Тема: Басня. Квартет.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Краева (Волкова) Ольга Владимировна

Тема урока: Басни. Квартет.

Тип урока: комбинированный урок

 

Цель урока: закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Квартет”

 

 

Планируемые  результаты

 

  • Предметные:

Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен

Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни,

 

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила; выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

 

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

 

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_basnya_kvartet.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

в  4 классе ГБОУ «Школа 448»

по  литературному чтению

Учитель начальных классов

Волкова Ольга Владимировна

Тема урока: Басни. Квартет.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Квартет”

Планируемые  результаты

  • Предметные:

Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен

Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни,

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила; выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха;

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя : раздаточный материал, презентация, экран, проектор, компьютер,

  • Для ученика: пенал, учебник, рабочая тетрадь

Информационные источники:

учебник "Литературное чтение" 4 класс 1 часть "Школа 21века" , Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова

Содержание урока

Этапы урока, время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Оборудование

Организационный момент

(1 минута)

Словесный метод (рассказ), анализ, сравнение

Здравствуй, ребята. Сегодня урок чтения проведу у вас я, Ольга Владимировна.

Сегодня нам понадобиться пенал, учебник, ваши рабочие тетради.

Учащиеся приветствуют учителя, встают из-за парт.

Слушают учителя. проверяют наличие того, что понадобиться на уроке.

Слушать и понимать речь других (К),

Осуществлять анализ объектов(П)

Умение анализировать (П)

Слайд 1

Повторение изученного

Скажите мне, что такое басня?

Как называется человек, которые пишет басни?

Соотнесите название басни, с баснописцем, которую ее написал.

Разгадайте ребус и скажите, басню какого автора мы сегодня будем читать.

о

к

ы

в

л

Р

Ответ: Крылов

-это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

Устно соотносят автора басни к названию басни.

Разгадывают ребус.

Ответ : Крылов

Слайд 2

Слайд 3

Изучение нового материала, формирование умений

- подготовка к первичному восприятию текса

-первичное восприятие

-эмоциональный отклик на прочитанное(услышанное)

- чтение текста детьми

- анализ произведения

Словесный (беседа)

Ответы с места

Опрос

Чтение басни

Как вы знаете, Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец.

Кто мне скажет, почему?

Правильно, А.С. Пушкин любил читать его басни и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Я вам расскажу несколько интересных и смешных фактов из жизни Крылова. (приложение№1)

Давайте послушаем басню «квартет».

  • Понравилась вам басня?
  • Какими чертами характера Крылов наградил Мартышку?
  • Осла?
  • Козла?
  • Мишку?

Теперь вы будете читать басню. Читаем по очереди до точки.

Юля, читай.

Что означает:

*квартет

*какие бывают квартеты?

Маша, читай:

Что означает:

*нот

*баса

*альта

*скрипка

Давайте посмотрим, как они выглядят

Кто знает отличия скрипки от альты?

Юля. Читай.

Что означает:

*смычки

Маша, читай.

*все слова понятны?

Юля, читай.

Что означает:

*прима

*втора

*могут ли заплясать лес и горы?

Маша, читай.

Что значит:

*как вы понимаете « он все – таки на лад нейдет.»

Юля, читай.

Дальше, Маша.

Что означает:

*чинно в ряд

Юля, читай.

Что означает:

*пуще прежнего

Маша, читай

Юля, читай.

Что означает:

*возьми на час терпенье

*привесть

Маша, читай.

Что означает:

*надобно уменье

Скажите, сколько частей в этой басне.

Нашли мораль?

Прочитайте.

*как автор представляет героев басни?

*как соловей относится к участникам квартета?

*прав ли соловей в своих словах?

Потому что, язык басен Крылова прост и ясен. Стихи звучат как непринужденный разговор. Он писал о различных поучительных происшествиях так, что читатель видит перед собой яркую, живую сцену

  • Понравилось.
  • Мартышка-проказница, вертлявая.
  • Осел – глупый, упрямый.
  • Козел -  не умный, упертый.
  • Мишка – косолапый, неповоротливый.

*квартет – это 4 музыканта.

*инструментальный  и  вокальный и вокально – инструментальный.

*нот – это ноты

*баса, альта, скрипка – музыкальные инструменты

  • Альта такая же, как скрипка, но больше нее.  

*приспособление для извлечения звука из струнных-смычковых инструментов.

*прима – это первая скрипка в оркестре.

*втора – вторая скрипка.

*нет, леса и горы не могут заплясать.

  • Т.е. у них все равно не получается нормально играть

*т.е. сели так , как им сказали.

*еще сильнее споры

*набрался терпенья

*привести в порядок

*нужно уметь что либо делать

3 части. Вступление, рассказ, мораль

Нашли.

Со слов: « чтоб музыкантом быть ..» и до конца.

*автор представляет героев , как незнающих, не умеющих играть на музыкальных инструментах, у которых нет слуха.

*соловей по доброму относиться к героем и советует им прекратить этим заниматься, так как у них ничего не получается.

* соловей прав.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила оценивания; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения;

Познавательные УУД: строить рассуждения ;

Личностные УУД: способность к самооценке и оценке других;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства ;формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы;

Познавательные УУД: осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; осуществлять анализ объектов; проводить сравнение;

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу;

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 и 6,1

Чтение басни

Еще раз прочитайте текст.

