Технологическая карта
методическая разработка по чтению (3 класс)

Кириллова Елена Николаевна

Данная технологическая катра составлена по предмету Литературное чтение, 3 класс, Умк "Перспектива"  Тема урока "Сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirillova_e.n._tehn.karta_.docx59.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3- а

Учитель: Кириллова Елена Николаевна

Текущий документ не содержит источников.

Учебный предмет:  Литературное чтение

УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Тема урока: «Сказка Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока: создание условий для осмысления содержания книги Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и понимания основной мысли произведения

Задачи:
-учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять главную мысль; научить: определять тип, жанр текста и обосновывать своё мнение; проводить исследование художественного и познавательного текстов;

-воспитывать доброту и милосердие;

- отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, логическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные – воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные – выделение главной мысли, анализ художественного произведения,

Коммуникативные –обсуждение в паре  и в коллективе ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; планирование работы  на уроке.

Предметные - учащиеся должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией настроение. Использование разных видов чтения. Анализировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, электронная презентация, раздаточный материал для работы в парах и группах, карточки с заданиями, карточки-помощницы, учебник, тетрадь.

Технологии

На данном уроке используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ.

Используются активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

момент

Подготовка к восприятию

Определяю  готовность учащихся к проведению урока, мотивирую к деятельности.

Слово учителя и показ слайдов-картинок:

-Бывают мгновения  когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся, вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах»

Определяют собственную готовность к уроку.

Осознают значимость данного урока.

Анализируют увиденное, услышанное

Личностные умения:

проявлять желание читать
произведения о животных и птицах.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения.

Познавательные умения:

определять зависимость

состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

определять тип текста и обосновывать своё мнение;

определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

проводить исследование художественного и познавательного текстов.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
учебного задания.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

использовать речевые средства для представления результата деятельности.

определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

Предметные умения:

описывать героя произведения;

составлять, а также

оформлять    результаты   исследования художественного и познавательного текстов в таблице.

инсценировать рассказ

Личностные умения:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям.

Регулятивные умения:

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
учебного задания

Проверка домашнего задания

Мотивация к учению

Учитель:- А что обычное вдруг вам стало интересным, необычным, мы посмотрим на выставке.

       ( вы дома подготовили рисунки к выставке «О, мгновение!  Ты прекрасно!») ( обращение к выставке)

-Что вы, в основном,  изобразили?  (природу)

-А с помощью чего изобразили? (с помощью красок, карандашей)

Да, вы хорошие наблюдатели природы!

Рассказывают о своём рисунке, делают вывод о своей наблюдательности

Актуализация знаний

Актуализировать имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему урока, познакомить с автором

1) –А где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе?

 (из личных наблюдений, из книг

Из каких жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок)

2)-Чем сказки отличаются от других жанров? (вымысел, добро побеждает зло, чему- то учит и т.д.)

3)-А какие бывают сказки?             (волшебные, бытовые, о животных)

 4)-А ещё как все сказки делятся? (Слайд)

Что общего во всех сказках? (слайд)

Чем отличаются? (слайд)

-Скажите, а описания природы будут в каких сказках? (авторских)

-Почему? (в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему- то учит или в народных- народ думал. а в авторских автор увидел

5)Работа в парах.

-Посмотрите, у вас на партах отрывок из произведения, и скажите, это какая будет сказка- народная или авторская)

-Почему? Докажите. (есть художественное описание природы, сравнения- мелочь, олицетворение-…, животные разговаривают)

-Кто догадался, с какой сказкой будем работать? («Серая Шейка»)

6) -Кто автор этой сказки?   (слайд)

Небольшая справка об авторе. ( один подготовленный ученик)

Учащиеся вспоминают жанры литературы, в которых есть описание природы, отличия сказок от других жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и народной сказки, работая по карточкам в парах узнают новую сказку, доказывают, что она авторская.

Целеполагание

Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения

Учитель:

-Какой самый- самый главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением?

 (понять автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому, что он рассказал)

Это будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем его особенность)

-Как? ( прочитаем, о чем он написал, проследим какие художественные приемы использовал автор, как он описал природу, какие герои в тексте, как он относится к этим героям, к происходящему)

Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её решения.

Работа по теме урока

познакомиться с 1 частью сказки

1) Попробуем решить эту задачу. Познакомимся с 1 частью (прослушивание аудиозаписи)

   Каждый следит по тексту

2) Понравилось?

-О чём? (о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о споре Утки и Селезня)

Выразительно читаю  1 часть сказки. Выясняю настроение учащихся.

