РП Литературное чтение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Игнатьева Тамара Павловна

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ и в соответствии с инструктивно-методическим письмом  «О преподавании в начальных  классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году».  Соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений России.

Цель данной программы: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

    Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

        Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

         Предмет «Литературное чтение» входит в область «Филология», изучается 102 ч (3 раза в неделю). На внеклассное чтение отводится 20 минут два раза в неделю.

         Имеется резервное время (3 часа), которое добавлено для изучения следующих разделов:

  • «Сказки русских писателей» - 1 ч;
  • «Зарубежная литература» - 2 ч.

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме контрольных работ и проверки техники чтения.

      Учебно-методический комплект:

Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой  «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009)

               Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

Содержание программы

4 класс (102 часа)

Былины, летописи, жития (8 ч)

Из русской классической литературы (15 ч)  

Поэтическая тетрадь (18 ч)

Сказки русских писателей (12 ч + 1 ч из резерва)

Делу время – потехе час (7 ч)

Страна далёкого детства (6 ч)

Природа и мы (11 ч)

Родина (5 ч)

Страна «Фантазия» (5 ч)

Зарубежная литература (15 ч + 2 ч из резерва)

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ 4 КЛАССА

Обучающиеся должны:

 – владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

– передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

– самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

– знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

– знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

– знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

– знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употреблять каждую из них;

– уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Примечание

 Былины, летописи, жития (8 ч)

1

Летописи.

1

2

«И вспомнил Олег коня своего…». Вн/чт. Какие книги я читал летом.        

1

3

Былины. «Ильины три поездочки». Вн/чт. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1

4

Былины. «Ильины три поездочки» (продолжение).

1

5

Былины. «Ильины три поездочки» (обобщение). Вн/чт. Былины о русских богатырях.

1

6

«Житие Сергия Радонежского». Вн/чт. Русские народные сказки о богатырях.

1

7

«Житие Сергия Радонежского» (продолжение).

1

8

Обобщение по теме «Былины, летописи, жития». Вн/чт. Подвиги Сергия Радонежского (энциклопедия).

1

Из русской классической литературы (15 ч)

9

Ознакомление с  произведением П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Вн/чт. П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок».

1

10

П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Продолжение.

1

11

П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Обобщение. Вн/чт. Стихи П.П.Ершова.

1

12

А.С.Пушкин. Стихи. Вн/чт. А.С.Пушкин. Стихи об осени.

1

13

Ознакомление с  произведением А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

1

14

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (продолжение). Вн/чт. А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке».

1

15

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (обобщение). Вн/чт. А.С.Пушкин. «Сказка о золотом  петушке» (продолжение).

1

16

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».

1

17

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Вн/чт. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы».

1

18

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» (продолжение). Вн/чт. М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

1

19

Л.Н.Толстой. «Детство».

1

20

Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень» (басня). Вн/чт. Л.Н.Толстой. Рассказы и сказки.

1

21

А.П.Чехов. «Мальчики». Вн/чт. Л.Н.Толстой. Басни.

1

22

А.П.Чехов. «Мальчики» (продолжение).

1

23

Контрольная работа по теме «Из русской классической литературы» (в форме тестирования). Вн/чт.А.П.Чехов. «Беглец», «Детвора».

1

Поэтическая тетрадь (8 ч)

24

Ф.И.Тютчев. Стихи. Вн/чт. И.С.Тургенев. «Собака».

1

25

А.А.Фет. Стихи.

1

26

Е.А.Баратынский. Стихи. Вн/чт. А.А.Фет. «Сентябрьская роза», Ф.И.Тютчев. «Декабрьское утро».

1

27

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Вн/чт. Стихи Е.А.Баратынского.

1

28

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…».

1

29

Н.А.Некрасов. Стихи. Вн/чт. И.С.Никитин. «Утро на берегу озера».

1

30

И.А.Бунин. «Листопад». Вн/чт. «Зелёный шум», «Пчёлы».

1

31

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь».

1

Сказки русских писателей (12 ч + 1 ч из резерва)

32

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Вн/чт. И.А.Бунин. «На пруде», «Северная берёза».

