Тема: Басня. Мартышка и очки.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Краева (Волкова) Ольга Владимировна

Тема урока: Басни. Мартышка и очки.

Тип урока: комбинированный урок

 

Цель урока: закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”

 

 

Планируемые  результаты

 

  • Предметные:

Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен

Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни,

 

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила; выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

 

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

 

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bpsnya_martyshka_i_ochki.docx102.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

в  4 классе ГБОУ «Школа 448»

по  литературному чтению

Учитель начальных классов

Волкова Ольга Владимировна

Тема урока: Басни. Мартышка и очки.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”

Планируемые  результаты

  • Предметные:

Знать: определение басни, из каких частей она состоит, известных авторов басен

Уметь: рассуждать о морали в басне, выразительно читать басни,

  • Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила; выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; умение анализировать

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха;

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

  • Для учителя : раздаточный материал, презентация, экран, проектор, компьютер,

  • Для ученика: пенал, учебник, рабочая тетрадь

Информационные источники:

учебник "Литературное чтение" 4 класс 1 часть "Школа 21века" , Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова

Содержание урока

Этапы урока, время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Оборудование

Организационный момент

(1 минута)

Словесный метод (рассказ), анализ, сравнение

Здравствуй, ребята. Сегодня урок чтения проведу у вас я, Ольга Владимировна.

Сегодня нам понадобиться пенал, учебник, ваши рабочие тетради.

Учащиеся приветствуют учителя, встают из-за парт.

Слушают учителя. проверяют наличие того, что понадобиться на уроке.

Слушать и понимать речь других (К),

Осуществлять анализ объектов(П)

Умение анализировать (П)

Слайд 1

Подготовка к активному и сознательному закреплению материала

 (28 ми нут)

Словесный (беседа)

Ответы с места

Опрос

Чтение басни

Ребята, проведем блиц опрос. На слайде будут появляться вопросы, а вы должны быстро на них отвечать, если хотите ответить , поднимаем руку!

И так, поехали:

  1. Что такое басня?
  2. Как называются люди, которые писали басни?
  3. Из каких частей состоит басня?
  4. Что такое мораль в басне?
  5. Кто из ниже перечисленных людей являються баснописцами?
  • Л.Н.Толстой
  • А.С.Пушкин
  • И.А.Крылов

Кто мне расскажет, с какой басней вы познакомились на прошлом уроке?

У вас на партах вот такая таблица (слайд) в столбике ФИ будете писать тех , кто будет читать басню, которую вы дома готовили для выразительного чтения. А в столбике справа «выразительность» будете оценивать в баллах это качество читающего. Критерии написаны внизу таблички.

3 балла – читал(а) выразительно

2 балла – читал(а) не очень выразительно

1 балл – читал(а) не выразительно

Кто хочет прочитать выразительно басню? А остальные внимательно слушают и потом будете оценивать одноклассника.

Читает …. , а остальные запишите ФИ

Сколько баллов ты поставить? (так учитель спрашивает несколько мнений и потом высказывает свое мнение)

«и так несколько человек»

Ответы:

  1. – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.
  2. Баснописцы
  3. Основная часть и мораль, иногда бывают еще вступление и концовка.
  4. мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод 
  5. Толстой и Крылов

Мы читали басню А.Измайлова «Кукушка»

Смотрят на образец таблицы

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила оценивания; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения;

Познавательные УУД: строить рассуждения ;

Личностные УУД: способность к самооценке и оценке других;

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Словесный (беседа)

Прослушивание аудиозаписи

Словесный (беседа)

С какой басней мы познакомимся сегодня?

(фото) – какие человеческие качества приписывают мартышке?

Какие это качества, положительные или отрицательные?

Как вы думаете, Крылов мог, такие качества высмеивал в данной басне?

Давайте проверим, так ли это?

Сначала послушаем басню…

Понравилась ли вам главная героиня? Чем понравилась? (не понравилась)

Давайте теперь вы прочтете.

До первой  точки читает (оля)

Как вы понимаете первую строчку?

Что означает третья строка?

Далее читает , (катя).

Что означает:

  • С полдюжины
  • К темю

Далее читает , (Миша).

Что означает:

  • Всех врак
  • А проку на волос нет в них

Далее читает , (Ваня).

Что означает:

  • Так хватила их
  • Брызги засверкали

Далее читает , (Оля).

Что означает:

  • Невежда про нее свой толк все к худу клонит

  • Невежда познатней
  • Так он ее еще и гонит

Теперь прочитаем басню ещё раз.

Вопросы по учебнику:

  1. Почему мартышка решила завести очки?
  2. Как она себя вела?
  3. Какой показал мартышку баснописец?
  4. Сравните качества, которыми наделили мартышку мы, с теми, которые ей приписал баснописец.
  5. Почему мартышка разбила очки?
  6. Найдите мораль басни. (настя) прочитай мораль.
  7. Объясни своими словами ее.

«мартышка и очки»

-вертлявость, глупость, недалекость, делает все по своему, безобразница…..

Отрицательные.

Конечно мог.

Слушают басню.

(оля) читает басню.

Зрение у мартышки испортилось.

Т.е. эта проблема не токая большая(глобальная).

Далее читает , (катя).

 Означает:

  • Около 6
  • Часть головы между лбом и затылком

Далее читает , (Миша).

 Означает:

  • Вранье
  • Никакого толку в них нет. Бесполезны.