Работа по теме урока

Подвести учащихся к выводу об авторе,  как о хорошем наблюдателе природы

1) Словарная работа.(слайд) -Какие слова были непонятны? (ужо- сейчас

Акинтич- отчество старика

сноровка- умения

надобна – нужны

снасти- приспособления

Объясните значение слова «полынья». Объясните значение выражений «душа в пятки ушла», «не спесива».

Объясните значения выражений (слайд)

2) Выборочное чтение (слайд)

Знакомство с 1 частью.

3)Найдите описание осенней природы (каждый следит по тексту стр. 120-127)

Понравилось? О чем?(о природных изменения, о сборах птиц в теплые края, о  расставании с Серой Шейкой)

Какое настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое)

Почему? (все собираются  улетать в теплые края)

4) Найдите в тексте описание происходящего, зачитайте. (2 абзац) -

5) -Какие художественные приемы использовал автор? ( сравнения ;олицетворение )

6) Значит, сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин – Сибиряк-писатель? О чем он писал? (очень хороший наблюдатель природы)

7)-Чувствуем ли мы присутствие автора? (да,…он даёт оценку происходящему)

 -А где?  ( во 2,3,4,5 абзаце)

8) Какие персонажи в первой части (птицы, Серая Утка и Серая Шейка

9) К чему готовит нас природа?

К опасности

Знакомятся со значением    слов, объясняют  значение слов. Учатся  ориентироваться в тексте, находить нужное

Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.

Делают вывод о писателе как о хорошем наблюдателе природы

Высказывают свое мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей, дают им свою оценку, пользуясь текстом

Динамическая пауза

Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха

1)Физкультминутка

Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края.

Уточки
Утки начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо уткам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Выполняют упражнение

Усвоение и повторение новых знаний и способов действий

Стимулировать желание читать произведения о животных и птицах

Проявление    эмоциональ-ноценностного отношения к
героям инсценировки произведения.

выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

взаимодействовать в паре и в группе при выполнении  учебного   задания;

Чтение по ролям (слайд) Найдите диалог Зайца и Серой Шейки при первой встрече.

Объясните, почему подружилась Серая Шейка и Заяц?

Найдите описание зимней природы.

Глава 3

Описание реки

Что было опаснее всего? (ночью)

Как автор описывает ночи?

Найдите сравнение и олицетворения в описании реки. (стр. 122)

Описание настоящей зимы. (стр. 123-124)

Глава 4

Какие художественные приемы использовал автор? (олицетворение и сравнение)

Значит, сделаете вывод, какой Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель? О чем он писал?

С кем еще встречалась Серая Шейка? ( слайд)

Чтение по ролям.

Какой интонацией будем читать слава Лисы?

Каким голосом показать , что говорит Серая Шейка?

А можем ли мы сказать, что Д. Мамин-Сибиряк человек, умеющий анализировать переживания других?

Почему Серая Шейка была в отчаянии?

Каким представляете Зайца? Почему так важен образ Зайца для автора?

На чьей стороне автор? Почему?

Назовите главную мысль произведения  Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Назовите главного героя рассказа. Опишите внешний вид Серой Шейки.

Расскажите о поведение лисы в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Определяют, находят в тексте используемые автором художественные приёмы.

Вода разбивала , река засыпала, река присмирела, подкрался холод, прикрыл зеркальным стеклом, покрыта снежным ковром, убрались инеем, надели дорогую теплую шубу.

Очень хороший наблюдатель природы.

Дрожащим, ужас в голосе

Работая в группах

Высказывают своё мнение

Закрепление

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм

1) Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки Слайд.

2) Соберите пословицы и поговорки (слайд)

 К кому относится пословица?

Выполняют задания.

Итог урока

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

В чем особенность почерка писателя  Д.Н. Мамина – Сибиряка ?

- Что помогло нам сделать такой вывод?

(чтение текста, разобрались в чувствах автора)

Ребята! Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!

хороший наблюдатель природы

Рефлексия

Выявить степень заинтересованности темой урока

Вы уже читали во 2 классе о событиях , похожих на описанные в этом произведении? Кто может назвать автора этого произведения и название

Слайд .

Составление дискуссионной карты

-Закончите выражения:

Сегодня на уроке мне удалось…

 Мне было трудно…

Самооценивание

Формирование умения объективно оценить свою работу

А сейчас оцените свою работу на уроке смайликами  Если вы были активными, выберите зелёный цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - синий.
-Пожалуйста, покажите свой выбор.
-Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные.

Организует самооценивание

Домашнее задание

Предоставить право выбора подготовки д.з.

Домашнее задание

1) с. 120 – 127 – пересказ

2) познакомиться с творчеством  автора, узнать о его жизни.

Делают свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...