Конспект урока по литературному чтению «Брюсов – «Опять сон», «Детская»»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Аникина Алёна Андреевна

По этому уроку хрен что найдешь ахах

 

Там, короче, не оч много всего, но растянуть можно, проверено хд

 

(мне лень искать смайлики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx215.7 КБ
Файл tablitsa_10_listov.docx14.61 КБ
Файл refleksiya_5_listov.docx100.79 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт непрерывного педагогического образования

Колледж педагогического образования, информатики и права

ПЦК школьной педагогики и психологии

Конспект урока по литературному чтению

«Брюсов – «Опять сон», «Детская»»

Студент: Аникина А. А.

Методист: Горшкова Н. Я.

Учитель: Мамышева Т. В.

Абакан, 2021


Дата: 17.02.2021

Школа: МБОУ «СОШ №30»

Класс: 4В

Образовательная система: «Школа России»

Предмет: литературное чтение

Тема урока: «Брюсов – «Опять сон», «Детская»»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Цель урока (педагогическая): познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

II. Планируемые образовательные результаты

  • Предметные результаты
  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
  • Личностные результаты:
  • расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает.
  • Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

  • формулировать учебную задачу урока, работать с текстом.

Коммуникативные УУД: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • отвечать на вопросы учителя.

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока: 

  • Технология проблемно-диалогического обучения;
  • Технология оценки учебных успехов;
  • Здоровьесберегающие технологии.

IV. Оборудование: мультимедийная презентация, учебник литературного чтения, карточки с рефлексией.

V. Структура урока (этапы) / урок 40 минут:

1. Организационный этап.

2. Речевая разминка.

4. Актуализация знаний.

5. Подготовка к первичному чтению

6. Физкультминутка

7. Первичное чтение, проверка первичного восприятия

8. Повторное чтение с анализом произведения

9. Вторичный синтез

10. Информация о домашнем задании

11. Итог урока

12. Рефлексия

VI. Оформление классной доски:


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, мы с вами уже виделись, меня зовут Алёна Андреевна. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Приветствуют

  1. Речевая разминка

Речевая разминка

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес,

Сон в страну свою унес

Всех.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса

Выполняют задание

  1. Актуализация знаний

- Чтобы определить тему нашего урока, предлагаю вам исключить из представленных слов лишние буквы.

Жибткорв, Паусютовскисй, Зощоенкво

- Какие слова получились?

- Что вы можете сказать об этих авторах?

- Какие произведения этих авторов вы знаете?

- Из букв, которые выпали из слов составьте фамилию поэта (Брюсов).

- Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве замечательного поэта Валерия Яковлевича Брюсова.

– Сегодня мы открываем новый раздел, откройте учебники на 68 странице.

– Как он называется? («Поэтическая тетрадь»)

- Какая тема урока?

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

Выполняют задание

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

  1. Подготовка к первичному чтению

Знакомство с жизнью и творчеством В.Я.Брюсова.

БРЮСОВ  Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.  Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье.    

Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта.

Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).  

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.  

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др.

В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова "самым культурным писателем на Руси". 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

Внимательно слушают

  1. Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем и проведем все вместе физминутку (видеоролик).

Проводят физкультминутку

  1. Первичное чтение, проверка первичного восприятия

Чтение стихотворения «Опять сон» учителем (с. 68 – 69)

- Почему стихотворение называется «Опять сон»?

– Какие картины вам представились?

- А теперь давайте познакомимся со стихотворением «Детская»

Чтение стихотворения «Детская»

- Почему стихотворение называется «Детская»?

- Какие картины вам представились?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Весёлым, задорным)

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

  1. Повторное чтение с анализом произведения

Молодцы. Продолжим работу над стихотворением «Опять сон».

Прочитаем его еще раз.

Словарная работа.

- Объясните значение слов:

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Гиппопотам – бегемот.

Утес – высокая скала.

Ворох – куча, груда.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. (Самостоятельное чтение стихотворения про себя).

- Подумайте, почему в 1й строфе лирическому герою снятся дебри? (Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее).

