«Шесть шляп мышления в начальной школе»
статья по чтению (3 класс)

Воронова Ангелина Анатольевна

 «Шесть шляп мышления в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_shlyap_myshleniya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию метода

 «Шесть шляп мышления в начальной школе»

Метод  «Шесть шляп мышления»,разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне,  крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого и концептуального мышления, автором 64 книг, переведенных на 35 языков мира, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Этот метод позволяет ребенку латентно (скрыто, незаметно) включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания, и учитывает ведущие каналы обучения.

Применять метод 6 шляп можно как в группе, так и индивидуально. В первом случае участники берут шляпы по очереди. Ведущий контролирует этот процесс. Во втором случае человек один за одним включает разные виды мышления для того, чтобы увидеть всю карти Как использовать

Для начала нужно понять простую истину: решения появляются в процессе полемики, рассуждений. Но чаще всего остается то мнение, которое смогли отстоять. Те же решения, которые основаны на интересах всей группы, остаются в тени.

Метод шести шляп Эдварда де Боно предлагает параллельный подход. Во время принятия решения не происходит выбор сильного варианта. Все предложенные идеи по поводу того или иного вопроса оцениваются отдельно друг от друга, а иногда объединяются в единое целое.Применение метода 6 шляп можно сравнить с рисованием. Представьте, что вы рисуете пейзаж. Вряд ли он будет полным, если разукрасить ее одним цветом. Если вы используете все цветные карандаши, картина получится яркой и живой. Точно так же по методу де Боно оцениваются и проблемы. Увидеть полную картину можно только после того, как будут по очереди надеты все шляпы ну и принять нужное решение.

Белая

Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.

Ключевые моменты этой части обсуждения:

  • зафиксировать точки зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу;
  • оценить, насколько точная и уместная информация;
  • разделить факты и предположения;
  • выяснить, как можно заполнить пробелы.

Также нужно обратить внимание на эмоциональную составляющую.

Красная

Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы:

  1. Что я ощущаю в данный момент?
  2. Что говорит интуиция и мой внутренний голос?

Здесь важно обратить внимание на соответствие принятого решения и эмоций. Если кажется, что решение правильное, но в это время в душе вы испытываете тоску, задумайтесь. Вряд ли оно на 100% удовлетворяет все ваши потребности.

Ключевые моменты:

  1. Рассуждения ограничены временем — 30 секунд.
  2. Можно говорить о чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция.
  3. Не стоит оправдываться.
  4. Следует помнить, что изучение эмоций — такая же часть мыслительного процесса, как и другие.
  5. После того, как решение принято, эмоции нужно проанализировать еще раз.

Образ мышления в белой и красной шляпе противоположны друг другу. В первом случае используются абсолютные факты, а во втором – относительные. Абсолютные правдивы на 100% в данный момент времени. Взять, к примеру, утверждение о том, что наша планета вращается вокруг солнца. Сейчас это общеизвестная истина. Несколько столетий назад Джордано Бруно казнили за то, что он посмел высказать такое предположение. Тогда считали, что все происходит наоборот и солнце вращается вокруг земли

Черная

Отвечает за логическое и критическое мышление. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты, недостатков.

Человек в черной шляпе должен задать себе такие вопросы:

  1. Какие проблемы возникнут?
  2. На что обратить внимание в первую очередь?
  3. В чем заключается главная опасность.

Желтая

Предполагает сознательные усилия, направленные на поиск положительных моментов. Почему это сложно? Потому что для негативного отношения к объекту или явлению причин всегда больше, чем для позитивного.

Надевая желтую шляпу, спросите себя:

  1. Какие преимущества у этой идеи или решения?
  2. В чем заключаются положительные стороны?
  3. В чем состоит ценность?
  4. Привлекательно ли предложение?
  5. Можно ли реализовать эту идею?

С одной стороны, желтая шляпа противоположна черной, а с другой — дополняет ее. С их помощью можно анализировать и проблемы, и поведение окружающих людей. Но как быть, если кажется, что у них только положительные или только отрицательные стороны? Для начала стоит понять, что так не бывает. Это крайне редкие случаи. Другой вариант — сознательно заставить себя найти в событии позитивные черты.

Зеленая

Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода.

Вопросы для зеленой шляпы:

  1. Какие творческие идеи я могу предложить?
  2. Есть ли альтернативные варианты?
  3. Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы?

Творческий подход к поиску решения важен в тех случаях, когда остальные не принесли результата. Здесь можно не ограничивать фантазию и предлагать необычные, а, возможно, и странные идеи. После их нужно проанализировать, используя желтую и черную шляпы.

Синяя

Тому, кто наденет синюю шляпу, нужно уметь правильно задавать вопросы, формулировать проблему, грамотно ставить задачи перед участниками. Руководитель не только принимает окончательное решение. От него зависит, как пройдет обсуждение в целом. Он определяет порядок использования шляп, следит за ходом разговора, делает выводы.

Для синей шляпы характерны такие вопросы:

  1. С чего лучше начать обсуждение?
  2. Какая тема стоит на повестке дня?
  3. Какие цели мы преследуем?
  4. Какие и в каком порядке использовать шляпы?
  5. Как правильно подвести итог?
  6. Каков план действий?

Ключевые моменты синей шляпы — концентрация внимания, фиксация требований к мышлению, принятие решений.

Правила

Использование метода 6 шляп подчиняется ряду правил:

  1. Каждый участник использует шляпы по очереди.
  2. Не стоит устраивать беспорядок. Шляпы использовать крайне избирательно, тщательно выбирая момент для каждой из них.
  3. До того, как участник наденет какую-то шляпу, и по окончании процесса он обсуждает проблемы в обычном режиме.
  4. Помните, что красная шляпа помогает разрядить обстановку.
  5. Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться тем или иным видом мышления.
  6. Работа заканчивается в тот момент, когда участники наденут на себя все шляпы.

Как сказано выше, руководителю отводится главная роль. Он контролирует процесс использования шляп, напоминает участникам о роли, не дает задействовать сразу несколько стилей мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода «Шесть шляп мышления» в начальной школе (методические рекомендации, конспекты уроков)

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности...

Шесть Шляп Мышления

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Метод  «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...

Презентация "Игра для проведения рефлексии "Шесть шляп мышления". Метод Эдварда де Боно"

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать инфор...

Метод "Шесть шляп мышления " для развития мышления школьников

Описание метода "Шесть шляп" для развития мышления школьников...