Организация работы над учебным проектом "Они защищали Родину" по литературному чтению в 4 классе
проект по чтению (4 класс)

Сафронова Наталья Геннадьевна

Разработка содержит описание этапов работы над учебным проектом по литературному чтению "Они защищали Родину" в 4 классе. Проект направлен на знакомство с наградами Великой Отечественной войны и составление героической летописи на основе чтения серии книг "Дедушкины медали".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы над учебным проектом "Они защищали Родину"

по литературному чтению в 4 классе

Учитель: Сафронова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области

Тип проекта:

по целевой установке: информационный

по количеству предметов: монопредметный

по составу участников: коллективный

по срокам реализации: краткосрочный

Участники проекта: учащиеся 4 класса

Дидактическая цель: 

изучить блок новой учебной информации о наградах Великой Отечественной войны через проектную деятельность

Цели по содержанию: 

образовательная:

способствовать формированию системы знаний о наградах за боевые заслуги и работу в тылу во время Великой Отечественной войны

развивающая:

содействовать развитию умений:

  • поставить проблему и выбрать способы её решения;
  • планировать и управлять своей деятельностью во времени;
  • использовать ресурсные возможности для достижения цели;
  • ясно изложить выбранную тему;
  • оформить выполненную работу и представить её результаты;
  • аргументированно ответить на вопросы.

воспитательная:

формировать уважительное отношение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны, способствовать воспитанию чувства гордости за свой народ

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проектный

Формы организации познавательной деятельности: 

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая

Средства обучения:

- карточки для групповой и индивидуальной работы;

- книги из серии "Дедушкины медали";

- интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook

        

Этапы работы над учебным проектом "Они защищали Родину"

1. Разработка проектного замысла

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

        Успех работы над проектом во многом зависит от того, как чётко будет организован первый этап работы над проектом: разработка проектного замысла. Создание плана проекта - это первое, что нужно сделать при старте любого проекта.

        Презентация I. Слайд 1

        На I этапе необходимо выполнение следующих видов работы: проблематизация, определение темы, целеполагание, обсуждение продукта, постановка задач, разработка плана деятельности.

        Перед тем как выйти на проблему, проводится подготовительная работа: учащимся предлагается вспомнить основные сведения о Великой Отечественной войне и ответить на вопросы:

  • Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
  • Почему война получила такое название?
  • Какие российские города удостоились звания города-героя?
  • Какие крупные сражения Великой Отечественной войны вы знаете?
  • Почему советскую армию назвали освободительницей?
  • Какие награды Великой Отечественной войны вам известны?
  • Только ли за военные подвиги вручались награды?

        Последние два вопроса подводят к формулированию проблемы, темы проекта, постановке цели, определению продукта проекта.

        Слайды 2-5

        Проблема

        Всё дальше уходит от нас Великая Отечественная война, во время которой героически сражались на фронте и трудились в тылу и взрослые, и дети. Какие награды появились в то время? Кому и за что они вручались?

        Тема

        Они защищали Родину

        Цель

        Знакомство с наградами Великой Отечественной войны и составление героической летописи

        Продукт проекта

        Героическая летопись Великой Отечественной войны

Слайды 6 -7

        Далее происходит знакомство с серией книг "Дедушкины медали". Это тонкие, большого формата и в мягких неярких обложках книги, - казалось бы, кого и чем они могут заинтересовать в наше время? Но серия эта по-своему уникальна. И не только тем, что собрала она под одним общим названием рассказы известных писателей на военную тему. «Дедушкины медали» - это своего рода история наград Великой Отечественной войны. Данные книги окажут большую помощь при работе над проектом.

        

        Слайды 8 - 9

        Затем дети делятся на группы, ставят перед собой задачи, то есть шаги к достижению цели, определяют, что смогут сделать сами, кого и в чём попросят о помощи.

        Задачи

1. Найти и прочитать группой книгу из серии "Дедушкины медали".

2. Отобрать необходимый материал о событиях, описанных в книге.

3. Подобрать фотографии события, медали и оформить страницу летописи.

4. Составить текст выступления и подготовиться к защите проекта.

5. Выступить перед классом.

        

        Слайд 10

        В конце урока подводятся итоги: каждый ученик делает вывод с опорой на начало фраз. Домашним заданием каждой группе является составление плана проекта.

2. Реализация проектного замысла

        II этап проектной деятельности - это реализация проектного замысла, то есть выполнение плана работы, консультирование у руководителя проекта и других специалистов, подготовка к защите проекта. По времени это занимает неделю.

        Составив план работы, дети приступили к его реализации, разделившись на группы по 3 человека. За помощью обратились в детскую и школьную библиотеки. Было собрано 9 книг из серии "Дедушкины медали". Каждая мини-группа читала одну из найденных книг, отбирала материал, оформляла лист героической летописи и готовилась к презентации выполненной работы.

        Также школьный библиотекарь провела занятие, на котором познакомила с наградами Великой Отечественной войны, рассказала, кому и за что их вручали.

