Игра "Что?Где?Когда?" по творчеству С. Писахова
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Людмила Николаевна Шашкова

Игра по творчеству С.Писахова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_chto_gde_kogda_po_tvorchestvu_pisahovas.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок внеклассного чтения

                  (региональное содержание)

                 Игра «Что? Где? Когда?»

            (посвящённая  творчеству писателя С. Писахова)

                             3 класс

 

                                                                    Учитель начальных классов

                                                                       МОУ «Приводинская СОШ»

                                                 Котласского района Архангельской области

                                                            Шашкова Людмила Николаевна

                                                        .

                           

                                  Урок внеклассного чтения

Тема:  Игра «Что? Где? Когда?» (посвящённая творчеству писателя С. Писахова)

Цель:  познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя C.   Писахова;     пополнить словарный запас обучающихся, формировать навыки составления грамотных ответов; обучать детей раскрывать сущность разных понятий, развивать чувство гордости за свой родной край и людей живущих в нём; на примере сказочных персонажей уметь различать эмоциональное состояние людей .

Планируемые результаты:

Личностные: осознание себя как гражданина, развивать чувство гордости за свой край, за людей , живущих в нём.

Любовь и уважение к культуре, истории своей малой родины, положительное отношение и интерес к изучению родного края

Метапредметные:  Познавательные УУД: размышления о нравственных ценностях сказок С.Писахова

Регулятивные УУД:  формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении  заданий в группе, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа литературоведческих понятий

Оборудование:  презентация, мультимедиа, карточки с заданиями и самооценкой, конверты с заданиями, волчок, наборное полотно с цифрами, чёрный ящик, грамота, призы, логотип с названием спонсорской фирмы, название игры, выставка книг С. Писахова.

                                                              Ход урока.

  1. Объявление темы. Вступительная беседа.

Учитель зачитывает четверостишие на доске:

                   Я здесь родился,

                  Здесь мне жить и славить

                  России Север-

                 Дальний край  Земли ( А. Пичков)

- О каком крае  говорится в этом стихотворении?

- Правильно. Об Архангельской области

Особые чувства испытывает человек к родному краю, где он родился,  рос, учился, начал свою трудовую жизнь

( дети зачитывают  отрывок из стихотворения А.Яишницына)

Край суровый очень любим

Искренне и преданно.

Сколько лет живут здесь люди

Никому неведомо

Край в далёкой стороне,

Да на Северной Двине,

Климат здесь не ангельский

В области Архангельской

И легенды утверждали,

 Будто в смутные века

Берега Двины видали

Атаманы Ермака

Здесь суровая Двина,

Здесь суровая зима,

Здесь шесть месяцев снега

И дремучая тайга

Здесь раздолье рыбакам,

Но не выжить слабакам.

Вы  уже многое узнали о   родном крае,  но предстоит узнать ещё больше. В нашей  Архангельской области проживали и проживают замечательные люди , среди которых много знаменитостей: художники, учёные , исследователи , писатели и поэты. Об одном из таких людей - писателе С. Г. Писахове, его жизни и творчестве мы поговорим сегодня на уроке. ( Слайд 1)

Это не только писатель, но и художник. Он был  скромным, застенчивым и очень добрым. При этом он обладал большой работоспособностью. Любовь к Северу и его людям помогла родиться знаменитым писаховским сказам(Слайды 2-6), которые быстро стали необычно популярны в Архангельске, сделав Степана Григорьевича местной знаменитостью и всеобщим любимцем.

 (  Выставка книг писателя с кратким обзором)

 Готовясь к сегодняшнему уроку,  вы прочли много сказок и познакомились со страницами жизни и творчества писателя. (Задание для  подготовки к игре  в приложении) Сегодня на уроке мы закрепим эти знания и узнаем что-то новое.  В этом нам поможет игра «Что? Где? Когда?»

.

У нашей игры есть спонсор - фирма «Пап – мам», представители которой присутствуют у нас на уроке. (Показать логотип фирмы – образец смотреть в приложении)

Они приготовили для вас призы, подарки и грамоты за активное участие.

Оценивать ваши знания в игре будет компетентное жюри. (Представить жюри)

Вы заранее разбились на команды, выбрали название и капитана команды. Прошу команды представиться.

Вот вы и поприветствовали друг друга, теперь можно начинать игру.

Правила игры:

2 команды одновременно садятся  за разные игровые столы,  на которых разложены  14 вопросов в  конвертах (для каждого вопроса  отдельный конверт – образец в приложении),  которые поможет вам выбрать крутящийся волчок,  вращать его будут команды по очереди.

