открытый урок чтения во 2 классе Ю.Ермолаев"Два пирожных" по программе "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Татьяна Владимировна Худякова

Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока:

  • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
  • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
  • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

 

Планируемые результаты

Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения

Задачи урока: 

  • учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
  • способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;
  • на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.

Планируемые результаты 

Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.

Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2  )

- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

  1. Актуализация опорных знаний

- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

- Какое произведение читали дома? Кто автор?

- А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.

 

- Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.

-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета

Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.

  1. Формулирование темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.

Загадка
Может быть оно песочным,

А порой и с кремом.

Иногда бывает сочным

Аппетитным джемом.

И безе бывает - крошкой,

А в глазурной кожуре

Может быть оно картошкой,

Только вовсе не пюре.
(Пирожное)

- Это название лакомства – пирожного. 
- Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
- Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
- А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)

- А что такое пирожное?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

  • Познакомиться с автором и его произведением
  • Дать характеристику главным  героям произведения
  • Определить главную мысль рассказа
  • Совершенствовать читательские навыки
  • Развивать речь
  1.  Первичное усвоение новых знаний
  1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.

Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.

Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”.  Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.

  1. Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Словарно-лексическая работа.

Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Река Конго- название реки в Африке.

Долина рекиэто пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

  1. Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)

- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?

Проверка первичного восприятия текста:

- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

VI. Закрепление знаний и способов действий

1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Пу-те-ше-стви-е  - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хва-ста-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

VII.Физ.минутка

 VIII.Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях  по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части.

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

 -Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

3. Характеристика героев

IX. Работа в группах

- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Наташу, а 2 ряд – Олю. (ответы вывешиваются на доске)

            Оля                                                                       Наташа

- трудолюбивая                                                        - легкомысленная

- отзывчивая                                                            -  мечтательная

- послушная                                                            -   ленивая

- добрая                                                                    - хитрая

Работа с пословицей

-Дайте хороший совет Наташе, составив пословицу.

-Можно ли сказать, что она основная мысль рассказа?

                    Какие труды, такие и плоды.

Чтение рассказа Сухомлинского «Семь дочерей»

10. Итог урока

-Кто написал рассказ «Два пирожных»?

- Чем вам  понравилось это произведение?

- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные

- Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему свой цветок.

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.  Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.

            Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.

Домашнее задание

С.85-86, по ролям

Задание на выбор:

– Составить рассказ «Когда я буду родителем, то…
– Подобрать 5 пословиц о маме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»

                          Открытый урок чтения 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")

Конспект разработан с учётом требований ФГОС с применением деятельностного подхода....

Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")

Презентация отражает основные этапы урока, а также содержит логическую задачу, информацию о писателе и его книгах, словарную работу, работу над сравнительной характеристикой главных героев....

открытый урок чтения 2 класс

знакомство с произведениями К. Ушинского...

Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"

Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...

Открытый урок чтения 2 класс

Технологическая карта(разработка урока чтения)...

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа

Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...