Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "С. Есенин. "Лебёдушка""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ивлева Ирина Ивановна

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения "Лебёдушка" С.Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ситьковская муниципальная основная общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

в 4 классе

С. А. Есенин

" Лебёдушка"

Выполнила Ивлева Ирина Ивановна

учитель начальных классов

Велиж

2019 г


Цели урока:  познакомить с новым произведением С. Есенина; обогащать словарный запас; обучать правильному, выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание текста, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов  для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и в группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг С. Есенина, портрет поэта,  аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

(Чтение наизусть стихотворения Н. Рубцова.)

3. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

(Учитель включает аудиозапись песен на стихи С. Есенина (по одному куплету).)

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком.

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чём.

Клён ты мой опавший,

Клён зазеленелый,

Что стоишь, нагнувшись,

Под метелью белой?

- Узнали ли вы стихи? Кто их автор? (Сергей Есенин. )

_ Какие стихи С. Есенина вы уже учили или читали?

4. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством С. Есенина

_ Совсем недавно мы читали его стихотворение «Бабушкины сказки». А что вы помните из биографии поэта? (Детство прошло в селе Константиново Рязанской губернии. Рос у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, некоторые были с плохим концом, и он их переделывал на свой лад. Стихи писал, подражая частушкам.)

(Учащиеся слушают сообщение учителя о поэте. см. материал к уроку.)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним из стихотворений С. Есенина.

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Лебёдушка»

(Чтение стихотворения на с. 120-125 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)

- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытали при чтении?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выделите непонятные слова и выражения.

(Ученики сами объясняют значения слов и выражения. Учитель дополняет объяснения или поправляет.)

- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся, а также сравнения и олицетворения. (Эпитеты: покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, колечки изумрудные и др. ; олицетворения: «...зорюшка рассыпала … лучи...», «камыши... шепталися», «перешёптывались лилии», «цветы … улыбались дню весёлому» и др.)

- Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю её красоту.)

- Что напоминает вам это стихотворение? На что оно похоже?

(Это стихотворение напоминает народную песню или сказку.)

- Найдите в тексте слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

- Что необычного в изображении лебёдушки?

- Как автор показывает, что она была хорошей матерью?

- Как автор называет её детей? (Лебежатушки, детки малые. Ватага стройная.)

- Как поэт относится к лебёдушке? Докажите.

- Какие враги есть у лебедей? Найдите это в тексте.

- Рассмотрите иллюстрацию, найдите и прочитайте отрывок к ней.

- Как вела себя лебёдушка в момент смертельной опасности? О ком она думала?

( Выразительное чтение стихотворения.)

- Послушайте объяснение фразеологизмов.

Лебединая поступь — плавная, величавая.

Лебединая шея — стройная, гибкая.

Лебединая песня — чьё-либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта ( от поверья, что лебедь поёт раз в жизни — перед смертью).

Лебединая верность — семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них (так же как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет.

7. Рефлексия

- Чем вас поразил урок?

- О чём заставил задуматься?

- Чему вы научились на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

8. Подведение итогов урока

- Какое у вас настроение? Почему?

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь он не любил истории с плохим концом?

- Что хотел показать нам автор?

Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок из стихотворения. Повторить раздел, который изучили: вспомнить биографии авторов, их произведения.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии С. А. Есенина

24 декабря 1925. С. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти ине печаль бровей -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

А в ночь с 27 на 28 декабря его не стало... Замечательные стихи поэта остались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Лебёдушка"  4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. А. Есенин «Лебёдушка»" 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе к стихотворению С.Есенина "Лебёдушка"....

Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"

Конспект урока по литературному чтению на тему С.Есенин "Лебедушка"...

Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс

Конспект урока по литературному чтению С. Есенин «Лебёдушка» 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...