Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Федорова Юлия Олеговна

Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_za_prelest_eti_skazki.docx36.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Конспект открытого урока музыки во 4А классе

по теме:

«Что за прелесть эти сказки»

Выполнила: учитель музыки

Федорова Юлия Олеговна

с. Ленинское 2020г

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - «Музыка» 4 класс

Раздел: «День, полный событий» 2 урок

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки» Опера Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Класс: 4А

Время проведения: 45 минут

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.

Задачи:         

  • Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
  • Расширить понятие регистр.
  • Вызвать интерес к классической музыке.        
  • Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портрет Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.

Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н.А.Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты); звучание различных музыкальный инстументов для оркестра (фрагменты).

Планируемые результаты урока

УУД:

  • познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;
  • регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;
  • коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;
  • личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.


План-структура урока

1. Организация начала урока

1.1.Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3 . Определение темы урока.
4.
 Открытие новых знаний.

4.1Слушание музыки

4.2 Беседа

5. Проверка усвоения нового материала
5.1 Слушание музыка

5.2 Вокально-хоровая работа

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6.1 Слушание музыки

6.2 Музыкально-ритмические движения

6.3 Физминутка

7. Подведение итогов. Рефлексия.

7.1 Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала урока

1.1.Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания

Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»:

создаю условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного:

Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью.

Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!»

Проявляют интерес к теме

Личностные:

- пробуждение эмоциональной

отзывчивости

- формирование учебной мотивации

Коммуникативные:

- согласование своих действий с

действиями одноклассников,

- проявление доброжелательного

отношения к окружающим

Регулятивные:

- согласование песни и музыки

Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Ребята, а может быть вы знаете -  кто сочинил «Сказку о царе  Салтане»?

Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут  композитора?

Учитель. Правильно ребята.

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

Обсуждают и ищут правильный ответ

Дети. А. С. Пушкин. 

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Дети. Волшебством.

Используют знания, полученные ранее

Дети. Римский – Корсаков. 

Познавательные:

- умение осознанно строить речевое

высказывание

- сравнение, классификация, анализ,

установление причинно-

следственных связей

Коммуникативные:

- вступление в диалог с учителем

- умение точно и полно выражать свои

мысли

Личностные:

- выражение своего эмоционального

отношения к музыкальному образу

3 . Определение темы урока.

«Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

Учитель: Ну и как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? Цель урока?

Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем,

формулируют цель, работают

с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы

Дети: «Что за прелесть эти сказки»

Познавательные:

- самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ,установление причинно – следственных связей

Личностные:

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее

целью)

4. Открытие новых знаний.

4.1Слушание музыки

4.2 Беседа

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Эти строчки становятся зримыми  в музыке оперы  «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Фанфары начинают каждую картину оперы.

Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать

высоту звучания различных инструментов.

Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.

Слушание музыки: «вступление оперы « Сказка о царе Салтане»

Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки?

Учитель. А каким образом?

Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.

Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

Показ на синтезаторе различие звучания.

Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр.

И так, мы находимся в театре.

Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.

Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?

Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут…

Учащиеся слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Дети. Со вступления.

 Дети. Помогла. 

Дети. Звучали разные инструменты. 

Дети. По-разному.

(дети записывают определение  регистр)

Дети. Белка.

(Дети рассказывают)

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

5. Проверка усвоения нового материала
5.1 Слушание музыка

5.2 Вокально-хоровая работа

Послушайте, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.

Слушание музыки.

Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

Учитель. А в каком регистре звучала  тема белки?

Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?

Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Исполнение песни

Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки.

Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) 

Проговорим слова      

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

 

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик,

Он и звал красну девицу

В сыр бор по груздочки.

Я пойду пойду с тобою,

Ножки приустанут,

Заложи милой карету,

Я сяду, поеду.

Поем. Добиваемся чистоты пения.

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас Дети. Белка поет в высоком регистре.

Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).

Дети. Тема белки звучала в высоком регистре. (Дети называют инструменты симфонического оркестра)

Распевание слогов, исполнение песни

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои мысли

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6.1 Слушание музыки

6.2 Музыкально-ритмические движения

6.3 Физминутка

А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. 

 Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

Музыкально-ритмические движения

Учитель Молодцы! А теперь я предлагаю вам повторить ритмический рисунок.

Учитель.  Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

А вот и 2 чудо) 

Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

(Слушание)

Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Слушание)

Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал марш?

Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у  нас снова антракт.

Физминутка «Жирафик», «Рыбка».

Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» 

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком

регистре?

А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

(Звучит фрагмент)

Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?

Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  

Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.

 (Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра. Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. Дети. Марш звучал в низком регистре.

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учащиеся повторяют физические упражнение с элементами игры. Дети предполагают. 

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни 

7. Подведение итогов. Рефлексия.

7.1 Домашнее задание

Ребята! С чем мы сегодня познакомились?

Учитель. Кто написал эту оперу?

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане».

А при помощи чего изображались в опере герои?

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов.

Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. 

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы рисуете «изумруд».

 А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, рисуйте «орешек».

Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». 

Учитель: Записываем домашнее задание.

Учитель. Спасибо за работу на уроке. 

Музыкальное прощание.

Слушают учителя

Обобщают новые знания 

Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Дети. При помощи инструментов.    

Дети называют.

Дети отвечают.

Дети выполняют задание. 

Музыкальное прощание

Познавательные:

- умение анализировать,

структурировать знания

- выделение необходимой

информации, построение логической

цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной

полнотой выражать свои мысли в

устной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...