Главные вкладки

    открытый урок чтения во 2 классе Ю.Ермолаев"Два пирожных" по программе "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Татьяна Владимировна Худякова

    Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

    Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

    Задачи урока:

    • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
    • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
    • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

     

    Планируемые результаты

    Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

    Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

    Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

    Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

    Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

    Задачи урока: 

    • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
    • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
    • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

    Планируемые результаты 

    Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

    Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

    Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

    Ход урока

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,
    Стих это будет, сказка, рассказ –

    Вы учите их – они учат вас!

    1. Речевая разминка

    Наши руки были в мыле,

    Мы посуду сами мыли,

    Мы посуду мыли сами,

    Помогали нашей маме. (слайд 2  )

    - Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

    -Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

    - Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

    - Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

    1. Актуализация опорных знаний

    - Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

    - Какое произведение читали дома? Кто автор?

    - А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.

     

    - Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

    -У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета

    Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.

    1. Формулирование темы и целей урока

    - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

    Загадка
    Может быть оно песочным,

    А порой и с кремом.

    Иногда бывает сочным

    Аппетитным джемом.

    И безе бывает - крошкой,

    А в глазурной кожуре

    Может быть оно картошкой,

    Только вовсе не пюре.
    (Пирожное)

    - Это название лакомства – пирожного. 
    - Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
    - Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
    - А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)

    - А что такое пирожное?
    - Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

    - Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

    • Познакомиться с автором и его произведением
    • Дать характеристику главным  героям произведения
    • Определить главную мысль рассказа
    • Совершенствовать читательские навыки
    • Развивать речь
    1.  Первичное усвоение новых знаний
    1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

    Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.

    Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.

    Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.  Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

    1. Словарная работа

    - В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

    Словарно-лексическая работа.

    Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.

    Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

    Река Конго- название реки в Африке.

    Долина рекиэто пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

    Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

    Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

    1. Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

    - По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

    - Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

    Проверка первичного восприятия текста:

    - Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

    - Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

    - Почему Оля съела два пирожных?

    - Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

    - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

    VI. Закрепление знаний и способов действий

    1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

    -Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

    Пу-те-ше-стви-е  - путешествие

    Крен-дель-ки – крендельки

    Рас-сме-я-лась –рассмеялась

    По-хва-ста-лась –похвасталась

    Пи-рож-но-е- пирожное

    VII.Физ.минутка

     VIII.Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

    Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

    - Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

    - Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

    - О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

    - А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

    - Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

    - Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

    - Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

    Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

    - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

    - Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

    - Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

    - Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

    - Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

    - Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

    - Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

    - Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

    - Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

    - Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

    Чтение 3 части.

    - Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

    - Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

    - Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

    - Сколько пирожных съела Оля? (два)

    - Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

    - Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

    - Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

    - Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

    - Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

    - Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

    -Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

     -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

    (Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

    3. Характеристика героев

    IX. Работа в группах

    - У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Наташу, а 2 ряд – Олю. (ответы вывешиваются на доске)

                Оля                                                                       Наташа

    - трудолюбивая                                                        - легкомысленная

    - отзывчивая                                                            -  мечтательная

    - послушная                                                            -   ленивая

    - добрая                                                                    - хитрая

    Работа с пословицей

    -Дайте хороший совет Наташе, составив пословицу.

    -Можно ли сказать, что она основная мысль рассказа?

                        Какие труды, такие и плоды.

    Чтение рассказа Сухомлинского «Семь дочерей»

    10. Итог урока

    -Кто написал рассказ «Два пирожных»?

    - Чем вам  понравилось это произведение?

    - А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

    - Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

    - Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные

    - Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему свой цветок.

    ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.  Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

                Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

    Домашнее задание

    С.85-86, по ролям

    Задание на выбор:

    – Составить рассказ «Когда я буду родителем, то…
    – Подобрать 5 пословиц о маме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                              Открытый урок чтения 3 класс...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")

    Конспект разработан с учётом требований ФГОС с применением деятельностного подхода....

    Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")

    Презентация отражает основные этапы урока, а также содержит логическую задачу, информацию о писателе и его книгах, словарную работу, работу над сравнительной характеристикой главных героев....

    открытый урок чтения 2 класс

    знакомство с произведениями К. Ушинского...

    Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"

    Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...

    Открытый урок чтения 2 класс

    Технологическая карта(разработка урока чтения)...

    Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

    Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...