Главные вкладки

    План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин "Легенда о матерях"
    презентация к уроку по чтению (2 класс)

    Романова Надежда Сергеевна

    Данный урок является четвертым уроком литературного чтения УМК "Перспектива",  раздела «Мои самые дорогие и родные», по Календарно-тематическому планированию Урок 101. «Мы идем в библиотеку. Книги о маме.» Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Считала целесообразным выбрать произведение И.Ф.Панькина «Легенда о матерях» для чтения с детьми в классе. По тематическому планированию урок был рассчитан на знакомство с произведениями о самых близких и родных и запланирован как урок внеклассного чтения. Данный  урок проводился накануне праздника 8 Марта и был открытым для родителей учащихся.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Мои самые близкие и родные.

    И.Ф. Панькин ."Легенда о матерях"

    Цель урока:

    • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
    • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

    Задачи урока:

    • работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
    • роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
    • вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
    • учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

    Оборудование и оформление доски:

    1. Толковый словарь.
    2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
    3. Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
    4. Пословицы о матерях.
    5. Презентация к уроку.
    6. Фонограмма песни "Мама - первое слово". Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.

    (книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)

    - На пороге праздник 8 Марта. День всех женщин в мире. Еще один повод поговорить о наших мамах и подарить им свое внимание и любовь.

    626.jpg

    (выразительное чтение стихотворений о маме.)

             От чистого сердца, простыми словами
             Давайте, друзья, потолкуем о маме.        
             Мы любим её, как хорошего друга,
             За то, что у нас с нею все сообща,
             За то, что когда нам приходится туго,
             Мы можем всплакнуть у родного плеча.

             Мы любим её за то, что порою,
             Становятся строже в морщинках глаза,
             Но стоит с повинной прийти головою - 
             Исчезнут морщинки, умчится гроза.
             За то, что всегда без утайки и прямо
             Можем доверить ей сердце своё,
             И просто за то, что она - наша мама,
             Мы крепко и нежно любим её.      (Н. Саконская)
      

    - А всё ли вы знаете о жизни своих мам? (выразительное чтение еще 2 стихотворений)

    Мамины руки 

    У мамы, как солнышко, теплые руки,
    Так нежно умеют они приласкать,
    Излечат от боли, избавят от скуки,
    В любую минуту готовы обнять.
    Играя, мне волосы нежно взлохматят,
    Пекут пирожки в выходной по утрам,
    И весело ножки щекочут в кровати,
    Когда не хочу просыпаться я сам.
    Погладят все платья, рубашки и брюки
    И тут же другую работу найдут…
    Я глажу уставшие мамины руки, –
    Пускай хоть немного они отдохнут.

    (И. Морозова)

    Липучка-почемучка 
    Мама любит и жалеет. 
    Мама понимает.
    Мама всё моя умеет,
    Всё на свете знает!
    – Почему кусают осы?
    Спрашиваю прямо.
    И на ВСЕ мои вопросы
    отвечает мама.
    Скажет мне, откуда с неба
    Снег зимой берётся.
    Почему буханка хлеба
    Из муки печётся?
    Почему собака лает?
    Что во сне приснится?
    Почему сосулька тает
    И дрожат ресницы?
    Почему на небе тучка,
    А в лесу – лужайка?
    Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,
    А ОНА – ВСЕЗНАЙКА!
    (Т. Бокова)

    - Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»

    0_7d512_54afb78f_L.jpg

    - А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).

    Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»

    - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

    - Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

    - Перед вами две книги. Почему она разные? (Ответы детей)

    85.jpg284911_320.jpg

    3. Знакомство с новым произведением

    Учитель начинает чтение произведения. Хорошо читающие  учащиеся (подготовленные) читают отрывки из произведения.

    4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

    - Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

    Можно почувствовать радость? В каком эпизоде? (ответы детей)

    Можно почувствовать печаль? В каком эпизоде? (ответы детей)

    Когда вы переживали?

