Буква и звук Мм
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Викулова Евгения Брониславовна

Урок «Буква Мм, Звук м м

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально. осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов.  Обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_i_zvuk_mm.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Буква Мм, Звук м м

Цель урока:  познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м'], буквами Мм.

Задачи урока:

Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирование умения правильно производить фонетический разбор на элементарном уровне.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся; развивать психические процессы: мышление, память, внимание, способность к самоконтролю; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, формировать понятие о дружбе, доброте, отзывчивости; учить работать в парах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваиваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально. осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов.  Обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную, на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Орг.момент:

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках я сижу

Не шумлю, и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

Здравствуйте, ребята. К нам на урок пришли гости, давайте мы сейчас посмотрим на них, улыбнемся и больше не будем отвлекаться.

Повторение изученного материала

На доске в разброс буквы А, У, О, И, Ы, М, Э

 - ребята, я буду читать загадки, а вы отгадываете о какой букве идёт речь?

1. Удобная буква!

 Удобно в ней то,

 Что можно на букву

 Повесить пальто. ( У)

Один ученик выходит к доске и находит буку У, остальные прописывают в тетрадях

2. А бедняжка буква - …. . ыы

 Бродит с палочкой; увы.

Один ученик выходит к доске и находит буку Ы, выкладывает в ряд остальные прописывают в тетрадях)

3. В старом дереве дупло

 Ну, совсем как буква «О»

Один ученик выходит к доске и находит буку О, выкладывает в ряд остальные прописывают в тетрадях)

4. Вот два столбика наискосок

 А между ними – поясок. «А»

Один ученик выходит к доске и находит буку А, выкладывает в ряд остальные прописывают в тетрадях)

5. Взял я лук и крикнул: - «Эх!»

 Удивлю сейчас я всех!

 Натянул потуже лук,

 Да стрела застряла вдруг!

 И вокруг сказали все:

 - Э - э - э!

Один ученик выходит к доске и находит буку Э, выкладывает в ряд остальные прописывают в тетрадях

 6. На калитку посмотри:

 Чем она не буква «И»?

 Между двух прямых досок

 Одна легла наискосок

Один ученик выходит к доске и находит буку И, выкладывает в ряд остальные прописывают в тетрадях

 (выкладывают на доске все буквы (У, Ы, О, А,Э, И).

Ребята, посмотрите, а какие это буквы?

Буквы, которые обозначают гласные звуки.

Молодцы!

Постановка учебной проблемы

Одна буква остается лишней.

Ребята, посмотрите, одна буква осталась. Мы можем эту букву записать к

 - О какой букве идёт речь?

  Мама, глянь - ка! Две горы

  Словно две родных сестры!  «М» (эм)

 - У буквы «М» есть свой звук ммммм. Произнесли все ммммм

 - Как мычит корова? (Му - у - у)

Сообщение темы урока

- Ребята, значит, какая тема урока нашего урока? Какие цели поставим?

Познакомимся с буквой, выясним, из каких элементов она состоит, почитаем модели и слоги, поиграем)

Изучение нового материала

Игра «Доскажи словечко»

В подполье, в коморке
Живёт она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (Мышка)

На поляночку весной
Прибыл весь народ лесной:
Вышел из норы зайчишка,
Из берлоги вылез…(мишка)

– Что объединяет все эти слова?  (первая буква М)

– Произнесите первый звук слова «мышка».

– какой это звук? Согласный, мягкий твердый

– Дайте характеристику этому звуку.

– Произнесите первый звук слова «мишка».

– Покажите модель этого звука.

– Дайте характеристику звуку м,

Можем ли мы пропеть эти звуки? (нет)

Если мы не можем пропеть эти звуки, то это какие звуки?

 - При произношении воздух встречает преграду. Такие звуки будем называть согласным звуком. Громко ли мы слышим этот звук? (да) – он звонкий.

Составление схем

Сейчас, ребята, мы с вами составим схемы к словам Мишка  Мышка. Ребята, что вы интересного заметили?

Звук М может быть твердым и мягким.

физминутка

Игра «Кто внимательный» Я буду читать слова, как услышите звук м хлопайте в ладоши.

 На полу скребётся мышка,

 Спит в берлоге бурый Мишка.

 Этот Мишка очень мил,

 Только лапы он не мыл.

 Убежала в норку мышка.

 Спать залёг в берлогу мишка.

 Мальчик мал, но очень мил.

 Он водичкой руки мыл.

Как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

И наш звук М тоже обозначается на письме буквой М, Посмотрите на нее, как она выглядит.

Конструирование большой и малой букв М, м.

- На что похожа буква «м»?

- Из каких элементов-шаблонов состоят печатные буквы «М», «м»? Сконструируйте из элементов-шаблонов буквы «М», «м». 

- Покажите соседу букву, проверьте правильность, помогите друг другу. А давайте мы сейчас с вами прочитаем слоги с буквой М.

Ребята, печатная буква М принесла вам одно задание.

Из всех букв выбрать и зачеркнуть все буквы Мм (У каждого на парте задание на карточках)

ОьтМУцЪзоМЦуаАмМуЕпфРЁвомУврМмрОнаАчуЛдюиХАыМамаУаЩздАуМо

Чтение слогов.

Прибежал весёлый А, прочитали дети – МА.

Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.

Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.

Прибежал игривый И, прочитали дети – МИ.

Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.

Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.

Составление слов

МА – МО – МЫ – МИ – МУ – МЭ

Работа в прописях

Где мы можем встретить печатную букву М? а на письме мы пишем письменную букву.

Внимательно посмотрите, как она пишется. Открываем прописи на стр.20 и вначале прописали печатную букву Мм. Внимательно по стрелочкам обводим, а затем самостоятельно печатаем.

А на письме какую букву пишем? (письменную букву Мм)

– Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ёё. Ведём плавную линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо.  Вниз опускаем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Плавную линию продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо. Вниз пишем прямую. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Давайте представим, что у нас носы как у Буратино длинные-длинные. И носами прописали в воздухе букву м. Теперь взяли ручки и написали в тетрадях букву м.

Физминутка для рук

Ребята, а где мы можем встретить заглавную букву М?

В именах, в названиях магазинов, книг, газет т т.д.

Начинаем писать заглавную букву М. работа в прописях.

Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком [м], [м,].

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо

Нет на свете никого

Лучшей нашей…

- Малины! - заорал Миша.

- Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы.

- Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

чем бойкий рыжий…

- Айболит! - заорал медвежонок.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Молодцы!

Итог урока

- Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает буква М?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Федосова " От звука к букве".Буква и звук У

Презентация дляя занятия с дошкольниками...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 2 классов по теме «Звуки и буквы. Различие звуков и букв.»

Назначение работы - оценка уровня усвоения знаний материала 2 класса, установить соответствие подготовки обучающихся 2-х классов по русскому языку Федеральным государственным стандартам общего образов...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....