Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Конспект урока "Что за прелесть эти сказки" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Конспект открытого урока музыки во 4А классе
по теме:
«Что за прелесть эти сказки»
Выполнила: учитель музыки
Федорова Юлия Олеговна
с. Ленинское 2020г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - «Музыка» 4 класс
Раздел: «День, полный событий» 2 урок
Тема урока: «Что за прелесть эти сказки» Опера Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Класс: 4А
Время проведения: 45 минут
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
Задачи:
- Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
- Расширить понятие регистр.
- Вызвать интерес к классической музыке.
- Побуждать детей к адекватной самооценке своей деятельности на уроке.
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портрет Н.А. Римского-Корсакова, синтезатор.
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н.А.Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты); звучание различных музыкальный инстументов для оркестра (фрагменты).
Планируемые результаты урока
УУД:
- познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;
- регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка;
- коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;
- личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.
План-структура урока
1. Организация начала урока
1.1.Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3 . Определение темы урока.
4. Открытие новых знаний.
4.1Слушание музыки
4.2 Беседа
5. Проверка усвоения нового материала
5.1 Слушание музыка
5.2 Вокально-хоровая работа
6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6.1 Слушание музыки
6.2 Музыкально-ритмические движения
6.3 Физминутка
7. Подведение итогов. Рефлексия.
7.1 Домашнее задание
Ход урока
Этап урока | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1. Организация начала урока 1.1.Приветствие 1.2. Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания | Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»: создаю условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного: Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. | Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!» Проявляют интерес к теме | Личностные: - пробуждение эмоциональной отзывчивости - формирование учебной мотивации Коммуникативные: - согласование своих действий с действиями одноклассников, - проявление доброжелательного отношения к окружающим Регулятивные: - согласование песни и музыки Познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. | Ребята, а может быть вы знаете - кто сочинил «Сказку о царе Салтане»? Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? Учитель. Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора? Учитель. Правильно ребята. | Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания Обсуждают и ищут правильный ответ Дети. А. С. Пушкин. Внимательно слушают и отвечают на вопросы Дети. Волшебством. Используют знания, полученные ранее Дети. Римский – Корсаков. | Познавательные: - умение осознанно строить речевое высказывание - сравнение, классификация, анализ, установление причинно- следственных связей Коммуникативные: - вступление в диалог с учителем - умение точно и полно выражать свои мысли Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу |
3 . Определение темы урока. | «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. Учитель: Ну и как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? Цель урока? | Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель, работают с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы Дети: «Что за прелесть эти сказки» | Познавательные: - самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ,установление причинно – следственных связей Личностные: - смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) |
4. Открытие новых знаний. 4.1Слушание музыки 4.2 Беседа | « В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая девица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам…» Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина. Фанфары начинают каждую картину оперы. Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов. Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки? Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись. Слушание музыки: «вступление оперы « Сказка о царе Салтане» Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? Учитель. А каким образом? Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. Одинаково звучали инструменты? Как они звучали? Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах. Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий). Показ на синтезаторе различие звучания. Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. И так, мы находимся в театре. Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками. Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. Учитель. Кто может рассказать стихи Пушкина о белке? Белка песенки поет | Учащиеся слушают рассказ. Отвечают на вопросы. Дети. Со вступления. Дети. Помогла. Дети. Звучали разные инструменты. Дети. По-разному. (дети записывают определение регистр) Дети. Белка. (Дети рассказывают) | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
5. Проверка усвоения нового материала 5.2 Вокально-хоровая работа | Послушайте, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка. Слушание музыки. Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит? Учитель. А в каком регистре звучала тема белки? Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы? Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» Исполнение песни Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) Проговорим слова Во саду ли, в огороде Девица гуляла, Невеличка, круглоличка, Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит Удалой молодчик, Он и звал красну девицу В сыр бор по груздочки. Я пойду пойду с тобою, Ножки приустанут, Заложи милой карету, Я сяду, поеду. Поем. Добиваемся чистоты пения. | Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас Дети. Белка поет в высоком регистре. Дети. (Легко, отрывисто, подвижно). Дети. Тема белки звучала в высоком регистре. (Дети называют инструменты симфонического оркестра) Распевание слогов, исполнение песни | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу. 6.1 Слушание музыки 6.2 Музыкально-ритмические движения 6.3 Физминутка | А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр. Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши. Музыкально-ритмические движения Учитель Молодцы! А теперь я предлагаю вам повторить ритмический рисунок. Учитель. Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра А вот и 2 чудо) Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор? (Слушание) Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. ( Слушание) Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный. В каком регистре звучал марш? Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у нас снова антракт. Физминутка «Жирафик», «Рыбка». Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане». Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она? Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре? А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков (Звучит фрагмент) Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским? Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня. Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра. | (Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах.)Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра. Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре. Дети. Марш звучал в низком регистре. Дети. Красивая, волшебная, таинственная… Учащиеся повторяют физические упражнение с элементами игры. Дети предполагают. | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
7. Подведение итогов. Рефлексия. 7.1 Домашнее задание | Ребята! С чем мы сегодня познакомились? Учитель. Кто написал эту оперу? Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». А при помощи чего изображались в опере герои? Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре. Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? Учитель. Сейчас мы разделимся на 3 группы. И вы получите 3 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты и назвать к какому виду инструментов они относятся. Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы рисуете «изумруд». А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, рисуйте «орешек». Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». Учитель: Записываем домашнее задание. Учитель. Спасибо за работу на уроке. Музыкальное прощание. | Слушают учителя Обобщают новые знания Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане» Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дети. При помощи инструментов. Дети называют. Дети отвечают. Дети выполняют задание. Музыкальное прощание | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-34477-1509271580.jpg)
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"
На уроке дети доказывают в чем прелесть сказок А.С.Пушкина. Их легко читать, иллюстрировать, пересказывать, инсценир...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-430585-1449418295.jpg)
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464210-1405498915.jpg)
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1063570-1539509037.jpg)
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569511-1421829848.jpg)
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-1206698-1579347654.jpg)
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...