1

33

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» (продолжение). Вн/чт. В.Ф.Одоевский. «Бедный Гнедко».

1

34

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» (обобщение).

1

35

Ознакомление с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». Вн/чт. В.И.Даль. «Про мышь зубастую и про воробья богатого».

1

36

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (продолжение). Вн/чт. К.Д.Ушинский. «Сумка почтальона».

1

37

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (обобщение).

1

38

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Вн/чт. К.Д.Ушинский. «Слепая лошадь».

1

39

П.П.Бажов. «Серебряное копытце» (продолжение). Вн/чт. П.П.Бажов «Голубая змейка».

1

40

Ознакомление с произведением С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (в сокращении).

1

41

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» (в сокращении). Продолжение. Вн/чт. Рассказы С.Т.Аксакова о природе.

1

42

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» (в сокращении). Обобщение. Вн/чт. Рассказы С.Т.Аксакова.

1

43

Обобщение по теме «Сказки русских писателей».

1

44

Итоговый контроль техники чтения за I полугодие.

1

Делу время – потехе час (7 ч)

45

Ознакомление с произведением Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». Вн/чт. Е.Л.Шварц «Два брата».

1

46

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» (продолжение). Вн/чт. Е.Л.Шварц «Два брата» (продолжение).

1

47

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» (обобщение).

1

48

В.Ю.Драгунский. «Главные реки». Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «На Садовой большое движение».

1

49

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».

1

50

В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы».

1

51

Контрольная работа по теме «Делу время – потехе час».

Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы» (продолжение).

1

Страна далёкого детства (6 ч)

52

Б.С.Житков. «Как я ловил человечков».

1

53

Б.С.Житков. «Как я ловил человечков» (продолжение).

Вн/чт. Б.С.Житков. «Морские рассказы».

1

54

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Вн/чт. Рассказы Б.С.Житкова о животных.

1

55

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» (продолжение).

1

56

М.М.Зощенко. «Ёлка».

Вн/чт. К.Г.Паустовский. «Похождения жука-носорога».

1

57

Контрольная работа по теме «Страна далёкого детства».

Вн/чт. Рассказы М.Зощенко для детей.

1

Поэтическая тетрадь (4 ч)

58

В.Я.Брюсов. Стихи.

1

59

С.А.Есенин. «Бабушкины сказки».

Вн/чт. Стихи о детях.

1

60

М.И.Цветаева. Стихи.

Вн/чт. Стихи о семье.

1

61

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь».

1

Природа и мы (11 ч)

62

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».

Вн/чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы».

1

63

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» (продолжение).

Вн/чт. Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка.

1

64

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».

1

65

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька» (продолжение).

Вн/чт. А.И.Куприн. «Белый пудель».

1

66

М.М. Пришвин. «Выскочка».

Вн/чт. Рассказы М.Пришвина.

1

67

М.М.Пришвин. «Выскочка» (продолжение).

1

68

Е.И.Чарушин. «Кабан».

Вн/чт.  М.М.Пришвин. «Курица на столбах».

1

69

Ознакомление с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Вн/чт. Рассказы Е.Чарушина.

1

70

В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип» (продолжение).

1

71

В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип» (обобщение).

Вн/чт. В.Астафьев. «Конь с розовой гривой».

1

72

Контрольная работа по теме «Природа и мы».

Вн/чт. Стихи о природе.

1

Поэтическая тетрадь (6 ч)

73

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень».

1

74

С.А.Клычков. «Весна в лесу».

Вн/чт. Стихи С.А.Клычкова.

1

75

Д.Б.Кедрин. «Бабье лето».

Вн/чт. Стихи о весне.

1

76

Н.М.Рубцов. «Сентябрь».

1

77

С.А.Есенин. «Лебёдушка».

Вн/чт. Стихи о лете и осени.

1

78

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь».

Вн/чт. Стихи С.Есенина.

1

Родина (5 ч)

79

И.С.Никитин. «Русь».

Вн/чт. Стихи И.С.Никитиа.

1

80

С.С.Дрожжин. «Родине».

