Технологическая карта
методическая разработка по чтению (3 класс)
Данная технологическая катра составлена по предмету Литературное чтение, 3 класс, Умк "Перспектива" Тема урока "Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3- а
Учитель: Кириллова Елена Николаевна
Текущий документ не содержит источников.
Учебный предмет: Литературное чтение
УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская
Тема урока: «Сказка Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока: создание условий для осмысления содержания книги Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и понимания основной мысли произведения
Задачи:
-учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль; научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов;
-воспитывать доброту и милосердие;
- отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Познавательные – выделение главной мысли, анализ художественного произведения,
Коммуникативные –обсуждение в паре и в коллективе ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; планирование работы на уроке.
Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Использование разных видов чтения. Анализировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, электронная презентация, раздаточный материал для работы в парах и группах, карточки с заданиями, карточки-помощницы, учебник, тетрадь.
Технологии
На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ.
Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент Подготовка к восприятию | Определяю готовность учащихся к проведению урока, мотивирую к деятельности. Слово учителя и показ слайдов-картинок: -Бывают мгновения когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах» | Определяют собственную готовность к уроку. Осознают значимость данного урока. Анализируют увиденное, услышанное | Личностные умения: проявлять желание читать Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения. Познавательные умения: определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение. определять тип текста и обосновывать своё мнение; определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; использовать речевые средства для представления результата деятельности. определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение. Предметные умения: описывать героя произведения; составлять, а также оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице. инсценировать рассказ Личностные умения: Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении |
Проверка домашнего задания Мотивация к учению | Учитель:- А что обычное вдруг вам стало интересным, необычным, мы посмотрим на выставке. ( вы дома подготовили рисунки к выставке «О, мгновение! Ты прекрасно!») ( обращение к выставке) -Что вы, в основном, изобразили? (природу) -А с помощью чего изобразили? (с помощью красок, карандашей) Да, вы хорошие наблюдатели природы! | Рассказывают о своём рисунке, делают вывод о своей наблюдательности | |
Актуализация знаний Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором | 1) –А где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе? (из личных наблюдений, из книг Из каких жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок) 2)-Чем сказки отличаются от других жанров? (вымысел, добро побеждает зло, чему- то учит и т.д.) 3)-А какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных) 4)-А ещё как все сказки делятся? (Слайд) Что общего во всех сказках? (слайд) Чем отличаются? (слайд) -Скажите, а описания природы будут в каких сказках? (авторских) -Почему? (в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему- то учит или в народных- народ думал. а в авторских автор увидел 5)Работа в парах. -Посмотрите, у вас на партах отрывок из произведения, и скажите, это какая будет сказка- народная или авторская) -Почему? Докажите. (есть художественное описание природы, сравнения- мелочь, олицетворение-…, животные разговаривают) -Кто догадался, с какой сказкой будем работать? («Серая Шейка») 6) -Кто автор этой сказки? (слайд) Небольшая справка об авторе. ( один подготовленный ученик) | Учащиеся вспоминают жанры литературы, в которых есть описание природы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая по карточкам в парах узнают новую сказку, доказывают, что она авторская. | |
Целеполагание Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения | Учитель: -Какой самый- самый главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением? (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал) Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность) -Как? ( прочитаем, о чем он написал, проследим какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу, какие герои в тексте, как он относится к этим героям, к происходящему) | Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения. | |
