Урок литературного чтения в 3 классе. Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».
презентация к уроку по чтению (3 класс)

Осетрова Марина Валерьевна

Урок литературного чтения по теме: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова» содержит интересный дополнительный материал об истории создания памятника И. А. Крылову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Обобщение по теме: «Басни И. А. Крылова».

3 класс.

Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.

Задачи:

  1. обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Крылове;
  2. развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
  3. воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.

УУД: у обучающегося будут сформированы / обучающийся научится

Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.

Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: менять позиции слушателя,  читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.

1слайд презентации

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Григорий Горин.

  1. Как думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о баснях, шуточных стихах, шуточных рассказах)
  2. Некоторые из вас правы, но пойдем дальше.
  3. Почему так важно, чтобы люди умели улыбаться? (смех разрушает границы между людьми, помещает их в общую, сближающую всех, атмосферу добра (речь идет не об издевательском или недоброжелательном смехе). Человек, обладающий чувством юмора, жизнерадостно и оптимистично смотрит на мир, помогает себе и другим с неожиданной стороны взглянуть на жизнь, когда она обрушивается на голову какими – нибудь бедами и неприятностями).
  4. Как называется глава, эпиграфом которой являются эти слова? («Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками»)
  5. Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки и смеясь с ними расстаться? (басня)
  6. Что такое басня? (короткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ)
  7. Иносказательное  - объясните смысл этого слова. (заключающее в себе скрытый смысл)
  8. Теперь вы можете точно сказать, о чем мы будем говорить на уроке? (басни) 

2 слайд презентации

С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котёл, курносый, грязный, кожа тёмная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно.

  1. О ком идет речь? (об Эзопе)
  2. Кем же на самом деле был Эзоп? (древнегреческий баснописец. Многие басни Эзопа легли в основу басен Крылова)
  3. А кто такой Крылов? (первый русский баснописец)
  4. Его имя? (Иван Андреевич)

3 слайд презентации

Портрет И. А. Крылова.

  1. Сегодня мы поближе познакомимся с Иваном Андреевичем Крыловым. Прочитайте текст про себя и ответьте на вопросы, напечатанные после текста (текст у каждого на парте).

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1762 года в Москве, в семье армейского капитана. Он рано потерял отца. Мать еле сводила концы с концами, и потому Ваня не учился в школе. Сначала его учителем была мать. А потом Ваня самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Ещё подростком Ваня был вынужден поступить на работу.

Вопросы:

  1. Когда родился Крылов?
  2. Где родился?
  3. Кем был отец?
  4. Расскажите как жилось Ване.

  1. Несмотря на все трудности Иван Андреевич стал образованным, известным человеком. Он писал комедии, повести, но особенно его прославили именно басни. За свою жизнь Иван Андреевич написал 201 басню. Большую часть жизни Крылов провел в Санкт-Петербурге. Там же он и умер в 1844 году.

4, 5, 6, 7 слайды презентации

Летний сад.

             

               

  1. В этом городе есть так называемый Летний сад. Это любимое место прогулок Ивана Андреевича, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен.

8 слайд презентации

Памятник Крылову.

  1.  Поэтому именно в Летнем саду и был поставлен памятник Крылову, который создан Петром Карловичем Клодтом на частные пожертвования.
  2. Как понимаете слова «на частные пожертвования»?
  3. Скульптор Петр Карлович Клодт решил украсить пьедестал фигурами зверей – героев басен. Отнесся он к этому делу очень серьезно. Вот как все это происходило.
  4. Прочитать текст по цепочке (текст у каждого на парте).

Пётр Карлович добросовестно перечитал басни Крылова и составил полный список животных. Лепить зверей по памяти Клодт не хотел, ему нужна была натура. Зоологического сада (зоопарка) в Петербурге в те годы ещё не было, и скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.

Осёл жил у Клодта дома.  Царские охотники  подарили скульптору волка. Волк спал вместе с собаками и даже не пробовал никого укусить. Гостей он встречал протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, который тоже позировал. Из Новгородской области Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму. Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Всё это разношёрстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козёл, которого приводила старушка, жившая неподалёку. У дверей мастерской козёл начинал отчаянно упираться – его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую – ей очень хотелось увидеть своего козлика на пьедестале  памятника.

Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал  памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

  1. Какие моменты особенно понравились?
  2. Легко ли было скульптору? Почему?
  3. Почему Петр Карлович не хотел лепить зверей по памяти?
  4. Герои 36 басен изображены на барельефе.
  5. Давайте попробуем найти знакомые нам персонажи.

9, 10 слайды презентации

Барельеф памятника Крылову.

   

  1. Героев вы узнали, а помните ли содержание басен?

(делимся на группы)

  1. Приглашаю ко мне по одному представителю от каждой группы. Выбирайте задание. Кому-то попалось название басни, кому-то отрывок из басни. Несколько минут даю на подготовку: отрывок из басни прочитать выразительно, если можно по ролям и вспомнить название басни; а те, у кого название басни – вспомните ее содержание.
  2. При проверке самостоятельной работы: первая группа читает свой отрывок; та группа, у которой название этой басни, поднимает руку; дальше наоборот и т. д.
  1. Иван Крылов. «Ворона и Лисица».
  2. «…И говорит так сладко, чуть дыша:
    «Голубушка, как хороша!
    Ну что за шейка, что за глазки!
    Рассказывать, так, право, сказки!
    Какие пёрушки! Какой носок!
    И, верно, ангельский быть должен голосок!
    Спой, светик, не стыдись!...»
  3. Иван Крылов. «Волк и Ягнёнок».
  4. «…Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
    Но, делу дать хотя законный вид и толк,
    Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
    Здесь чистое мутить питье
    Моё
    С песком и илом?
    За дерзость такову
    Я голову с тебя сорву…»
  5. Иван Крылов. «Лев и Лисица».
  6. «…Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
    Но уж не так ей страшен показался.
    А третий раз потом
    Лиса и в разговор пустилася со Львом…»
  7. Иван Крылов. «Лисица и виноград».
  8. «…Пробившись попусту час целый,
    Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!
    На взгляд-то он хорош,
    Да зелен – ягодки нет зрелой:
    Тотчас оскомину набьёшь».

  1. А сейчас я приглашаю вас в театр. Вы будете художниками, актерами, режиссерами, а я зрителем.

  1. В нашем театре идут две пьесы по басням Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» и «Лиса и виноград».
  2. Я предлагаю вам разбиться на две группы, исходя из того, какую басню вы учили, и заняться изготовлением афиши (все необходимое вы найдете на столе),  подготовкой представления. Выбирайте себе реквизит, костюмы. Распределяйте роли, репетируйте. Как подготовитесь – скажете.

(Самостоятельная работа в группах – драматизация, изготовление афиши ) 

8 слайд презентации (музыка)

  1. Проверка самостоятельной работы: представление афиши, драматизация.

9 слайд презентации

Памятник Крылову.

  1. Мы живем в 21 веке. Но и по сей день возле памятника И. А. Крылову собираются люди, лежат цветы. Почему?

Итог: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

Известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь назвал басни Крылова «…книгой мудрости самого народа».

Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Григорий Горин.

Слайд 2

… по доле своей был раб, а по роду своему - фригиец из самой Фригии. С виду он был урод уродом: для работы негож, брюхо вспученное, голова что котёл, курносый, грязный, кожа тёмная, увечный, косноязычный, руки короткие, на спине горб, губы толстые – такое чудовище, что и встретиться страшно. А ещё того хуже – был он немой и совсем не мог разговаривать.

Слайд 3

Крылов Иван Андреевич

Слайд 4

Санкт-Петербуг – Летний сад