Вн/чт. Н.Н.Головин. «Моя первая русская история».

1

81

А.В.Жигулин. «О, Родина!».

Вн/чт. А.О.Ишимова. «История России в рассказах для детей».

1

82

Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».

1

83

Контрольная работа (с элементами творчества) по теме «Родина».

Вн/чт. Стихи о Родине.

1

Страна «Фантазия» (5 ч)

84

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника».

Вн/чт. Рассказы о Великой Отечественной войне.

1

85

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» (продолжение).

Вн/чт. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Вн/чт. А.П.Платонов. «Волшебное кольцо».

1

87

Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (продолжение).

Вн/чт. Кир Булычёв. «Девочка с планеты Земля».

1

88

Творческая работа по теме «Страна «Фантазия».

1

Зарубежная литература (15 ч + 2 ч из резерва)

89

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».

Вн/чт.  Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» (отдельные главы).

1

90

Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» (продолжение).

1

91

Ознакомление с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка».

Вн/чт. Сказки Г.Х.Андерсена.

1

92

Г.Х.Андерсен. «Русалочка» (продолжение).

Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Улитка и розовый куст».

1

93

Анализ произведения Г.Х.Андерсена «Русалочка».

Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Ромашка».

1

94

Составление плана к произведению Г.Х.Андерсена «Русалочка».

1

95

Г.Х.Андерсен. «Русалочка» (обобщение).

Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Свинопас».

1

96

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

Вн/чт. Сказки Г.Х.Андерсена (по выбору).

1

97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (продолжение).

1

98

Сельма Лагерлёф. «Святая ночь».

Вн/чт. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы).

1

99

Сельма Лагерлёф. «Святая ночь» (продолжение).

Вн/чт. Сельма Лагерлёф. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (отдельные главы).

1

100

Сельма Лагерлёф. «В Назарете».

1

101

Сельма Лагерлёф. «В Назарете» (продолжение).

Вн/чт. Сельма Лагерлёф. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (отдельные главы).

1

102

Обобщение по теме «Зарубежная литература».

Вн/чт. Феликс Зальтен. «Бемби».

1

103

Итоговый контроль техники чтения за II полугодие.

1

104

Игра «Литературные тайны».

1

105

КВН по литературному чтению.

1

Формы и средства контроля

Вид контроля

Количество за год

Контрольная работа

5

Творческая работа

1

Проверка техники чтения

3


Контрольные работы

I четверть

Контрольная работа (тест)  по теме «Из русской классической литературы»

Вариант 1

  1. Что предложила золотая рыбка за своё спасение?

            А – выкуп                   Б – богатство                

            В – деньги                  Г – удачу

2.   С помощью чего злая царица хотела погубить молодую царевну?

            А – топора                Б – колдовства            

            В – яблочка               Г – яда  

3.   Этот герой отправился на поиски невесты.

            А – Черномор                Б – Салтан                  

            В – Елисей                     Г - Гвидон

4.   Как назвала зеркальце царица, когда рассердилась на него?

            А – стекло                     Б – склянка              

            В – кругляшка               В – болтунья  

5.   Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:

      «И молния грозно тебя обвила…»    

           А – А.С.Пушкин _______________________________                  

           Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________

           В – П.П.Ершов ________________________________  

6.   Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:

      «Глядишь в забытые ворота…»    

           А – А.С.Пушкин _______________________________                  

           Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________

           В – П.П.Ершов ________________________________  

7.   В каком произведении встретились эти слова?

           Маленький человек, Калифорния, бизоны

           _____________________________________

8.   Допиши имя и отчество писателя:

           Пушкин _____________________________________________

           Чехов _______________________________________________

                   


Вариант 2

      1.   Сколько лет рыбачил старик?

            А – 3                           Б – 33              

            В – 30                         Г – 10

2.   «Но, смягчившись на сей раз, дал гонцу такой…»

            А – приказ                  Б – матрас        

            В – наказ                    Г - квас  

3.   Кто дал яблочко царевне?

            А – царица                  Б – Чернавка                    

            В – Соколко               Г - царь      

4.   Сколько богатырей жили в лесу?

