Конспект урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Снурникова Елена Александровна

Урок литературного чтения по теме А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Снурникова Елена Александровна

                                                                              МОУ лицей «Экос»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели:   

  1. Дать характеристику главных героев сказки, понять тему и идею сказки.

  2.Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.

 3.Формировать навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в паре, группе.

Задачи:

Формирование активной читательской позиции.

Развитие коммуникативных навыков школьников.

Воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока. (звучит музыка)

 Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то –

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было –

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

(Слайд №1)

-Перечислите сказки, к которым даны иллюстрации. Кто автор? Иллюстрация к какой сказке здесь отсутствует?

- Назовите тему нашего урока.

2. Работа со сказкой. Анализ сказочных примет.

 Два урока мы с вами читали сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

(зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка, «жили тридцать лет и три года» - магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки… «Поделом тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани»)

3. Характеристика героев – персонажей сказки

- Назовите главных героев сказки.

- Давайте попробуем охарактеризовать старика.

(на доске карточки со словами:

старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)

- Почему вы так считаете?

- Докажите словами из текста.

- Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?

( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках») 

3. Работа с рисунками детей.

-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».  -  Восстановите порядок того, что требует старуха у рыбки.

Старуха с разбитым корытом возле землянки.

Старуха с новым корытом.

Старуха возле новой избы.

Старуха – столбовая дворянка.

Старуха – вольная царица.

Старуха с разбитым корытом возле землянки.

( С помощью рисунков ребята выстроили сюжетную линию, цепочку сказки.)

4. Работа с иллюстрациями.

(На доске даны пять иллюстраций с изображением моря в разных состояниях)

- Рассмотрите данные рисунки.

- Что на них изображено?

- Везде ли море одинаково? Почему?

( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)

- Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок? -Партнеры по плечу должны обсудить этот вопрос в течении 3 минут и дать развернутый ответ.

5. Физкультминутка 

Игра «Хорошо – плохо».

 - Старуха стремится к большей власти – это хорошо. Почему?

Хорошо, когда есть стремление достичь большего. 

- Это плохо. Почему? Плохо, когда всё получаешь в готовом виде, за счёт других, сам не прикладывая никаких усилий. Тогда ты не ценишь того, что имеешь. 

- Старик добрый и покорный – это хорошо. Почему?

- Это плохо. Почему?

6. Работа с пословицами.

- Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

1.Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Не всё золотая рыбка, что блестит. (Не всё то золото, что блестит.)

3.Мала золотая рыбка, да дорога. (Мал золотник, да дорог.)

- Объясните смысл каждой пословицы.

(Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками)

7. Творческая работа.

- А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

- Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

- Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

- Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

(дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

8. Заключение.

    - Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах России поставлены памятники великому поэту. (на экране памятники А.С. Пушкину). Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина

Тест.

1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой».

Б. «Жили-были дед да баба».

В. «Жил старик со своею старухой».

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

 2.Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?

А. Двадцать три года.

Б. Тридцать три года.

В. Сорок три года.

Г. Пятьдесят три года.

  3.Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?

А. В землянке.

Б. В избушке.

Г. В лачужке.

Д. В шалаше.

  4.Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской "Сказки о рыбаке и рыбке"?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

  5.Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки?

А. Удочкой.

Б. Бреднем.

В. Неводом.

Г. Сачком.

  6.Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака в сказке Пушкина?

А. Щука.

Б. Золотая рыбка.

В. Русалочка.

Г. Водяной.

  7.Что сделал старик из сказки А.С. Пушкина, поймав золотую рыбку?

А. Поместил в аквариум.

Б. Отпустил в море.

В. Отправился к ювелиру.

Г. Сварил уху.

 8.Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?

А. Два раза.

Б. Три раза.

В. Пять раз.

Г. Семь раз.

 

 9.Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

  10.Сколько раз за всю сказку ходил пушкинский старик на берег моря?

А. Три.

Б. Четыре.

В. Пять.

Г. Шесть.

  11.Сколько времени старуха из сказки Пушкина была царицей?

А. Два дня.

Б. Две недели.

В. Два года.

Г. Тридцать лет и три года.

  12.Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей.

  13.Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Жемчуг.

Б. Картины.

В. Акции.

Г. Заводы.

  14.Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

А. Не садись не в свои сани.

Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

В. Рыбак рыбака видит издалека.

Г. Любишь брать - люби и отдать.

  15.За что в "Сказке о рыбаке и рыбке" была наказана старуха?

А. За лень.

Б. За враньё.

В. За жадность.

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

 16.Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?

А. За браконьерство.

Б. За трусость и безволие.

В. За загрязнение окружающей среды.

Г. За невнимание к жене.

Приложение 1

                           Зачин                                                          Троекратный повтор

   

           Сказочные приметы.        

                       Сказочный герой                                                      Поучительный характер

Приложение 2

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Мала золотая рыбка, да дорога.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Мала золотая рыбка, да дорога.

_________________________________

________________________________

________________________________

Не всё золотая рыбка, что блестит.

------------------------------------------------------

________________________________

________________________________

________________________________

Не всё золотая рыбка, что блестит.

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...