 Сообща в каждой команде  ищите ответ на поставленный вопрос или задание и записывайте его на листе бумаги, а капитан отвечает на него сам или выбирает кого – то  из игроков. Ответы команд будут зачитываться по очереди На выполнение одного задания даётся 2 минуты.  За каждый правильный ответ – 1 балл. Результаты будут фиксироваться жюри цифрами на наборном полотне.) ( Смотреть приложение)

Всем понятны правила игры? Тогда начнём.
                                              Игра «Что? Где? Когда?»

                                                 Вопросы

                                 

1.  Назовите годы жизни С.Г.Писахова (1879-1960)

2. От чьего  имени велись писаховские сказы?( от имени ушлого поморского мужичка Сени Малины из деревни Уйма)

3. Назовите  название журнала Союза писателей СССР, в котором появилась в 1935 году первая подборка, озаглавленная «Мюнхаузен из деревни Уйма» ( «30 дней»)

4. Чем занимался С. Писахов, когда на 20-ом году жизни ушёл из дома и отправился познавать жизнь? ( плавал по Белому морю, работал на Соловках, рубил лес)

5. За что исключили Писахова в 1905 году из художественного училища Штиглиза в Петербурге?( за выступление с критикой царя)

6. В каких странах побывал писатель во время заграничных путешествий? Назвать 3 страны.(Палестина, Германия, Сирия, Египет, Турция, Греция, Италия, Франция)

7.Почему он, будучи художником, никогда не иллюстрировал свои сказы?( Он считал, что другие сделают это лучше, а порой просто давал этим возможность заработать молодым художникам, которых всегда поддерживал)

8. Чёрный ящик. На пешеходной улице в центре города Архангельска, где собраны старинные деревянные здания, стали создавать бульвар со скульптурами героев писаховских сказок. Пока что на бульваре только памятник самому Степану Писахову и его герою сказов.  Внимание-чёрный ящик. (Смотреть в приложении) В этом ящике находится фотография скульптуры с изображением этого героя. Вопрос - кто изображён на этой фотографии?(Сеня Малина , оседлавший налима)

9.Как называется улица в г.Архангельске, на которой жил С.Г.Писахов?(Поморская)

10.Сколько сказок создал писатель?( более 60)

11.Назовите персонажей сказки «Собака Розка» (Собака, Щука, Заяц)

12.Из какой сказки этот отрывок? (Задание на листе или слайде)

      «На  самом дне я на матерущего налима наскочил. Спал налим крепкой спячкой. Разбудился налим и спросонок – к проруби. Я на налима верхом скочил, в прорубь выскочил, на лёд налима вытащил.»( «Налим Малиныч»)

13.Продолжите название сказок. (Задание на листе или слайде)

      «Не любо -…(не слушай)»

      «Северно …(сияние)»

     « Собака  …(Розка)»

      «Как поп … (работницу нанимал)»

14.К какой сказке эта иллюстрация? (в приложении «Как поп работницу нанимал»)

( Во время игры сделать небольшую паузу  для показа инсценировки из любой сказки С.Писахова, которую подготовят сами дети)

         

Рефлексия. Итак,  игра закончена. Пока жюри подводит итоги нашей игры, я попрошу вас оценить свою деятельность и деятельность вашей команды  во  время игры,  а результат записать в данную таблицу.

                                                Фамилия, имя______________________

                      Оцени свою работу и команды  на занятии по 10 – бальной системе

Я

активно работал (а) на занятии

Мы

вместе выполняли задания

Мы

помогали друг другу

Дело

мне всё было понятно

Дело

я узнал (а) больше, чем знал (а)

Дело

я научился новому

Дело

Я считаю, что все учащиеся нашей команды справились с заданием

Жюри говорит  итоги. Команда -  победительница получает грамоту.  Всем игрокам  спонсоры фирмы  «Пап – мам» вручают  призы за участие.

 В заключение  просмотр мультфильма                                                         

    Литература

1.Писахов С.Г. Сказки. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977.

   (Вступительная статья Ш.Галимова)

2.Пономарёва И.Б.Главы из жизни Степана Писахова/ Архангельск: изд- во «Правда Севера», 2009.

 – сказки писателя.

                                             

                                           

3.Северные кружева из сказок С.Г.Писахова: учебное пособие для учащихся 2-4 классов средних общеобразовательных школ. – ГАОУ «АО ИППК РО»,/ Архангельск 2013

                                               

                                         

                                                

, 

 

 

           

                                               

                                       

                                                 

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки Степана Писахова. Викторина. Презентация.

Биография Степана Писахова. Вискторина по его сказкам....

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Проект "Писаховы чудеса"

2 место в городском конкурсе проектов...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....