Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Стрельцова Анна Алексеевна

Аннотация к рабочей программе

Настоящая рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 4 класса составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10.2009 №373 (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и  литературное чтение на родном языке».

2. Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Новоселезневская  СОШ, утвержденной приказом директора МАОУ Новоселезневская  СОШ от 27.08.2020г., №127 – ОД.

3. Учебного плана МАОУ Новоселезневской СОШ утвержденного приказом директора МАОУ Новоселезневская  СОШ от 27.08.2020 г., №127-ОД.

4.Примерная образовательная программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.

 Авторы: Кузнецова М.И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В.

 

Рабочая программа ориентирована на: произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

Новоселезнёвская средняя  общеобразовательная школа

п. Новоселезнёво, Казанского района, Тюменской области.

           Рассмотрено на заседании ШМО                                                  «Согласовано»                                               «Утверждаю»

           протокол №__1___ от «27» 08 .2019г                                           Зам.директора по УВР                                 директор МАОУ Новоселезнёвская СОШ

                                                                                                                         ________/ Е.М. Исайкина                       ____________/Е .А.Дубынина

                                                                                                                         «27» августа 2020г.                                             «27» августа 2020г.

                                                                                                                                                                                            Приказ № 127- ОД от  «27» августа 2020г

Рабочая программа

                                            учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

4 класс

2020-2021 учебный год

Составитель:

Стрельцова А. А.,

учитель начальных классов

п. Новоселезнёво 2020г

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные УУД:

-развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

-развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;

-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

-применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);

-самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

-воспринимать        художественную        литературу        как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

-создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями

2.Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА

Я и книги (6 ч)

1

С. Т. Аксаков. Знакомство с биографией автора и произведением  «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).

1

2

С. Т. Аксаков. Анализ произведения «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).

1

3

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Знакомство с произведением «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

4

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Анализ произведения «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1

5

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

1

6

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1

Я взрослею (5 ч)

7

Пословицы о скромности.

1

8

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1

9

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

1

10

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». 

1

11

И. С. Тургенев. «Голуби».

1

Я и моя семья (7 ч)

12

Е. Н. Верейская. Знакомство с произведением «Три девочки» (фрагмент).

1

13

Е. Н. Верейская. Анализ произведения  «Три девочки» (фрагмент).

1

14

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

1

15

О. В. Колпакова. Знакомство с произведением  «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).

1

16

О. В. Колпакова. Анализ произведения  «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).

1

17

К. В. Лукашевич. Знакомство с произведением  «Моё милое детство» (фрагмент).

1

18

К. В. Лукашевич. Анализ произведения  «Моё милое детство» (фрагмент).

1

Я фантазирую и мечтаю (3 ч)

19

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

1

20

В. П. Крапивин. Знакомство с произведением «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

1

21

В. П. Крапивин. Анализ произведения  «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

1

22

Люди земли русской

1

23

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

1

24

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

1

25

А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).

1

26

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

1

27

В. Г. Распутин. «Саяны».

1

28

Сказ о валдайских колокольчиках.

1

29

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

1

30

А. Н. Апухтин. «Зимой».

1

31

В. Д. Берестов. «Мороз».

1

32

А. Н. Майков. «Гроза»

1

33

Н. М. Рубцов. «Во время грозы».

1

34

Обобщение по темам года «О родине, родной природе и детях»

1

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....