Технологическая карта урока Литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тема урока: Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по литературному чтению

Тема урока: Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

(3 класс, программа «Перспектива»).

Подготовила

 Старикова Анастасия Ивановна



Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя Старикова Анастасия Ивановна
  2. Класс: 3
  3. Предмет: литературное чтение
  4. Тема: Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания
  6. Цель урока: познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Как гуси Рим спасли»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа.
  7. Задачи :
  • Образовательная: способствовать формированию умений делить текст на части, составлять план рассказа.
  • Развивающая: содействоватьразвитию речи учащихся
  • Воспитательная: способствовать воспитанию нравственности через эмоциональное восприятие текста
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – учебник, ИКТ(презентация), портрет Л. Н. Толстого.
  • для обучающегося – учебник, тетрадь

Характеристика этапов урока.

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивация учения.

Организация рабочего места

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста.


-Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне и друг другу! И настроем себя на хорошую, продуктивную учебную работу.

Приветствуют учителя.

-Улыбаются друг другу.

Фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

2. Актуализация знаний.

Цель:

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

Работа с учителем.

Чтение стихотворения.

-Ребята, давайте прочитаем стихотворение на экране:


Ой, боюсь, боюсь гуся!

Ой, боюсь, боюсь гуся!

Задираться с ним нельзя.

Красноногий, длинношеий,

Важный, злой, шипеть умеет.

Из пруда сухим выходит

И порядок свой наводит.

-Прочитайте стихотворение:
-с восхищением
-с удивлением

-шепотом
-выразительно

А теперь выразительно все хором.

-Молодцы!
-Мы прочитали стихотворение о гусях. Что вы из него узнали?

 -Хорошо, спасибо.

Читают стихотворения с разной интонацией.

Фронтальная

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности;

анализ, синтез, выбор оснований для сравнения;

Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий;

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока.

Работа с учебником

Беседа

-Ребята, посмотрите на слайд.
-Что вы видите на нём?
-Ребята, а вы когда-нибудь выдели гусей?

-А какие они? Опишите их.
-Ребята, Гусь -
 травоядная птица. Питается травой и семенами растений. Гуси могут своим клювам обрывать ягоды, есть стручки, злаки и некоторые овощи. Лапы длинные.  Гуси обладают густым опереньем, плотный пуховой покров предохраняет птицу от холодов.


-Ребята, как выдумаете как называется произведение, с которым мы сегодня будем работать?

-А кто написал это произведение?

-Верно. Это писатель 19 века.

 А что вы знаете,об это человеке ?




-С какими его произведениями вы уже знакомы?

-Молодцы!

-А теперь подумайте и скажите, какая же тема нашего сегодняшнего урока? С каким произведение мы сегодня познакомимся?
-Верно! Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока.


-Какие цели мы с вами поставим?

-Верно!

-Ребята, прежде чем мы начнем слушать рассказ, я хочу вам рассказать о Риме, что же это за город. Может быть, кто-то из вас знает?

Рассказ о Риме.

Рим — один из старейших городов мира, древняя столица Римской империи. Ныне Рим столица Италии. В Древние времена Рим был могущественной империей в мире. В Риме является одним из самых красивых мест, там много достопримечательностей, музеев и театров.


-Гусей
-Да/Нет
-Описывают гуся.

-Внимательно слушаю учителя.

- «Как гуси Рим спасли»
-Лев Николаевич Толстой.

-Известный писатель.
-
Родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии.

- «Лев и собачка» и т.д.


- Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли»


- Познакомится и прочитать произведение.

-Ответы детей.

-Внимательно слушают учителя.

Фронатальная

Познавательные: постановка и формирование проблемы;

ли.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Работают с текстом

Прослушивание аудиоматериала.

Физкультминутка

-Давайте сейчас с вами прослушаем в аудиозаписи рассказ Л.Н. Толстого «Как гуси Рим спасли».
Все сядьте прямо и внимательно следите по тексту.

-Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
-Какие картины возникали в вашем воображении, слушая рассказ?

-Ребята, какие вам слова были непонятны?

-Давайте разбираться:

Показываю на слайде.

Галлы – это племя которые обитали на территории современной Европы.