- Давайте посмотрим, что происходит с лирическим героем во второй строфе. Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (о человеке).

- Какой прием использует поэт? (олицетворение).

- Как вы думаете, почему использовался этот прием? (Символисты верили в то, что природа живая).

- Как вы понимаете выражение «огненный змей» из 4й строфы?

- Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

Работа над стихотворением «Детская».

Прочитаем его еще раз.

– Почему стихотворение называется детская? Найдите  ответ в тексте

-В какое время года происходит действие?

- О какой игре рассказал поэт? (Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки)

-  В какие игры вы любите играть?

- На что похоже стихотворение? (на считалочку)

- А как вы думаете, кто главные герои стихотворения? (дети шумные, озорные, веселые и беззаботные).

Выполняют задание

Выполняют задание

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

  1. Вторичный синтез

- Теперь давайте прочтем стихотворения выразительно (читают минимум 2 на каждое).

- Ребята, перед вами лежат таблицы, вам их нужно заполнить. Работаем в парах.

- Сравнение двух произведений (по вопросам, в таблице по критериям)

«Опять сон…»

«Детская»

Тема

(Сон)

(Игра)

Настроение

(Мрачное, тревожное, сонное)

(Веселое, игривое).

Темп чтения

(Медленный)

(Быстрый)

Пейзаж (что представляете?)

(Ночь, высокие деревья)

(Вечер, но на улице светло, теплый летний день, дети играют)

Ваше мнение

Выполняют задание

Выполняют задание

  1. Информация о домашнем задании

  1.  Итог урока

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

- Каким настроением проникнуты стихи? Почему?

- Каковы идеи стихотворений?

- Чем отличаются стихотворения друг от друга?

Отвечают на вопросы

  1. Рефлексия

- А теперь я предлагаю оценить свою работу на уроке.

- Лесенка успеха. Каждая ступень  –  один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Картинки по запросу "рефлексия лестница успеха"

Выполняют рефлексию

Подпись учителя ____________________

Подпись методиста__________________



Предварительный просмотр:

«Опять сон…»

«Детская»

Тема

Настроение

Темп чтения

Пейзаж (что представляете?)

Ваше мнение

«Опять сон…»

«Детская»

Тема

Настроение

Темп чтения

Пейзаж (что представляете?)

Ваше мнение

«Опять сон…»

«Детская»

Тема

Настроение

Темп чтения

Пейзаж (что представляете?)

Ваше мнение

10 листов((((



Предварительный просмотр:

5 листов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте стихотворение самостоятельно, вполголоса Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пёс, Сон в стану свою унес Всех.

Слайд 2

Житков, Паустовский, Зощенко Жи б тко р в , Паус ю товск с ий , Зоще о нк в о Исключите лишние буквы БРЮСОВ Жибткорв , Паусютовсксий , Зощеонкво

Слайд 3

В. Я. Брюсов «Опять сон…», «Детская» Поэтическая тетрадь

Слайд 4

Брюсов Валерий Яковлевич (1873г – 1924г) Родился в Москве в зажиточной купеческой семье. В 13 лет решает стать писателем. В 1892г поступил в Московский университет В годы 1-й мировой войны находился на фронте в качестве корреспондента

Слайд 5

Объясните значения слов Дебри Гиппопотам Утёс Ворох - место, заросшее непроходимым лесом - бегемот - высокая скала - куча, груда

Слайд 6

Объясните значения слов Виденья Сумрачны (сумрак) Затмить - что-то, возникшее в воображении - неполная темнота - закрыть, заслонить

Слайд 7

Заполните таблицу «Опять сон…» «Детская» Тема Настроение Темп чтения Пейзаж (что представляете?) Ваше мнение

Слайд 8

Лесенка успеха Всё удалось Были проблемы Ничего не получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему "опять 25"

урок по математике для 2 класса на тему "Опять 25",УМУ « Планета знаний»,тип урока: урок закрепления изучаемого материалаФорма проведения: урок-сказка.Цель: закрепление умения учащихся умножать и дели...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Современные детские журналы" 4 класс

Внеклассное чтение на тему: "Современные детские журналы" 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...