Конспект урока литературного чтения 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Першина Оксана Вячеславовна

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива", тема: "Семейное чтение." А.Майков "Христос Воскрес". Наш театр. С.Маршак "Двенадцать месяцев" - инсценирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по учебной дисциплине «Литературное чтение»

Тема: Семейное чтение. А.Майков «Христос Воскрес». Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

Цели: Познакомить учащихся со стихотворением А. Майкова «Христос Воскрес», с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев», с особенностями пьесы-сказки; развивать память, речь, мышление, воображение; отрабатывать навыки выразительного и осознанного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова, ознакомятся с особенностями  пьесы-сказки, научатся характеризовать героев сказки и их поступки, составлять план, инсценировать.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки).

Ход урока

I. Мотивация к деятельности

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений

2. Речевая разминка        

- Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Ахматовой.

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

А песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

- А сейчас прочитайте ее с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, удивленно, сердито, весело.

- Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая силу голоса.

- А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает.

- О чем это стихотворение? Как вы поняли его содержание?

- Какие чувства испытывает автор?

Ш.  Самоопределение к деятельности

- К какому разделу можно отнести это стихотворение? (К разделу, который мы изучаем.)

- Сегодня мы продолжаем изучать стихотворения о весне. Также откройте учебник на с.61 и прочитайте тему урока.(«Наш театр».)

- Какие произведения мы сегодня будем изучать? Прочитайте авторов произведений.

- Определите цели урока. Чему мы будем учиться, чем заниматься?

IV. Работа по теме урока

1. Работа со стихотворением А.Майкова «Христос Воскрес»

-  Откройте учебник на с.60. Прочитайте, как называется стихотворение и кто его автор.

Материал для учителя

Майков Аполлон Николаевич (1821 — 1897), поэт.

Родился 23 мая (4 июня н.с.) в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.

Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей.

В 1837 — 1841 учился на юридическом факультете Петербургского университета, не оставляя литературных занятий. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 Майков возвратился в Россию. Работал помощником библиотекаря при Румянцевском музее.

-  Какому событию все радуются?

Материал для учителя

Пасха

День воскресения Христова  - самый главный праздник православной церкви.

 Православная церковь празднует  Пасха уже более 2000 лет . О её смысле учили апостолы Христовы, которые передали традиции празднования своим ученикам. Так ,из поколения в поколение, традиция  празднования Пасхи дошла до нас и  распространилась по всему миру .

На Пасху в храмах проводится особое торжественное богослужение. Также в праздник верующим раздается привезённые из Иерусалима благодатный огонь, который считается православной святыней. Начиная с пасхальный ночи и последущие 40 дней в народе принято христоваться, то есть приветствует друг друга словами «Христос Воскресе!»- « Воистину Воскресе!», при этом троекратно целуюсь. Также верующие красят яйца, пекут куличи, готовят  вкусную творожную Пасху .

- Прочитайте стихотворение А.Майкова « Христос Воскрес» жужжащим способом.

- Какие слова и выражения были непонятны?

 (Работа над выразительным чтением.  )

2. Знакомство с пьесой – сказкой  С. Маршака «Двенадцать месяцев»

- Посмотрите на запись произведения. Что вы заметили?

(Дети объясняют, что текст записан не как обычно.)

- Это не просто произведение, это пьеса – сказка. Чем отличается пьеса от других произведений?

- Какие пьесы вы знаете?

Пьеса предназначена для постановки на театральной сцене. Диалог (беседа, спор между двумя персонажами) составляет основу пьесы, поэтому ее персонажей называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша – список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки – авторские пояснения, касающиеся обстановки, внешнего вида персонажей, их состояния, поведения, жестов, интонации. При чтении пьесы необходимо воображать, мысленно представлять себе в живом действии героев пьесы.

Прозаическая пьеса – сказка «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказках о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей выступают олицетворенные силы природы. Ближе всего к пьесе С.Маршака словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев», которую обработала и пересказала чешская писательница Божена Немцова.

3. Чтение пьесы – сказки

(Сказку читает учитель, хорошо читающие учащиеся.)

- Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

V.Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа над содержанием пьесы – сказки

- Кто герои сказки? Что с ними произошло?

- Какими показаны братья месяцы и падчерица в произведении?

2. Предварительная работа перед инсценированием сказки

- Какую роль вам бы хотелось сыграть? Почему выбрана именно эта роль?

- Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого вы хотите исполнить?

- Какими вы представляете себе  его внешность, манеру держаться, говорить?

- В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет? Какой вы себе представляете его прошлую жизнь? Каковы его отношения с другими персонажами? К чему он  стремится, чего хочет достичь?

-В каких сценах, судя по всему, ваш персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать друг другу это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств при исполнении?

- Если вас персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как он делает это и почему?

- Как следует передать особенности этого  героя в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?

- Не забудьте обратить внимание на слова в скобках и слова автора. Они помогут вам правильно сыграть роли.

- Поработайте в группе: распределите роли.

3. Инсценирование сказки

VII. Рефлексия 

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

-  За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII.  Подведение итогов урока

- Подумайте, как автор относится к своим героям.

- Что вы можете сказать о самом сказочнике после чтения пьесы – сказки?

- Пьеса- сказка С Маршака « Двенадцать месяцев» написана в годы Великой Отечественной войны. Как вы объясните, почему автор взялся в это трудное время за написание сказки для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям,  но и взрослым?

Домашнее задание 

1. Дочитать сказку С.Маршака до конца.

2. Нарисовать героев сказки (По желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...