Статья_Обучение чтению детей с ЗПР
статья по чтению

Чекмезова Мария Леонидовна

Одна из важнейших задач в обучении детей - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем»Одна из важнейших задач в обучении детей - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем»/  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chekmezova_m.l._statya_obuchenie_chteniyu_detey_s_zpr.docx123 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: «Методы и приёмы обучения навыку чтения детей младшего школьного возраста с ЗПР»

Статья: «Обучение чтению детей с ЗПР»

Одна из важнейших задач в обучении детей - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение - сложный психофизиологический процесс. В нем принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» [1].

Чтение - важный вид речевой деятельности, который вначале выступает только в качестве предмета обучения, затем становится средством обучения и развития детей.

Чтение, является сложным образованием на базе устной речи и представляет собой высокий этап речевого развития. По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи с письменной и устной речью.

В процессе чтения участвуют речедвигательный, речеслуховой и речезрительный анализаторы. Исходя из участия в чтении, перечисленных выше, анализаторов, можно сделать вывод, что процесс чтения несколько легче процесса письма, в котором участвует еще и двигательный анализатор. Необходимое условие для осуществления процесса чтения – движение глаз. Чтение обеспечивается сложными движениями глаз. Восприятие слов происходит в момент остановки глаз на строке, фиксации. В процессе чтения время таких фиксаций в 12–20 раз длительнее времени движения глаз по строке. Их количество зависит от структуры слова, его узнаваемости и понимания. Единицей чтения является слово. Буквы - это ориентир в нем. В процессе чтения глаза воспринимают не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.

 В чтении, как и в любой деятельности, выделяются такие основные компоненты, как мотивационно-целевой, исполнительный и контрольный. Под мотивационно-целевым компонентом понимается умение определять цель своей работы с книгой, ставить конкретные задачи при чтении учебной литературы. Исполнительный компонент включает технику чтения и переработку воспринятой из текста информации (запоминание, осмысление, понимание прочитанного).

Навык чтения у детей формируется на определенной базе навыков, которые к моменту поступления в школу должны быть сформированы. По мнению Р.И. Лалаевой [12], навык чтения зависит от сформированности: фонематического восприятия;

  • фонематического анализа;
  •  зрительного анализа и синтеза;
  • пространственных представлений;
  • зрительного мнезиса .

Как любой навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе целенаправленного и длительного обучения.

Процесс формирования навыка чтения, по мнению Т.Г. Егорова [8], проходит в три этапа:

1. Аналитический этап. Дети овладевают частями целого. На основе звукового анализа слова усваивают звуко-буквенные обозначения, овладевают механизмом чтения слога, далее объединяют слоги в слова (слоговым чтением). Сознательной целью обучающегося, является воссоздание звуковой формы слога и слова по графической модели. Понимание прочитанного выступает не как основная задача, а как способ контроля за правильностью действий: понял  - значит правильно прочел. Таким образом, на аналитическом этапе овладения чтением это действие реально выступает только в качестве предмета обучения.

2. Синтетический этап. Овладение чтением состоит из двух ступеней:

 1ступень - это становление целостных приемов чтения на уровне слова, а затем словосочетания (предложения). Действие воссоздания звуковой структуры слова, постепенно сворачивается, переходит во внутренний план, превращаясь в операцию в составе нового сознательного действия  - осмысления предложения. Это начало фразового чтения.

2 ступень - контекстное чтение, при котором явное объединение предложений. Здесь усилия учащихся направлены на осмысление связного текста.

3 ступень - автоматизация навыка. Возникает необходимость в формировании у шестилетних детей (в период обучения грамоте) начатков синтетического чтения, чтобы оно как можно раньше могло стать «инструментом учения» (В.А. Сухомлинский).  «Чем раньше дети овладевают фразовым чтением, тем скорее они смогут перейти к контекстному чтению, а затем на этап автоматизации навыка», но дальнейший процесс становления навыка чтения, то есть автоматизации, остается по существу неконтролируемым. 

У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение (грамоту), у ребёнка  меняется мотив чтения: ему становится интересно понять, какая мысль кроется за словами, их смысл. По мере развития навыка чтения мотивы усложняются, и ученик читает с целью узнать какой-либо факт или явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научном тексте. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста они синтезируются.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны, а именно: произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.

Формирование навыка чтения у детей с задержкой психического развития имеет свои особенности, это сложный процесс и задача его в том, чтобы научить учащихся слушать слово. При выработке навыка чтения вслух, ставят следующие задачи: читать правильно, бегло, выразительно, произнося первый слог - смотри на второй [10].

