Конспект урока "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Багирян Николь Артуровна

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: литературное чтение

ОС: Школа России

Класс:1

Цель:

Содержательная: расширение представления учащихся о жанре «сказка», знания о А.С. Пушкине и его сказках

Деятельностная: создание условий для понимания того, чему учат сказки А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Дата: 30.01.2020

Школа: Трубчевская гимназия им. Калашникова

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: литературное чтение

ОС: Школа России

Учитель: Багирян Н.А.

Класс:1 

Цель: 

Содержательная: расширение представления учащихся о жанре «сказка», знания о А.С. Пушкине и его сказках

Деятельностная: создание условий для понимания того, чему учат сказки А.С. Пушкина

Задачи:

Дидактические:

1. Развивать умение анализировать иллюстрации учебника;

2. Развивать умение работать с авторским текстом;

3. Развивать умение читать плавно, без остановок

Воспитательные:

1. Воспитывать гордость и уважение к произведениям русских писателей-классиков

2. Развивать умение определять основные ценности взаимоотношений между

Развивающие:

1. Развивать умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

2. Развивать умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей        

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение воспринимать на слух различные виды текстов;
  2. Умение различать понятия добро и зло, на основе прочитанных рассказов и сказок;
  3. Умение называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков;
  4. Умение читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой

Личностные:

  1. Умение с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире;
  2. Умение на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений между родными

Регулятивные:

1. Умение определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

2. Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

3. Умение высказывать своё предположение;

4. Умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Познавательные:

  1. Умение отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
  2. Умение дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников

Коммуникативные:

  1. Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  2. Умение слушать и понимать речь других;
  3. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;
  4. Умение участвовать в диалоге на уроке

План:

1. Этап мотивации

  1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Беседа о сказках

2.2. Чтение учеником отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

2.3. Беседа об авторе

2.4. Рассказ учителя про А.С. Пушкина

2.5. Рассказ учителя про Надю Рушеву

2.6. Работа с иллюстрациями учебника

2.7. Работа с авторским текстом (жужжащее чтение)

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Первичное восприятие произведения. Чтение учителем наизусть

5.2. Проверка первичного восприятия

6. Этап анализа произведения

6.1. Беседа по содержанию сказки

6.2. Характеристика героев (на слайде)

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Перечитывание текста

7.2. Чтение по ролям

7.3. Работа с пословицами

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД.

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята!

-Меня зовут Николь Артуровна

-Сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я

1.2. Эмоциональный настрой

-Ребята, сегодня на урок я принесла один предмет

-Я думаю, все вы с ним хорошо знакомы

-Чтобы узнать этот предмет, я предлагаю вам отгадать загадку

Говорит она беззвучно,
С нею не бывает скучно.
Если дружен будешь с ней,
Станешь вчетверо умней.

-Вы уже догадались, что это?

-Молодцы, ребята!

-Посмотрите, какую красивую книгу я принесла

Книга

К1

П1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Беседа о сказках

-Ребята, скажите, пожалуйста, а какие книги вы любите читать?

-Мне кажется, больше всех мы любим читать сказки

-Даже я ещё люблю читать сказки

-Ребята, а какие сказки вы знаете?

2.2. Чтение учеником отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

-Ребята, сегодня на уроке я буду работать не одна

-У меня есть маленькая помощница

-И сейчас я попрошу её выйти к доске

-Диана, пожалуйста, выйди к доске

-А вас я попрошу вести себя тихо и внимательно её слушать

-Ребята, а как вы думаете, что вы только что послушали?

2.3. Беседа об авторе

-О каком поэте пойдет сегодня речь?

-Кто такой А.С. Пушкин?

-Как называют писателя авторы учебника?

-Прочитайте вслух

-Какие его произведения вы читали?

-Что вы знаете об этом поэте?

-Какие вы молодцы!

-Я тоже хочу вам рассказать об этом великом писателе

2.4. Рассказ учителя про А.С. Пушкина

     Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года.

У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат.

   В детстве он проводил много времени со своей любимой  няней — Ариной Родионовной. Она рассказывала маленькому Саше интересные сказки.

      У Пушкина была необычная внешность: у него были светло-голубые глаза, смуглая кожа, а голову покрывали темные кудри.

Александр Пушкин рано научился писать и читать. С ним занимались разные учителя и родная бабушка.