Читают текст в слух .

Физическая минутка

(1 -2 минуты)

Словесный(рассказ)

Практический(упражнение) ; показ всему классу

А теперь отдохнём.  Встаньте из-за парт.

Потянулись, разминулись, вперед поклонились, всем улыбнулись, и на места присели.

Повторяют, движения за учителем

Личностные:;установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные: учитывать установленные правила; выполнять учебные действия.

Закрепление систематизация, применение З  и У

( 9 минут минут)

Словесный( рассказ)

Инструктаж

Словесный(беседа)

Работа в рабочей тетради на печатной основе

Мы с вами сделаем обложку для нашей басни. Я вам раздам такие памятки и по ним вы составите свою обложку.

Давайте придумает.

  • Как обозначим жанр произведения?
  • О ком говориться в басне?
  • А если подумать? В басне есть ирония?
  • А над животными ли он смеется? В басне высмеивают чьи поступки?

  • Значит о ком басня?
  • Какой цвет возьмем ?

Ну дальше вы сами справитесь

Вам 8 минут на все.

8 минут прошло. Поднимите свои работы. Я посмотрю, как вы справились.

Вы все молодцы все сделали правильно. (самые лучшие вывесить на доску)

Получают памятки

Понимают, что для басни там нет ориентиров и просят помощи у учителя.

  • Квадрат 20*20

  • О животных.

  • Есть. Автор насмехается над животными.

  • Поступки людей.

  • О людях
  • Серый

Поднимают работы .

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные точки зрения; формулировать свое мнение.

Познавательные УУД: осуществлять анализ ; осуществлять поиск нужной информации;

Подведение итогов

(2 минуты)

Словесный (беседа)

Ответ с места

И так скажите.

С какой басней мы сегодня познакомились?

Кто автор?

Кто главные герои басни?

Какие они?

Какая мораль этой басни?

С басней «Квартет»

Автор Иван Андреевич Крылов

Козел, осел, мартышка, мишка.

Не умные, глупые, не умеют играть на музыкальных инструментах.

Мораль в том, что в любом деле нужны определенные навыки и умения. а для этого надо бы этому научиться.

Познавательные: строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать;

Коммуникативные: учитывать различные точки зрения; формулировать собственное мнение;

Личностные:; ориентация на понимание причин успеха;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;

Домашнее задание

(1 минута)

Словесный (инструктаж)

Запишите домашнее задание.

  • Задания в рабочей тетради
  • Выразительное чтение басни

Записывают домашнее задание.

Познавательные: осуществлять запись;

Коммуникативные: задавать вопросы;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.

Приложение № 1

Интересные факты из жизни И.А.Крылова

         Дочь Оленина, Варвара Алексеевна, рассказывает, как её отец и И. А.Крылов отправляются во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нем новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто- то спохватывается: -Иван Андреевич, а где же ваша шляпа? Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без нее являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что…Крылов сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются хоть как-то уподобить головному убору. Поломанные перья плюмажа (украшения на головном уборе) кое- как поставили стоймя, и Крылов спешит к императрице.

 Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и правившего вслед за ним его младшего брата Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию - Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица входит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать августейшую ручку, и вдруг… чихает на руку императрице.

Или другой конфуз. При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как- то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Иван Андреевич позабыл надеть чулки. А сапоги у него дырявые - голые пальцы торчат наружу.

14 декабря 1825г. Крылов пришел на сенатскую площадь в самый разгар восстания декабристов. Видел вблизи мятежных солдат и с ними своих давних знакомых - Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера. Долго и бесстрашно всматривался он в происходящее, а потом, как рассказывали, на вопрос императора Николая I, зачем он пошел на площадь, отвечал: - Я, ваше величество, подумал, что пожар.   Пожары были страстью Крылова, он готов был вскочить среди ночи и мчаться на другой конец города, чтобы увидеть яркий и страшный разгул стихии.   Его ответ императору, разумеется, был шуткой. Он вообще на все серьезные вопросы либо отмалчивался, либо отшучивался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».

Урок литературного чтения по теме: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова» содержит интересный дополнительный материал об истории создания памятник...

Литературное чтение в 4 классе, "И. А. Крылов, басня "Квартет"

Конспект урока и презентация урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов, басня "Квартет"...

конспект урока литературного чтения по теме : Басня И. Крылова «Квартет»

Тема: Басня И. Крылова «Квартет» Цели и задачи:-продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; -учить понимать глубину содержания произведения;-находить мораль в произведении.П...

Конспект урока по теме "Басня И.А. Крылова "Квартет"

Бессмертие  басен И.А.Крылова. Урок литературного чтения по программе "Школа 2100"...

Урок басня "Квартет"

Урок басня "Квартет"...

Конспект урока по литературному чтению Иван Алексеевич Крылов басня « Квартет»

Басня – это эпический жанр, а в каждый жанр живет своей сложной жизнью. Мне бы хотелось, чтобы басни Крылова нравились вам, чтобы они заставляли вас раздумывать по поводу тог...