урок литературного чения 2 класс УМК Школа России В.Осеева "Хорошее"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Коростелева Галина Васильевна

 Урок литературного чтения  во 2 классе по теме В.Осеева "Хорошее" УМК Школа России разработан в соответствии с ФГОС НОО.  На данном уроке дети учатся находить главную мысль произведения, давать краткую характеристику героям рассказа.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕМА УРОКА:  « В.А. Осеева «Хорошее».

Цель: Формирование умения выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи: 

1.Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь.

2. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре.

3. Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение, формирование представлений о таких качествах, как доброта, понимание, внимание к людям.

Ожидаемые результаты:

 - уметь подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

 - уметь находить главную мысль произведения;

 - осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Формы организации работы детей:

 Индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование:  презентация, плакат для рефлексии,  карточки для работы в парах.

 

ХОД    УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК

- Здравствуйте! Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь!

- Садитесь!

Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

 Все расселись по местам,

 Никому не тесно,

 По секрету скажу вам:

 «Будет интересно!»

                  На уроке наши глаза внимательно смотрят

                  И всё……. (видят)

                  Уши внимательно слушают  

                  И всё……(слышат)

                  Голова хорошо……(работает)

Речевая  разминка (скороговорка)  слайд

- Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Волшебные слова

-Кто из вас был внимательным: с какого слова я начала урок?

- Давайте вспомним другие вежливые слова:

Растает ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания).

- Почему эти слова называют волшебными?

- Как еще   называют эти слова?

 - Ребята, а говорить вежливые слова хорошо? (Да)

- Почему? (Потому, что, когда мы говорим вежливые слова, мы выражаем свое доброе отношение к людям).

- А какие хорошие поступки вы можете назвать? (Помогать родителям, уступать место старшим, ухаживать за больными людьми, за животными и др.)

- Какие из них вы сами совершаете?

- Что значит быть вежливым?

2. Работа с пословицами

- У вас на столе лежат карточка  оранжевого цвета, в них слова. Из данных слов составьте 2 пословицы и объясните, как вы понимаете их значение.  

- Какие пословицы у вас получились? (За добро добром и платят)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если ты поступишь с людьми хорошо, то и с тобой хорошо поступят)

- Какую еще пословицу вы сложили? (Добрый человек добру и учит)

- Как вы понимаете значение этой пословицы? (Если человек добрый, хороший, то он и учит хорошему).

- Какая пословица подходит к нашему рассказу «Волшебное слово»? (первая)

Почему? (Потому, что в рассказе добрый человек научил Павлика, как поступать хорошо).

- О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

3.  Проверка знания содержания текста «Волшебное слово»

- Ну, а сейчас проверим, как вы знаете содержание текста.

 - На карточках белого цвета найдите лишние вопросы, которые не относятся к произведению «Волшебное слово». (работа в парах)   

 Правильно ли поступила Оля, когда съела два пирожных? (+)

 Какую силу имеют вежливые слова?

 Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

 Почему Кате вдруг стало радостно? (+)

 Как изменилось отношение родных к мальчику?

 Что придумали девочки, для того, что бы общаться через стекло? (+)

 Чем помог старик Павлику?

 - К каким произведениям относятся эти вопросы?  («Анна, не грусти!»,  «Два пирожных»)

 - Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования текста. (работа в парах)

 (Проверка:

Почему Павлик был сердит и разговаривал со старичком грубо?

 Чем помог старик Павлику?

 Как изменилось отношение родных к мальчику?

 Какую силу имеют вежливые слова?)

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

– Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого. Слайд

«Дорогие ребята!

 Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

 – Понравился тебе рассказ?

 Я ответила:

 – Не знаю. Я о нём не думала.

 Мама очень огорчилась.

 – Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.

 С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.  Слайд 

 - Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

(В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.

 Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.)

!-  Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его  задачи.  

Узнаем … (новое  произведение  В.А.Осеевой).

 Научимся …( выразительно читать её произведение «Хорошее»).

 Будем учиться… (анализировать поступки героя).

- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева  поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях. А в конце урока смоделируем  доброго человека.

 - Как вы думаете, о чем может говориться в  рассказе «Хорошее»? Что означает слово «хорошо»?  Слайд

- В каких случаях мы употребляем слово “хорошо”?

- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

1.Первичное чтение (учителем)

- Понравился рассказ?

- Чье же предположение оказалось более точным?

- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

2.Самостоятельное чтение и анализ произведения.

Словарная работа.

- Поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:   Слайд

     солнце

     что-нибудь

     что, его, у него

- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?

Работая с текстом, мы будем читать и думать. Слайд

- Прочитайте, о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)

- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Прочитайте, о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)

- Что можете сказать об этой мечте?

- Итак, сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

- Хотел ли он что-то сделать для себя?

- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

 -  Кто такой герой?  ( человек который совершает героические поступки  ради других людей)

-А теперь посмотрим на его реальные поступки.

- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)

- А как он поступил? (Он обидел сестру)

- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

- Как он разговаривал с сестрой?  (Грубо)

- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи, не мешай думать)

- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)

- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)

- Прочитайте диалог Юры и няни.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)

- А как он поступил? (Обидел няню)

- Как он с ней разговаривал? (Грубо)

- Что он ей сказал? (Некогда мне)

- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)

- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)

- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.

- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).

- Как он поступил с Трезором? (Прогнал его)

- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юры)

-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)

- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка?

- О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

- Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.  Слайд

  Думающий о себе. Грубый. 

- Какой совет вы можете дать Юре?

- Найдите и прочитайте, какой совет дала Юре мама.

- Сравните ваши советы.

- Как автор относится к своему герою?

- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)

- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)

- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. ( Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)

- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)

V. ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали:  раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И читать мы начинаем.

 

3. Работа с иллюстрацией.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

4.  Вторичное закрепление.

А. - На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?

- У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените номер.     

1 «Вот если бы на няню…»        3

2 «Вот если бы Трезорка…»        4

3 «Что, если б моя сестренка…»        2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.   1

Б. Пересказ произведения одним учеником.

– Есть ли замечания или дополнения?

5.  Чтение рассказа «Старушка».

- А теперь я хочу познакомить вас еще с одним рассказом Валентины Осеевой, а вы послушайте и скажите, почему  его прочитали сразу после рассказа «Хорошее»

По улице шли мальчик и девочка. А впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!        

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!

- Как вы думаете, почему этот рассказ прочитали сразу после рассказа «Хорошее»? (Потому, что он тоже о хорошем поступке; хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда)

- Почему мальчик так поступил?

- Какой характер был у мальчика? (добрый, отзывчивый.)

- А почему девочка задавала такие вопросы?

- Как бы вы поступили на месте детей?

VI. ИТОГ УРОКА.  САМООЦЕНКА.

- Над чем же заставили вас задуматься рассказы В.Осеевой?

- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)

– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они? слайд

- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?

- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, уютно, тепло) А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда светит солнце)

- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел  и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.

- Оно так и называется Доброта.   На доске

- А теперь давайте посмотрим на  человека и попробуем смоделировать доброго человека

 Какие мысли должны быть у доброго человека?

 Речь? Поступки? Итак, какой же человек добрый?

Мы можем сравнить доброту человека с солнцем, а его лучами являются добрые мысли, слова, поступки

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Подготовить выразительное чтение  рассказа «Хорошее» родителям и узнать их мнение об этом произведении.

2.Подготовить пересказ.

3.Подобрать пословицы к этому рассказу.

- Вы можете выбрать домашнее задание по своему усмотрению.

- Я желаю, чтобы вы совершали только добрые дела и поступки.  На доске (дерево, цветы, солнце, человек, бабочки)

- Добрые сердца – это сады,

  Добрые слова – это корни,

  Добрые мысли – цветы,

  Добрые дела – это плоды.

  Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!

 Слайд   (песня «Спешите делать добро»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

"Пробы пера"- курс элементов урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2-4 классе.

Своеобразие предлагаемого курса заключается в том, что в нём сделана попытка интеграции уроков литературного чтения и развития творческого потенциала ребёнка. Курс «Пробы пера» - проводится, как элеме...

Методическая разработка урока литературного чтения по программе "Школа России" для 4 класса

Тема урока: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»Цели урока: продолжить знакомить детей с творчеством К. Г. Паустовского;развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;развивать ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа России". 2 класс

Предмет:  Литературное чтениеКласс 2Кол-во часов за год – 136 ч; в неделю – 4ч«Школа России»...