Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бардышева Марина Вадимовна

Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_n.nosov_na_gorke.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

УМК: Перспектива

Тема урока: Н.Носов «На горке».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать читательские умения и интерес к чтению на материале рассказа Н.Носова «На горке».

Задачи:

- познакомить учащихся с творчеством Н.Носова;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- обучать сжатому пересказу текста с помощью картинного плана;

- развивать познавательный интерес к чтению и обсуждению прочитанного;

- воспитывать чувство товарищества.

Планируемые результаты: учащиеся получат представления о творчестве  Н.Носова; научатся  осознанно читать текст художественного произведения и составлять краткий пересказ с помощью картинного плана.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива» 2 класс 1 часть, аудиозапись рассказа, иллюстрации к рассказу; портрет Н.Носова.

Ход урока

I. Организационный момент.

                      Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

II. Актуализация знаний.

1) Речевая разминка.                                Насыпал Парамошка горошку на дорожку.

- Прочитайте предложение, что это? (скороговорка). Прочитайте её (по слогам, шёпотом, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией, в быстром темпе).

2) Проверка домашнего задания.

- Какие рассказы по серии картинок у вас получились? (чтение детьми 3-4 работ)

- Сегодня будем учиться читать правильно, выразительно и кратко пересказывать текст.

III. Работа по теме урока.

1) Вступительная беседа.

- Вы видите портрет Николая Николаевича Носова. Знаком вам этот писатель?

Н.Н.Носов родился в Киеве в семье актёра. Носов увлекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным. В своих рассказах он любил описывать занятия и игры детей. Первый его рассказ для детей “Затейники” появился в журнале “Мурзилка”. Первый сборник рассказов “Тук-тук-тук” вышел в год окончания Великой Отечественной войны. Какие его произведения вы читали?

2) Первичное восприятие текста.

- Сегодня мы прочитаем рассказ Носова о мальчике Котьке и его товарищах. Как будут называть взрослого Котьку? (Костя, Константин). А маленького его ласково называют Котька. (текст читают учитель и ученики)

3) Словарная работа.

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице. На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

4) Проверка первичного восприятия.

- Понравился рассказ? Показался ли он вам весёлым? (весело кататься с горки, работать всем вместе, весело оттого, что всё хорошо кончается). Но это ещё и серьёзный разговор о том, как надо и как не надо поступать. Давайте послушаем аудиозапись рассказа и разберёмся с поступками героев.

5) Повторное  восприятие текста (в аудиозаписи) и анализ текста.

- Каким был Котька? Выберите подходящие слова (на доске: умный, весёлый, глупый, маленький, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый) Нравится ли вам Котька? Когда вы сочувствовали ему? Какие его слова и поступки вызывают у нас улыбку? Можно ли похвалить Котьку? За что? За что можно похвалить ребят? Как можно по-другому озаглавить рассказ?

Физкультминутка «Великаны-гномики»

6) Обучение сжатому пересказу.

- Поучимся пересказывать каждую часть произведения двумя-тремя предложениями с помощью картинного плана. Рассмотрите первую картинку. Вспомните начало рассказа. Как можно озаглавить эту часть?

                                                          Ребята строят горку.

Перескажите эту часть двумя-тремя предложениями (ответ оценить).

Ребята целый день строили горку, чтобы кататься на санках. Котька Чижов только в окно смотрел, как его друзья трудились. Когда ребята ушли обедать, он вышел во двор кататься на коньках.

 - Рассмотрите вторую картинку. Как можно озаглавить эту часть?

                                                       Котька посыпает горку песком.

Перескажите эту часть (ответ оценить).

Горка Котьке понравилась, но показалась очень скользкой. Он принёс песок и посыпал им всю горку.

- Посмотрите на третью картинку вашего плана. Как бы вы озаглавили этот отрывок?

                                                        Вот так покатался!

Кто хочет пересказать эту часть? (ответ оценить).

Попробовал Котька скатиться, да только бух носом! Коньки по песку не едут!

- Смотрим на четвёртую картинку плана и подбираем заголовок к этой части.

                                                      Котька признаёт вину.

Перескажите содержание этой части коротко (ответ оценить).

Тут ребята прибежали и увидели испорченную горку. Котька признался, что это он сделал. Ребята ругали Котьку.

 - Кто придумает заголовок к пятой картинке? Что на ней изображено?

                                                       Друзья помогают Котьке.

Перескажите этот эпизод (ответ оценить).

Ребята заставили Котьку засыпать песок снегом и сами дружно ему помогали. Горку опять полили водой.

- Какой заголовок выберем для последней части рассказа? Смотрим на шестую картинку.

                                                      Котьке нравится работать.

Кто хочет пересказать кратко эту часть? (ответ оценить).

Котьке понравилось работать. Он даже ступеньки сбоку сделал, чтобы всем было легко на горку забираться.

- Вот так с помощью картинного плана мы поучились кратко пересказывать содержание текста.

7) Работа в парах.

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1.Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

IV. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке? Это стихотворение, рассказ или сказка? Кто автор этого рассказа?

- Носов – автор многих интересных весёлых рассказов, повестей, пьес, сказок. Читайте их, получайте удовольствие и набирайтесь ума!

V. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Чему смогли научиться? Легко ли было составлять краткий пересказ по картинному плану?

VI. Домашнее задание.

- Перечитайте рассказ выразительно и кратко перескажите весь текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "НРЭО: Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Выборочный пересказ"...

Урок литературного чтения во 2 классе. Н. Н. Носов "На горке". Обучение творческому пересказу

Используемые технологии: личносьно-ориетированные и здоровьеберегающие технологии. Представлена  технологическая карта урока....

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.

Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу. Разработка урока по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока литературного чтения А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков чтения по произведению А.П. Платонова «Ещё мама»; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:Предметные:...