Римляне- это народ который жил в Рим

Кремль-это крепость

Капитолий-храм в Риме

Сенаторы- члены одного из высших государственных органов власти в Древнем Риме.

Жрецы-посредники между богами и людьми.





А сейчас давайте немного отдохнём:


Гуси серые летели (мах руками).
Да, летели. Да, летели (мах руками).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (мах руками).
А потом опять присели (присед).

Походили, поклевали (ходьба на месте)
И тихонько побежали. (бег на месте)

-Молодцы! Присаживайтесь.

Дети внимательно слушают и следят

-Ответы детей.

-Галлы, Римляне, Кремль, Капитолий, Сенаторы, Жрецы

-Внимательно слушают учителя.

Выполняют физкультминутку

Парная

Познавательное:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

5.Реализацияпостроенногопроекта

Работа с учебником


Беседа

-А сейчас давайте прочитаем текст ещё раз по цепочке, по одному предложению.  Прочитайте так выразительно, как будто читает один человек.

-Спасибо.
-Ребята, как вы думаете, к какому жанру мы можем его отнести?

-Верно!

-А что вы узнали из этого рассказа?

-Ребята, а теперь давайте поработаем по тексту.

-Ребята, как вы думаете на кого напали галлы? (на римлян)

-Куда убежали римляне? (некоторые убежали из города, а другие спрятались в кремле)

-Кто остался в городе? (сенаторы)

-Почему галлам хотелось разграбить Капитолий (потому что там много богатств)

-Как галлы решили попасть в Капитолий. Прочитайте (Ночью галлы украдкою полезли из под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали копья и мечи)

-Кто почуял опасность? (гуси)

-Как римляне прогнали галлов? Зачитайте (Один римлянин проснулся , бросился к стене и сбил ...)

-Какая традиция завелась у римлян после этого случая? (они стали отмечать праздник)

-Найдите описание этого праздника и зачитайте. (Жрецы идут наряженные по городу…)

-Как вы думаете, для чего Л.Н.Толстой написал такое произведение?


-Читают текст по цепочке.

-Этот рассказ носит поучительный характер.

-Что гуси помогли Римскому народу.

-На римлян

-Некоторые убежали из города, а другие спрятались в кремле.

-Сенаторы

-Потому что там много богатств

- Ночью галлы украдкою полезли из под обрыва на Капитолий: они поддерживали друг друга снизу и передавали копья и мечи

-Гуси

-Один римлян проснулся и бросился к стене.

-Они стали отмечать праздник.

-Чтобы облегчить запоминание исторического материала.


Фронтальная

Познавательные: общеучебные: работа с информацией;

Регулятивные: прогнозирование

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Пересказ произведения по плану

-Ребята, текст достаточно большой, но нам необходимо его пересказать. Что нам поможет?
-Верно. А как мы разделим наш текст?
-Молодцы! А сколько у нас абзацев?

-Верно. Ребята, в этом рассказе 1 абзац очень большой и в нем может быть несколько главных мыслей.
-Прочитайте текст самостоятельно, разделите его на смысловые части, определить основную мысль каждой части и озаглавьте их.

Работаем в парах и записываем себе в тетради.

- Отлично. Давайте проверим. Обратите внимание на слайд и проверьте свой план с моим


-Молодцы!
-А теперь кто хочет пересказать текст, пользуясь получившимся планом(2-3 чел.)


-Молодцы!


 -А сейчас ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:

Нарисовать к рассказу иллюстрации и подготовить пересказ рассказа «Как гуси Рим спасли»



-План
- По абзацам.
- 4.
-Читают текст,

Определяют мысль и озаглавливают каждую часть.



-Пересказывают.








- Записывают домашнее задание.

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

-проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

7. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценка своей деятельности на уроке

-Ребята, вот и подходит к концу наш урок.
-С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке?

 -А какие цели мы с вами ставили в начале урока? Мы их достигли?

-Ребята, если вам всё было понятно на уроке и вы хорошо работали, то поднимите большой пальчик вверх. А, если вам было ничего непонятно и было трудно работать на уроке, то опустите большой пальчик вниз.

-Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания!

- Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли»
-Да.

-Оценивают свою работу

Фронтальная.

Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: что я для себя внес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...