            А – 3                          Б – 5          

            В – 7                          Г – 9  

5.        Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:

      «Вскормлен грудью облаков…»    

           А – А.С.Пушкин _______________________________                  

           Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________

           В – П.П.Ершов ________________________________                      

      6.    Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:

      «И редкий солнца луч, и первые морозы…»    

           А – А.С.Пушкин _______________________________                  

           Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________

           В – П.П.Ершов ________________________________  

 7.   В каком произведении встретились эти слова?

           Америка, мустанги, «Монтигомо Ястребиный Коготь»

           _____________________________________

 8.   Допиши имя и отчество писателя:

           Лермонтов ___________________________________________

           Толстой  _____________________________________________

                   


III четверть

Контрольная работа по теме «Делу время – потехе час»

Вариант 1

  1. К каким произведениям раздела можно отнести эти пословицы?

Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

_______________________________________________________________

Ученику – удача, учителю – радость.

         _______________________________________________________________

  1. Узнай произведение по одной фразе, запиши его название и автора.

«Попробуй в классе запой – сразу выгонят».

         ___________________________________________________________________________

         «Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное».

         ___________________________________________________________________________

  1. Назови главного героя следующих произведений:

«Сказка о потерянном времени» ______________________________
«Главные реки
» ____________________________________________

  1. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

Е.Л.Шварц                                  «Никакой горчицы я не ел»

В.Ю.Драгунский                        «Что любит Мишка»

В.В.Голявкин                              «Сказка о потерянном времени»

   5.   Подчеркни черты характера Дениса Кораблёва из рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки»:

         смелый, ленивый, совестливый, разговорчивый, глупый, хитрый, весёлый, находчивый, трусливый,

         честный

Вариант 2

   1.   К каким произведениям раздела можно отнести эти пословицы?

Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.

_______________________________________________________________

Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.

         _______________________________________________________________

   2.   Узнай произведение по одной фразе, запиши его название и автора.

«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

         ___________________________________________________________________________

         «Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»

         ___________________________________________________________________________

   3.   Назови главного героя следующих произведений:

«Что любит Мишка» ________________________________________
«Никакой горчицы я не ел»
 __________________________________

   4.   Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

Е.Л.Шварц                                  «Сказка о потерянном времени»

В.Ю.Драгунский                        «Никакой горчицы я не ел»

В.В.Голявкин                             «Главные реки»

   5.   Подчеркни черты характера Мишки из рассказа В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка»:

         трусливый, разговорчивый, глупый, скромный, находчивый, честный, смелый, ленивый, хитрый


Контрольная работа по теме «Страна далёкого детства»

Вариант 1

  1. Какие брат и сестра испортили многим людям встречу Нового года? (Напиши  название произведения).

___________________________________________________________________________________

  1. Какая девочка вдохновила великого композитора? (Напиши название произведения).

___________________________________________________________________________________

  1. Где проводил осень Эдвард Григ?

___________________________________________________________________________________

  1. Подчеркни олицетворения в тексте:

«Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран. Он и дремали у деревянных пристаней. Вскоре пошел снег.».

  1. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

Б.С.Житков                                 «Корзина с еловыми шишками»

К.Г.Паустовский                        «Ёлка»

М.М.Зощенко                             «Как я ловил человечков»

      6*. Запиши пословицу правильно, изменив выделенное слово.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

___________________________________________________________________________________

Вариант 2

  1. Кем должен был стать Минька по предсказанию обиженной тёти? (Напиши  название

      произведения).

___________________________________________________________________________________

      2.   Какой инструмент мог петь обо всём? (Напиши название произведения).

            ___________________________________________________________________________________

      3.   Когда Б.С.Житков был маленький, его отправили туда жить. Там и произошла эта неприятная

      история. Куда же был отправлен мальчик?

            ___________________________________________________________________________________

      4.   Подчеркни олицетворения в тексте:

«Особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. В горных лесах живёт весёлое эхо. Оно подхватывает звуки и швыряет их через скалы.».

