Конспект урока по литературному чтению "Заячьи лапы"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Корчинская Оксана Александровна

Технологическая карта урока для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_uroka_po_lit_chteniyu_3_klass.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Корчинская Оксана Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ школа 598  Приморского р-на
г. Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3м-м классе на тему: К.А.Паустовский «Заячьи лапы»

Тип урока:

изучение нового материала

Авторы УМК:

УМК «Начальная школа 21 века»; 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч1/ Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016

Цель урока:

Создать условия для ознакомления с произведением К.А.Паустовского «Заячьи лапы»

Планируемые образовательные результаты (предметные, личностные, метапредметные):

Предметные: совершенствование навыка чтения;

  1. умение замечать слова, ярко описывающие картины природы;
  2. установление причинно-следственных связей.

Личностные: выражать этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

Метапредметные:

Познавательные: владеют техникой чтения, понимают прослушанное и прочитанное произведение; осуществляют анализ и строят рассуждения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие.

Коммуникативные: составляют несложные монологические высказывания о героях.

Оборудование:

 Алгоритм (приложение 1), карточки с заданиями +таблица окончаний (приложение 2), проектор.

Образовательные ресурсы:

УМК «Начальная школа 21 века»; 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч1/ Ефросинина Л.А. – М.: Вентана-Граф, 2016

Методические приёмы развития критического мышления: “

«Верные и неверные высказывания», «Характеристика героя через его действия и поступки»

“Ассоциации”, “Стратегия ключевых слов”,

Ход Урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. Момент.

Я рада встрече с вами, друзья,

И, думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня читать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать.

Настраиваются на работу на уроке.

Личностные: чувство необходимости учиться;

Регулятивные: умение настраиваться на работу

2. Мотивация учащихся

Стадия вызова.

Игра “Верно ли, что”

-Давайте поиграем в игру «Верно ли что» У каждого из вас есть лист бумаги. В первом задании нужно написать «да» или «нет» в графе «До чтения».

Методический приём «Верные и неверные высказывания»

1. Верно ли, что заяц-враг человека?

2. Животные иногда приходят на помощь человеку.

3. Ветеринар – это детский врач?

4. Все люди жалеют животных и стараются им помочь?

5. Если делаешь добро, то оно к тебе вернётся.

Методический приём «Составь загадку»

-Ребята, отгадайте загадку. Но отгадать её непросто: все предложения перемешались.

«Это что за зверь лесной

Уши больше головы.

И стоит среди травы

Встал как столбик, под сосной?»

 О ком мы сегодня будем читать?

- Мы сегодня на уроке мы продолжим знакомится с творчеством К.А.Паустовского и прослушаем произведение «Заячьи лапы».

Отгадывают загадку.

Записывают в таблицу «да» или «нет»

Составляют загадку и отгадывают её (это заяц)

«Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы?»

О зайце.

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные УУД:

- уметь выделять существенную информацию.

3.Целеполагание.

Цель нашего урока-понять то, о чем хотел сказать нам автор. Сможем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? (нет)

Какие перед нами стоят задачи?

А сейчас мы посмотрим фрагмент диафильма.

-Эта история имеет продолжение. Чтобы это узнать, давайте прочитаем произведение.

-прочитать текст

-определить жанр

-определить героев

-проанализировать текст

-составить план

-сделать выводы

Смотрят диафильм.

Читают текст полностью.

Регулятивные УУД:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

4. Первичная проверка понимания

Стадия осмысления

Физминутка

5. Первичное закрепление

Работа с текстом

-К какому жанру относится это произведение?

-Почему?

-Кто герои рассказа?

-Давайте разберем непонятные слова в тексте.

Онучи- обмотки, портянки

Сухове́й — сухой, горячий ветер

Пенсне - очки без дужек, укреплённые на переносице

Кратер- углубление в вершине вулкана, похожее на воронку

Конова́л — лекарь-самоучка, лечащий лошадей.

Физминутка.

Беседа по содержанию текста.

- Какое событие произошло первым?

- Почему ветеринар прогнал Ваню?

- Какие чувства испытывал Ваня.

- Кого встретил мальчик у ветеринара?

-Что она посоветовала ему?

-Кто участвовал в спасении зайца?

-Как природа реагирует на ответ Карла Петровича? Найдите в тексте.

-Как заяц спас деда?

-Почему дед сказал, что провинился перед зайцем?

-Как бы вы поступили, если бы к вам попал этот заяц?

- Какая основная мысль этого рассказа?

-А теперь давайте поговорим о героях этого произведения.

Методический прием: «Характеристика героя через его действия и поступки»

Ваня - выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, переживает за других, очень добрый

Ветеринар- равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, (грубо кричит)

Бабка Анисья - жалостливая, любопытная, душевная, добрая

Аптекарь - нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый.

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, образованный, строгий, добрый.

Методический приём критического мышления «Синквейн»

-А теперь я предлагаю дать характеристику героям с помощью синквейна.

 Перед тем, как начать-вспомним правила работы в группах.

- Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность.

      Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении?

-Рассказ

-Основан на реальных событиях.

-Мальчик Ваня Малявин, дедушка, ветеринар, аптекарь, врач Карл Петрович.

-Читают непонятные слова и их значение.

-Дети отвечают на вопросы по содержанию текста.

- Дети решают поставленную перед ними задачу данного этапа

Вспоминают правила работы в группе.

Каждая группа составляет синквейн по одному герою.

Выступают.

- Ответы детей

Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку. Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

Познавательные УУД:  

- ориентироваться в содержании предмета;  

- использовать информацию для решения учебной

задачи;  

- систематизировать, обобщать изученное. Соединять

части в целое;  

- структурировать учебный материал, выделять в нем

главное;  

- формировать элементарные навыки работы с

приборами.  

Коммуникативные УУД:  

- высказывать суждения по результатам сравнения;  

- аргументировать свое мнен

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Регулятивные УУД:

-проводить физическую разгрузку в ходе работы.

Личностные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные УУД:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6. Подведение итогов

-С каким произведением мы познакомились сегодня?

- Кто его автор?

- К какому литературному жанру относится данное произведение?

- Убедил ли вас писатель, что животные-наши друзья?

- Ответы детей

Познавательные УУД:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

7. Стадия рефлексии

Методический приём «Верные и неверные высказывания»

-Давайте вернёмся к таблице, которую заполняли в начале урока и проверим правильность наших предположений после получения новой информации. Кто после прочитанного произведения исправил свои ответы?

- Вам понравилась Ваша работа на уроке?

Методический прим «Акро-слово»

-Составим акро-слово со словом Доброта

Повторно заполняют таблицу.

Сравнивают результаты.

Составляют акро-слово:

Д- дедушка

О – огонь

Б – бег

Р – радость

О – огорчение

Т – тишина

А - автор

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

8. Домашнее задание

1.Подготовить выразительное чтение произведения.

2. Пересказ любой части.

3. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку произведения.

Записывают Д.З.

по выбору.

Приложение 1

“Верно ли, что”

Высказывания

до чтения

после чтения

Заяц-враг человека.

 

 

Животные иногда приходят на помощь человеку

 

 

Ветеринар – это детский врач.

 

 

Все люди жалеют животных и стараются им помочь.

 

 

Если делаешь добро, то оно к тебе вернётся.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...