно перейти к определению темы урока, обеспечила готовность учащихся к очередному этапу работы.

          После первичного восприятия текста даю возможность детям выразить свое эмоциональное  состояние, высказать общее впечатление о прослушанном произведении, представить развёрнутые суждения.

         Работа с текстом произведения – основная часть урока. Каждый вопрос, задание этого этапа – учебная задача, для решения которой требовалось изучающее, поисковое, просмотровое и выборочное чтение, что способствовало формированию навыка чтения, умению ориентироваться в тексте, находить нужную информацию.

                 Данный этап урока является самым сложным и трудоёмким, где ведётся работа с образами героев, которая позволила учащимся несколько раз обратиться к тексту, составить характеристику главных героев и выразить своё отношение к ним. Данная работа показала, что дети могут увидеть точку зрения автора и выразить свою.

         Работа с деформированным картинным планом выполняла  учебные задачи: учила вчитываться в текст, чтобы лучше его понять; формировала умение находить часть текста, соответствующую пункту плана; делать обобщающие выводы; устанавливать логическую связь событий.

                  На данном этапе такие формы работы, как коллективная, групповая способствовали формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и индивидуальная формы были направлены на развитие у учащихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий.

        Домашнее задание дано в нескольких вариантах (дифференцированно), чтобы каждый ребенок мог выбрать работу по силам.

                   Содержание урока предполагало взаимное творчество учителя и учащихся, учебное сотрудничество. На протяжении всего урока формировала эмоциональную отзывчивость, создавала условия для включения учащихся в творческую деятельность, используя прием технологии ТРИЗ игру «Хорошо-Плохо», постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребёнок успешен в своём мнении, не боится высказываться – это

        формирует адекватную самооценку.

                Считаю, что новый учебный материал учащимися усвоен. Условием успешного усвоения учебного материала стало     создание творческой, доброжелательной обстановки на уроке; были созданы условия, поддерживающие стремление учащихся к    проявлению и развитию своих способностей; построение отношений между учениками и учителем на принципах   сотрудничества, взаимоуважения и взаимопомощи.

       Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по литературе

Тезнологическая карта по литературеТема: «К.Паустовского в рассказе «Золотой линь»Цель:создать условия для реализации знаний, идей, навыков в изучении произведений о природе на примере рассказа К.Паус...

Технологическая карта урока литературы

К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

Технологическая карта урока литературы

Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

Технологическая карта урока литературы

тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...

Технологическая карта по литературе

Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»...

Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...

Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»

Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...