Презентация II. Слайды 1 - 9

3. Подведение итогов проекта

        На III этапе происходит подведение итогов проекта: презентация проекта, самооценка и взаимооценка выполненных работ, их рефлексия.

        Создав страницы летописи, каждая группа представила их классу, рассказала о медалях и книгах, которые прочитали, составила и задала вопросы по своему листу летописи.

        1 лист посвящён обороне Москвы. Об этом рассказывается в книге Сергея Алексеева "Они защищали Москву". Сражение за Москву происходило осенью 1941 года и в начале зимы 1942 года. В жестоких боях фашисты были разбиты и отступили.  Героев великой московской битвы наградили медалью "За оборону Москвы", на которой изображена Красная площадь, Кремлёвская стена, танк и фигуры бойцов с винтовками, устремившиеся вперёд на врага.

        2 лист летописи - об обороне Ленинграда, о которой говорится в книге Валерия Воскобойникова "Девятьсот дней мужества". В сентябре 1941 года врагу удалось окружить Ленинград. Но взять его фашисты не смогли. Почти два с половиной года войска Ленинградского фронта и жители города героически сражались. Медалью "За оборону Ленинграда" наградили защитников города, военных и мирных жителей.

3 лист летописи посвящён обороне Сталинграда, её героям, тем, кто боролся с фашистскими захватчиками за город на Волге и победил врага. Об этом рассказывает книга Владимира Богомолова "За оборону Сталинграда". Сталинградская битва - это решающее сражение всей второй мировой войны: закончилось победное наступление немецких войск и началось их изгнание с нашей земли. Все, кто отстоял город, награждены медалью "За оборону Сталинграда".

        4 лист рассказывает об обороне Кавказа. В планах гитлеровцев Кавказ занимал особое место. Здесь много нефти, меди, то, чего не хватало Германии. Захватив портовые города, фашисты лишили бы наш Черноморский флот береговых баз. Но планам гитлеровцев не суждено было сбыться. Жестокие бои развернулись за Кавказ. Об этом рассказывает книга А.Насибова "За оборону Кавказа". Все участники обороны: военнослужащие, лица гражданского населения, принимавшие участие в боях награждены медалью "За оборону Кавказа".

        5, 6 листы посвящены освобождению городов Европы от фашистских захватчиков. Это город Прага и Вена (книги Владимира Даненбурга "Чтоб всегда было солнце" и "Весенняя музыка Вены). Медалью "За освобождение Праги" награждались непосредственные участники штурма и освобождения Праги в период с 3 по 9 мая 1945 года. Медалью "За взятие Вены" - участники штурма и взятия Вены в период 16 марта - 13 апреля 1945 года.

        7 лист говорит о битве за Берлин, которая началась в апреле 1945 года. Для полной победы нужно было взять столицу фашистского государства и окончательно уничтожить врага. За штурм и взятие Берлина была учреждена специальная медаль "За взятие Берлина". О последних днях войны написана книга "Последний штурм". Её автор Сергей Алексеев.

        8 лист летописи посвящён медали "За отвагу". В отличие от других медалей, которые можно было получить, участвуя в масштабных фронтовых операциях, эту медаль давали за вполне конкретные героические действия. Солдат или сержант, удостоенный медали "За отвагу", обязательно должен был совершить подвиг, связанный чаще всего с опасностью для жизни, когда, следуя воинскому долгу, нужно собрать всю силу воли и не поддаться страху. Часто подвиг требовал не только беззаветной храбрости, но и отличной солдатской выучки, сноровки, смекалки. Об этом повествует книга Евгения Воробьёва "Тринадцатый лыжник".

        9 лист героической летописи - о тех, кто в годы войны трудился в тылу. Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" награждали тех, кто обеспечивал своим самоотверженным трудом в тылу победу Советского Союза над Германией. Это были женщины, старики и дети. В книге Валерия Воскобойникова "В городе на Каме" говорится о мальчике Грише Ефремове, потерявшем семью и отправленным в тыл, о том, как он трудился на заводе и был награждён медалью.

D:\документы\Наташа\планирование 4 класс\проекты\они защищали Родину\тыл.jpg

        

        После презентации проекта группы обменялись книгами и прочитали их. Таким образом, каждым учеником были изучены все найденные произведения.

        Работая над данным проектом, дети узнали о некоторых медалях Великой Отечественной войны и пришли к выводу, что война - это тяжёлое и суровое время. Победа далась нелегко. Нужно помнить о тех, кто дал нам мирную жизнь.

        Презентация II. Слайды 10 -11

        Результаты выполненной работы учащиеся 4 класса представили на Фестивале учебных проектов лицея.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс "Школа России"

Дана полная пояснительная записка к предмету "Литературное чтение" , с характеристикой КИМов, с описанием НРК, поурочное тематическое планирование по предмету на весь год....

Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

учебно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс УМК Гармония

учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС...

Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс

Предмет: Литературное чтение Класс: 4Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тип урока: повторение изученного. Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л...

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...