Работа по теме урока познакомиться с 1 частью сказки | 1) Попробуем решить эту задачу. Познакомимся с 1 частью (прослушивание аудиозаписи) Каждый следит по тексту 2) Понравилось? -О чём? (о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о споре Утки и Селезня) | Выразительно читаю 1 часть сказки. Выясняю настроение учащихся. | |
Работа по теме урока Подвести учащихся к выводу об авторе, как о хорошем наблюдателе природы | 1) Словарная работа.(слайд) -Какие слова были непонятны? (ужо- сейчас Акинтич- отчество старика сноровка- умения надобна – нужны снасти- приспособления Объясните значение слова «полынья». Объясните значение выражений «душа в пятки ушла», «не спесива». Объясните значения выражений (слайд) 2) Выборочное чтение (слайд) Знакомство с 1 частью. 3)Найдите описание осенней природы (каждый следит по тексту стр. 120-127) Понравилось? О чем?(о природных изменения, о сборах птиц в теплые края, о расставании с Серой Шейкой) Какое настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое) Почему? (все собираются улетать в теплые края) 4) Найдите в тексте описание происходящего, зачитайте. (2 абзац) - 5) -Какие художественные приемы использовал автор? ( сравнения ;олицетворение ) 6) Значит, сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин – Сибиряк-писатель? О чем он писал? (очень хороший наблюдатель природы) 7)-Чувствуем ли мы присутствие автора? (да,…он даёт оценку происходящему) -А где? ( во 2,3,4,5 абзаце) 8) Какие персонажи в первой части (птицы, Серая Утка и Серая Шейка 9) К чему готовит нас природа? К опасности | Знакомятся со значением слов, объясняют значение слов. Учатся ориентироваться в тексте, находить нужное Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы. Делают вывод о писателе как о хорошем наблюдателе природы Высказывают свое мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей, дают им свою оценку, пользуясь текстом | |
Динамическая пауза Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха | 1)Физкультминутка Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Уточки | Выполняют упражнение | |
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах Проявление эмоциональ-ноценностного отношения к выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; | Чтение по ролям (слайд) Найдите диалог Зайца и Серой Шейки при первой встрече. Объясните, почему подружилась Серая Шейка и Заяц? Найдите описание зимней природы. Глава 3 Описание реки Что было опаснее всего? (ночью) Как автор описывает ночи? Найдите сравнение и олицетворения в описании реки. (стр. 122) Описание настоящей зимы. (стр. 123-124) Глава 4 Какие художественные приемы использовал автор? (олицетворение и сравнение) Значит, сделаете вывод, какой Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель? О чем он писал? С кем еще встречалась Серая Шейка? ( слайд) Чтение по ролям. Какой интонацией будем читать слава Лисы? Каким голосом показать , что говорит Серая Шейка? А можем ли мы сказать, что Д. Мамин-Сибиряк человек, умеющий анализировать переживания других? Почему Серая Шейка была в отчаянии? Каким представляете Зайца? Почему так важен образ Зайца для автора? На чьей стороне автор? Почему? Назовите главную мысль произведения Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Назовите главного героя рассказа. Опишите внешний вид Серой Шейки. Расскажите о поведение лисы в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». | Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы. Вода разбивала , река засыпала, река присмирела, подкрался холод, прикрыл зеркальным стеклом, покрыта снежным ковром, убрались инеем, надели дорогую теплую шубу. Очень хороший наблюдатель природы. Дрожащим, ужас в голосе Работая в группах Высказывают своё мнение | |
Закрепление выполнять учебное задание, используя план, алгоритм | 1) Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки Слайд. 2) Соберите пословицы и поговорки (слайд) К кому относится пословица? | Выполняют задания. | |
Итог урока Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | В чем особенность почерка писателя Д.Н. Мамина – Сибиряка ? - Что помогло нам сделать такой вывод? (чтение текста, разобрались в чувствах автора) Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению! | хороший наблюдатель природы | |
Рефлексия Выявить степень заинтересованности темой урока | Вы уже читали во 2 классе о событиях , похожих на описанные в этом произведении? Кто может назвать автора этого произведения и название Слайд . Составление дискуссионной карты -Закончите выражения: Сегодня на уроке мне удалось… Мне было трудно… | ||
Самооценивание Формирование умения объективно оценить свою работу | А сейчас оцените свою работу на уроке смайликами Если вы были активными, выберите зелёный цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - синий. | Организует самооценивание | |
Домашнее задание Предоставить право выбора подготовки д.з. | Домашнее задание 1) с. 120 – 127 – пересказ 2) познакомиться с творчеством автора, узнать о его жизни. | Делают свой выбор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...