План - конспект урока литературного чтения.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Белова Раиса Анатольевна

Тема: Николай Николаевич Носов "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Живая шляпа24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Носов «Живая шляпа».

Цель: ознакомление учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

-формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

-развивать критическое мышление, память, воображение, речь; подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

Тип урока: изучение нового материала.

-Здравствуйте,ребята! Садитесь.

-Посмотрите все ли готово у вас к уроку?

- Теперь приступаем к уроку.

Ход урока.

1. Организационный момент.  

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, которое позволит нам сделать новые открытия.

-Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Ребята,как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?  

Послушайте стихотворение:

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа? ( высказывания детей)

Значение слова «шляпа « в толковом словаре Ожегова трактуется так: (ШЛЯПА - ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ)

 - Ребята, какие бывают шляпы? (высказывания детей)

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Проблемный вопрос:

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

- Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.Этот рассказ  написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Откройте учебники на стр 54, как называется рассказ? (Живая шляпа).

-А написал это рассказ Николай Николаевич Носов.

3. Первичное чтение текста учителем.

-Понравился ли вам рассказ?

-Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

-Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

-А вы догадывались?

- 

Словарная работа

-В тексте встречаются неизвестные слова, давайте уточним их значение.

-Что такое КОЧЕРГА?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

-Кто объяснит значение слова КОМОД?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

- Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

-А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Дети приседают.)

 4. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми. (По цепочке)

 5. Анализ содержания.

- Как звали кота?

- Где сидел Васька? (на полу возле комода)

- Кого увидел Васька на шляпе? (муху)

- Как звали мальчиков, героев рассказа?(Володя и Вадик)

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? (кочергу и лыжную палку)

- Что предложил сделать Вадик? (спугнуть, стучать по полу кочергой)

- Что предложил Вовка? (кидать картошкой в шляпу).

- Кто попал картошкой в шляпу? (Вадик)

- Кого увидели  мальчики? (котенка)

- Каким стало настроение ребят?

6.Работа по тексту.

-Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с рассказом Н. Носова «Живая шляпа», я вам предлагаю поработать в группах.

1.Составление картинного плана.

- Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.
- Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку. 

 

2.Задание: восстановите слова из текста, добавив гласные.

а). КМД _______ б). ВЛД_______ в). ВДК_______

ШЛП_______ СТЛ_______ ДВН_______

КТНК_______ КМНТ_____ КРЗН______

3.Задание на соответствие:

-Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какое чувство испытывали герои.

Чувства мальчиков

Авторские слова

Увлечение

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Испуг

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
- Ай! - и прыг на диван.

Страх

-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Радость

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

4.Работа с пословицами.  

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

- Какая пословица подходит к содержанию рассказа?

- Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

7. Обобщение полученных знаний.

-Сейчас мы проверим, «Внимательный ли ты читатель?»

1.Как звали котенка?

а) Мурзик

б) Васька

в) Матроскин

2.Что делал котенок в начале рассказа?

а) сидел на полу возле комода

б) спал на диване

в) играл с мальчиками

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович

б) Толя и Коля

в) Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) огурцы

б) картофель

в) помидор

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа?»

а) она была волшебная

б)под ней сидел котенок

в)шляпу дергали за веревочку

-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

8. Итог урока. 

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»? (Под ней сидел котенок).

- Какая главная мысль этого рассказа? (Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать).

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться? (нужно научиться преодолевать страх).

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

9. Рефлексия.

- Ребята, перед каждым из вас лежит шляпа.

- Если вам на уроке было все понятно, вы активно работали, чувствовали себя уверенно и комфортно, вам было интересно - тогда вы закрасите ленточку на шляпе зеленым цветом.

- Если вы допускали небольшие ошибки, но быстро их исправили – берете желтый цвет.

- Ну а если что-то осталось неясным, на уроке возникали трудности и чувствовали себя неуверенно и вам было неинтересно – красный.

- Поднимите,пожалуйста,свои шляпки . Давайте посмотрим шляп какого цвета больше.

10. Домашнее задание: чтение рассказа по ролям. Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...