      5.   Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

            Б.С.Житков                                 «Как я ловил человечков»

К.Г.Паустовский                        «Ёлка»

М.М.Зощенко                             «Корзина с еловыми шишками»

      6*.  Запиши пословицу правильно, изменив выделенное слово.

 Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

___________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Природа и мы»

Вариант 1

  1. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

Д.Н.Мамин-Сибиряк                              «Выскочка»

А.И.Куприн                                             «Кабан»

В.П.Астафьев                                        «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                          «Стрижонок Скрип»

            М.М.Пришвин                                        «Барбос и Жулька»      2.   В каком произведении сорока лишилась хвоста? (Укажи автора).

            __________________________________________________________________________________

      3.   В каком произведении герои были разными, но дружба их – крепкой? (Укажи автора).

            __________________________________________________________________________________

      4.   Напиши, из каких произведений эти предметы:

            норка ____________________________________________

            рога _____________________________________________

            хвост ___________________________________________

      5.   Узнай героя по описанию, напиши, из какого он произведения.

         1)  Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он,  не  торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!

          ________________________________________________________________________________

               2)   Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами  

       над бровями и на груди.

               ________________________________________________________________________________     

                                                                                                                                  

               3)   Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да

       ведь так жалобно кричит…

                ________________________________________________________________________________

      6*.   Что означают слова?

              сталактит –   ___________________________________________________________________

              яр – ____________________________________________________________________________

              сайма – _________________________________________________________________________


Вариант 2

      1.   Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:

Д.Н.Мамин-Сибиряк                              «Барбос и Жулька»

А.И.Куприн                                             «Выскочка»

В.П.Астафьев                                          «Приёмыш»

Е.И.Чарушин                                           «Стрижонок Скрип»

М.М.Пришвин                                         «Кабан»

      2.   Герой какого произведения учился жизни сам, без помощи родителей? (Укажи автора).

           _________________________________________________________________________________

      3.   Герой какого произведения стал приёмным членом семьи, которого все очень любили? (Укажи

            автора).  __________________________________________________________________________

      4.   Напиши, из каких произведений эти предметы:

            миска ____________________________________________

            лодка _____________________________________________

            метла ___________________________________________

      5.   Узнай героя по описанию, напиши, из какого он произведения.

         1)  Ей было очень тяжко одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.

           ________________________________________________________________________________

  1. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как   чеснок.

           ________________________________________________________________________________                                                                                                                  

  1. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,

                     превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.  

           ________________________________________________________________________________                                     

        6*.   Что означают слова?

              марал– ________________________________________________________________________

              заполошно – ___________________________________________________________________

              фестон – ______________________________________________________________________


 IV четверть

Контрольная работа (с элементами творчества) по теме «Родина»

Вариант 1

  1. Запиши название произведения и его автора.

1)   «Мина кораблю пробила днище

       Далеко-далеко от земли».

           ________________________________________________________________________________

  1. «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю».

            _______________________________________________________________________________

  1. Напиши название стихотворения этого автора:

   Дрожжин С.Д.________________________________________________________________

   Слуцкий Б.А.__________________________________________________________________

         3.  Составь небольшой текст о своей Родине.  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

  1. Запиши название произведения и его автора.

1)   «Мои обиды и прощенья

     Сгорят, как старое жнивьё».

          _________________________________________________________________________________

               2)   «Посмотрю на юг -

                     Нивы зрелые».

          __________________________________________________________________________________ 

         2.   Напиши название стихотворения этого автора:

   Никитин И.С.__________________________________________________________________

                  Жигулин А.В.___________________________________________________________________

        3.  Составь небольшой текст о своей Родине.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(Творческая работа по теме «Страна «Фантазия» (IV четверть) –

изготовление книжки-малышки о путешествии на другую планету)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература

1.  Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,

     2009.

2.  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.

3.  Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.:  

     Дом педагогики, 2005.

4.  Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004.

5.  Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.

6.  Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.  

Оборудование и приборы

1.  Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по  

     литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

2.  Словари по русскому языку.

3.  Детские книги разных типов из круга детского чтения.

4.  Портреты поэтов и писателей.

5.  Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

6.  Классная доска.

7.  Компьютер.

8. Музыкальный центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...