    - Кто уже может сказать, откуда у моряков сила? Почему моряки сильны и непобедимы?

    - Подтвердились ли ваши предположения?

    5. Анализ произведения -

    Выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

    - Что сказано о жизни людей?

    - Что узнали о стрелах счастья?

    - Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

    - Что узнали о чайках?

    - Дайте характеристику героям .

    - Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

    - Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

    - Можно ли поступок матерей считать героическим?

    - Как же надо относиться к нашим мамам?

    - Какова главная мысль произведения?

    6. Работа с пословицами.  Работа в группах.

    Составить 3 пословицы и растолковать их. (В конвертах разрезные пословицы для каждой группы)

    На свете всё найдёшь,

     кроме отца и матери.

    Без отца – полсироты,

     а без матери и вся сирота.

    Нет лучшего дружка,

     чем  родная матушка.

    При солнышке тепло,

     при матери добро.

    Птица радуется весне,

     а младенец матери.

    Материнская молитва    

     со дна моря достаёт.

    Кто матери не послушает

    в беду попадёт

    Для матери

    плохих детей не бывает

    Материнская забота

    в огне не горит и в воде не тонет

    Мать кормит детей,

    как земля людей

    Одна у тебя матушка,

    одна у тебя и Родина.

    Сердце матери

    лучше солнца греет.

    7. Работа с иллюстрацией   фотографиями на доске

    - К какому эпизоду соответствует данные картины?

    Кочергин-Панькин илл. к Легенде о матерях photo.JPG

    288479_320.jpg

    images.jpg

    kartinkijane.ru-66245.jpg

    8. Выбор качеств настоящего мужчины.

    - Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

    (Выразительное чтение стихотворения Р.Гамзатов. Берегите матерей. Читает подготовленныйученик.)

    Трудно жить, навеки Мать утратив.
    Нет счастливей нас, чья Мать жива.

    Именем моих погибших братьев
    Вдумайтесь, молю, в мои слова
    Как бы ни манил вас бег событий,
    Как ни влек бы в свой водоворот,
    Пуще глаза МАМУ берегите,
    От обид, от тягот и забот.
    Боль за сыновей, подобно мелу,
    Выбелит ей косы до бела.
    Если даже сердце очерствело,
    Дайте Маме капельку тепла.
    Если сердцем стали вы суровы,
    Будьте, дети, ласковее с ней.
    Берегите Мать от злого слова.
    Знайте: дети ранят всех больней!
    Если ваши матери устали,
    Добрый отдых вы им дать должны.
    Берегите их от черных шалей,
    Берегите женщин от войны!
    Мать умрет, и не изгладить шрамы,
    Мать умрет, и боли не унять.
    Заклинаю: берегите МАМУ,
    Дети мира, берегите МАТЬ.

    (Расул  Гамзатов)

    9. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

    - Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

    Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

     А любить и во всём помогать своей мамочке?

    Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

    Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

    В заключении учащиеся поют песню. Мама - первое слово. Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.

    Информация для учителя

    Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

    .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Самые дорогие и любимые

    Слайд 3

    1. Легендой называют основанное на устных преданиях сказание об историческом или вымышленном лице, событии. 2. Легендой можно назвать вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо или чём-либо.

    Слайд 10

    Панькин И.Ф. «Легенда о матерях». Герои : женщины-матери (какие?) сыновья-моряки (какие?) царь Нептун (какой?)

    Слайд 11

    Домашнее задание. Перечитать произведение, подготовить его пересказ и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

    План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

    План-конспект сюжетного урока в 1 классе "Морское путешествие"

    Сюжетный урок в 1 классе. Учитель вместе с учениками фантазирует и пускается в морское путешествие. На уроке, играючи, дети проходят новый материал, повторяют старый, закрепляют умения и навыки....

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

    План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

    План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

    План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

    План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

    Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...