Далее читает , (Ваня).

 Означает:

  • Ударила их
  • Разбились очки

Далее читает , (Оля).

 Означает:

  • Глупый человек наговаривает на ту вещь, которой не знает как пользоваться.
  • Еще глупее человек
  • Не бережливо к ней относиться, портит, выкидывает или разбивает

  1. Потому что у нее испортилось зрение
  2. Вела себя плохо, разозлилась на всех, обвинила во вранье и разбила очки.
  3. Вспыльчивой
  4. Сравнивают качества
  5. Потому что она не знала что с ними делать
  6. *читает мораль
  7. Что люди, не знающие как использовать какую-либо вещь, начинают на нее наговаривать и обвинять во всем других и не ценят вещи.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства ;формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы;

Познавательные УУД: осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; осуществлять анализ объектов; проводить сравнение;

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу;

Слайд 5

Слайд 6

(аудиозапись

Физическая минутка

(1 -2 минуты)

Словесный(рассказ)

Практический(упражнение) ; показ всему классу

А теперь отдохнём.  Встаньте из-за парт.

Потянулись, разминулись, вперед поклонились, всем улыбнулись, и на места присели.

Повторяют, движения за учителем

Личностные:;установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные: учитывать установленные правила; выполнять учебные действия.

Закрепление нового материала (выполнение устных и письменных заданий и упражнений.

( 9 минут минут)

Словесный( рассказ)

Инструктаж

Словесный(беседа)

Работа в рабочей тетради на печатной основе

Сейчас проверим, кто из вас хорошо работал на уроке.

Открывайте рабочие тетради на стр.23

(Катя), прочитай задание первого упражнения.

Прочитайте первую строчку, подумайте какие слова мы вставим, в учебник пока не подглядывайте.

  1. Ну какие слова вставим? (учитель спрашивает по поднятой руке)

  1. Какие во второй строке?

  1. В третьей строке?

  1. В четвертой?

  1. И в последней строке?

Какие молодцы, быстро справились.

А теперь посмотрите на второе задание.

Кто – то может сразу ответить на вопрос?

Ели ученики затрудняются ответить или отвечают неправильно, предлагается про себя прочитать басню.

И так , исходя из схемы, из каких частей состоит басня?

Какая 1 часть , где начинается и заканчивается?

Какая 2 часть , где начинается и заканчивается?

Какая 3 часть , где начинается и заканчивается?

Открывают стр. 23

Впиши слова, которые использует И.А.Крылов, чтобы подчеркнуть невежество Мартышки.

  1. С полдюжины, достала.

  1. Вертит, так , сяк

  1. Темю, прижмет, на хвост нанижет,

  1. Их понюхает, полижет

  1. Не действуют.

Из 3х частей.

1 часть (вступление) - это первое четверостишие 
2 часть (основная \ рассказ) - со слов "очков с полдюжины себе она достала ..."  до слов  "что только брызги полетели." 
3 часть (мораль)

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя  и одноклассников.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные точки зрения; формулировать свое мнение.

Познавательные УУД: осуществлять анализ ; осуществлять поиск нужной информации;

Подведение итогов

(2 минуты)

Словесный (беседа)

Ответ с места

И так, кто мне скажет.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились?
  • Кто автор?
  • Чему мы научились благодаря этой басни?

Оцените свою работу на уроке:

Я вам раздам вот такие большие очки.

И вам надо будет раскрасить стекляшки зеленым цветом – если вы на уроке работали активно , красным, если вы практически не работали, часто занимались своими делами, и синим цветом, если не очень активно работали на уроке, но старались. (Оценивают свою активность на уроке).

  • С басней «мартышка и очки»
  • Иван Андреевич Крылов
  • Тому, что нельзя портить вещи и ругаться на них, если ты не знаешь, как ими пользоваться.

Раскрашивают очки

Познавательные: строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать;

Коммуникативные: учитывать различные точки зрения; формулировать собственное мнение;

Личностные:; ориентация на понимание причин успеха;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;

Домашнее задание

(1 минута)

Словесный (инструктаж)

Запишите домашнее задание.

*выучить наизусть басню

* третье задание в рабочей тетради

Записывают домашнее задание.

Познавательные: осуществлять запись;

Коммуникативные: задавать вопросы;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.

Выразительное чтение

Фамилия Имя

Выразительность

(баллы)

Критерии оценивания:

3 балла – читал(а) выразительно

2 балла – читал(а) не очень выразительно

1 балл – читал(а) не выразительно

Выразительное чтение

Фамилия Имя

Выразительность

(баллы)

Критерии оценивания:

3 балла – читал(а) выразительно

2 балла – читал(а) не очень выразительно

1 балл – читал(а) не выразительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературное чтение( 3 класс). Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:  И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»....

Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».Задачи:1.    познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;2....

«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

И.А.Крылов. Басни "Мартышка и Очки" . Урок литературного чтения «Школа России",   3 класс...

И.А.Крылов (биография). Басня "Мартышка и очки" 3 класс

Презентация знакомит учащихся с баснописцами Крыловым и Эзопом. Понятиями: "басня", "мораль" Слушают басню Крылова "Мартышка и очки"...

Басня "Мартышка и очки"

Знакомство с басней  Ивана Андреевича Крылова "Мартышка и очки"...

Анализ басни "Мартышка и очки"

Анализ текста басни И. А. Крылова "Марышка и очки"...