В их доме было очень много книг. И чтение стало любимым занятием Пушкина с самого детства.

     В 12 лет Пушкин начал учиться  в Царском лицее. Там он встретил верных друзей и начал писать стихи.

После окончания лицея молодой поэт переехал в Петербург.

   Пушкин написал много красивых стихов, поэм и сказок. Он стал величайшим русским поэтом. Его произведения известны по всему миру.

 -Ребята, а сейчас я прошу обратить внимание на представленные картинки

-Я думаю, вы уже догадались, что на них изображён А.С. Пушкин

-Ребята, эти замечательные рисунки писала очень талантливая девочка художница Надя Рушева

-Кто-нибудь из вас слышал о ней?

2.5. Рассказ учителя про Надю Рушеву

Детство

Родилась девочка в 1952 году, в семье известной балерины Натальи Ажикмаа и художника Николая Рушева. Родители хотели, чтобы дочь самостоятельно выбрала род занятий, а потому никогда не указывали ей, что делать. Уже в пять лет Надя начала создавать свои первые картины. Это были иллюстрации к прочитанным сказкам, историческим событиям или мультфильмам. Удивительно, в процессе рисования она требовала включить классическую музыку (Моцарт, Рахманинов) или запись звона колоколов. Творила она очень быстро и вдохновенно: за день легко могла набросать 30-35 рисунков.

Первые успехи

Отец-художник показывал своим коллегам картины дочери и те искренне поражались способности маленькой девочки чувствовать сюжеты и эпохи, которые она воспроизводила. Эпизод из жизни ее любимого поэта Пушкина или картина по мотивам какого-либо произведения Шекспира были переданы настолько глубоко, что взрослые именитые критики находили в картинах новые смыслы. Когда Наде было 12 лет, детский журнал "Юность" организовал ей первую выставку. Она прошла очень успешно, и в течение нескольких месяцев персональные выставки прошли в Италии, Чехии, Румынии, Польше. Больших гонораров Рушева не получала из-за слишком юного возраста, а потому поводов для чрезмерного высокомерия и развращения не было. Девочка продолжала творить в том же темпе, просиживая за рисованием все свободное время. Невероятная проницательность.

Помимо таланта многие наблюдали в Наде еще и сверхъестественные способности. Так, например, в 16 лет девушка написала цикл работ по мотивам романа "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Жена покойного советского писателя увидела иллюстрации и поразилась: на картинах было огромное количество совпадений с реальной жизнью Михаила Афанасьевича и ее собственной. Надя детально прорисовала фамильную печатку Булгаковых, которую она никак не могла видеть. А один из портретов к роману в точности передавал черты лица жены писателя в молодые годы. Рациональному объяснению этот феномен не поддается даже сейчас, по прошествии более чем 50 лет. Как говорила сама Рушева, она ничего не придумывает, а просто обводит карандашом образы, которые видит на бумаге.

Ранняя смерть

Вернувшись с отцом из Ленинграда, юная художница задумала большой цикл работ по мотивам романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Родители должны были принести Наде книгу, чтобы та могла прочитать произведение и проникнуться его духом. Однако начать работу девочка так и не смогла.

6 марта 1969 года мама поставила на стол завтрак, а сама пошла собираться на работу. Надя выпила кофе и, не успев приступить к пище, упала со стула на кухонный пол. Отец босиком помчался на станцию скорой помощи, рассказал докторам о случившемся и привел их в дом. Девочку забрали в больницу, но спасти не смогли. Она умерла от кровоизлияния в мозг, которое при нынешних технологиях могли бы предотвратить. Однако в то время смерть была неизбежна.

Талантливая Надя Рушева прожила всего 17 лет. За такую короткую жизнь она успела оставить огромное наследие в виде 10 тысяч картин. Это очень много даже для взрослых и успешных художников. Девочка очень тонко чувствовала окружающую действительность, наслаждалась жизнью и мечтала о том, чтобы передать людям как можно больше своих впечатлений и ощущений…

-Надеюсь, что и вы в будущем достигните больших высот, а для этого нужно стараться и прилагать много усилий в учёбе

2.6. Работа с иллюстрациями учебника

-Ребята, а теперь откройте ваши азбуки на стр.92

-Давайте рассмотрим, что здесь изображено

-Обратите внимание, что изображено в самом центре

-Верно, ребята, это портрет А.С. Пушкина

2.7. Работа с авторским текстом (жужжащее чтение)

-Ребята, обратите внимание, что под иллюстрацией находится авторский текст

-Прочитайте его сейчас жужжащим чтением

-Кто такой А.С. Пушкин?

-Как называют Пушкина авторы учебника

-Прочитайте вслух

Ответы детей

Перечисляют сказки

Чтение учеником отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

Чтение авторского текста

Беседа

Фронтальный опрос

К1

К2

П1

К2

П1

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стихотворение, которое находится на стр. 93

-Есть ли у него название?

-Можем ли мы сказать, о чем пойдет речь?

Фронтальный опрос

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-А кто может сказать, о чем пойдёт речь на нашем уроке?

-Какова же тема нашего урока?

-А я предлагаю назвать наш урок «Что за прелесть эти сказки!»

-Как вы понимаете это название?

-Какую цель мы поставим?

-Повторить или вспомнить, какие сказки написал Пушкин?

-Чему учат сказки Пушкина?

Физминутка

  • Мы - веселые мартышки,                                     -дети встают со своих мест
    Мы играем громко слишком.
    Все ногами топаем,                                      
    -топают ногами (ходьба)
    Все руками хлопаем,                                                
    -хлопают в ладоши
    Надуваем щечки,                                                
    -надувают детки щеки
    Ходим на носочках.
    Тянемся мы к потолку,
    Пальчик поднесем к виску                    
    -подносим оба указательных пальца к виску
    И друг другу даже
    Язычки покажем!                                                
    -показывают языки
    Шире рот откроем ,                                             -
    открывают рот
    Гримасы все состроим.                                          -строят гримасы
    Как скажу я слово три,
    Все гримасы убери.
    Раз, два, три!                                                            -садятся на места

О сказках

Фронтальный опрос

П2

К2

Р1

Р2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий.

5.1. Первичное восприятие произведения. Чтение учителем наизусть

5.2. Проверка первичного восприятия

-Из какой сказки этот отрывок?

-Кто из героев этой сказки вам нравится?

Из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Фронтальный опрос

П1

П2

П3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Беседа по содержанию сказки

-А скажите мне, все ли из вас хорошо помнят эту сказку?

-Как вы думаете, почему же царица захотела убить царевну?

-А кто из вас помнит, каким волшебным предметом пользовалась царица?

-Кто свёл в лес молодую царевну?

-А у кого в доме она поселилась?

-В каком гробу оставили царевну богатыри? 

-Ребята, а как же звали жениха Царевны?

6.2. Характеристика героев (на слайде)

-Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд

-Как вы думаете, какая характеристика подходит нашим героям?

Беседа

П2

П3

К2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции.

7.1. Перечитывание текста

-А сейчас мы будем читать по цепочке по 2 строчки

-Начнём со второго ряда

-Сели все ровненько

-Пальчик поставили на начало строчки, внимательно следим и слушаем, потому что потом я буду задавать вопросы

7.2. Чтение по ролям

-Ребята, а сейчас мы с вами прочитаем этот отрывок по ролям

-У нас будет три роли:

1-слова автора

2-царевич

3-месяц

-Есть желающие?

7.3. Работа с пословицами

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд

        Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
                Жадность и зависть до добра не доведут.

-Что вы прочитали?
-Чему нас учит сказка?
-Какая из пословиц отражает главную мысль сказки?

-Как вы думаете, подходят ли эти пословицы? Почему?

Если будешь иметь много желаний, то не добьешься своей цели.
Чем больше имеешь, тем больше желаешь.
Жадность и зависть до добра не доведут.

П1

П4

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята, давайте прочитаем ещё одно выражение, которое принадлежит А.С. Пушкину:

«Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.»

-Какой урок мы с вами сегодня извлекли?

-Вы довольны своей работой на уроке?

-Повернитесь лицом друг к другу и скажите своему соседу: «Ты-молодец, потому что хорошо поработал на уроке»

-Посмотрите на меня, пожалуйста, и скажите, а вам понравилось, как ваши одноклассники работали сегодня на уроке?

-Кого бы вы хотели похвалить?

-Спасибо за урок!

П4

К1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....

конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....

Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс

Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс...

Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки" для 5 класса...