Навык чтения состоит из четырех сторон:

1) Сознательность чтения (понимание слов, словосочетаний, предложений, частей текста, текста в целом, установление своего отношения к чтению).

2) Выразительность (чтение с соблюдением интонационных, оценочных, пунктуационных пауз, громкость, четкость).

3) Правильность (отсутствие повторов, ошибок, замен).

4) Беглость (чтение такого количества знаков, которое соответствует норме).

А норма - это 25 слов в 1 классе, 40-50 слов во 2 классе, 60-70 слов в 3 классе, 70-90 слов в 4 классе в одну минуту.

Техника и сознательность не противопоставляются и не отрываются одно от другого: за каждым прочитанным словом должен стоять смысл. Ведущая сторона - сознательность.

Навык чтения проходит несколько ступеней в его формировании:

1) Первая ступень - усвоить графическое обозначение единиц чтения - буквы.

2) Вторая ступень - слого-аналитическая единица (слоговое чтение), понимание отстает от процесса чтения.

3) Становление целостных приемов восприятия (целыми словами). Ребенок осознает слово как часть предложения.

4) Синтетическое чтение (беглое) сформировавшийся навык. Понимание здесь даже опережает сам технический процесс чтения.

Дети с ЗПР шагают по этим ступенькам медленнее, чем нормальные дети. Причинами является то, что у детей с ЗПР удлинен период приема и переработки информации, также удлинен период прохождения информации по проводящим путям в центр, у них медленнее устанавливаются ассоциативные связи в коре - между теми центрами, которые участвуют в чтении: слуховой, зрительный, речедвигательный. Мыслительные процессы замедлены, дети импульсивны, постоянно имеют затруднения при самопроверке. Все это психофизиологическая основа затруднений в овладении навыков чтения нашими детьми. Четвертую ступень формирования чтения продолжают и в 5 классе, так как она находится в стадии становления.

Характерными особенностями при чтении для детей с ЗПР являются [21]:

  • не сформировавшийся правильный способ чтения (побуквенное, причитывание, с большими паузами между словами, чтение про себя, потом выдает целиком);
  • замены букв, чаще по графическому принципу (Д - Б, д - б );
  • неправильные способы при чтении стечения согласных (схватил - схатил, сахаватил) - усечение, пропуск, добавление гласных.

Больше всего особенности встречаются там, где дети читают недостаточно понятные слова или длинные слова. Если трудно, они возвращаются к слоговому чтению.

При выразительном чтении интонационные части правильно не оформляют, а разрывают на бессмысленные части. Речь часто смазана, нет четкости, понимание прочитанного отстает из-за бедности словаря; пересказ правильный, но неполный; испытывают трудности в установлении смысловых связей и зависимостей.

При нарушениях устной речи происходят трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа (синтеза), трудности соотношения звука с буквой в чтении сложных по структуре слогов, слов, путают сходные по начертанию буквы.

Разнообразные нарушения чтения обусловлены не столько расстройством устной речи, сколько недостаточностью развития ряда психических функций (внимания, памяти, зрительного гнозиса, других психических процессов).

Нарушение чтения и письма часто приводят к вторичному отставанию в умственном развитии, это обуславливается тем, что отсутствие навыков чтения и письма приводит к значительным трудностям в усвоении других предметов, в основе которых лежит аналогичная устная и письменная речь.

Для эффективного коррекционного воздействия необходимо: раннее выявление нарушений, коррекционное обучение с целью предупреждения прямых и отсроченных последствий дефекта и нарастание педагогической запущенности. Содержание и направленность коррекционной работы должны предусматривать не только ликвидацию первичного дефекта на уровне устной речи ( всех ее компонентов), но и предупреждение возможных проявлений его отсроченных последствий. Помимо этого, в ходе коррекционного обучения целесообразно проводить работу по формированию полноценных учебных навыков.

Некоторые приёмы по обучению грамоте детей с ЗПР

1) Печатание букв на манной крупе.

2) Игра «Собери буквы» (работа по парам).

(Собирают букву, выходят к доске и придумывают слова на эту букву.)

3) Игра «Зашифрованное слово»

 (У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку, прочесть полученное слово, назвать количество слогов в слове. Отхлопать слово).

Дидактический материал «Учим буквы Ее

(задания для детей с ЗПР, трудностями в обучении)

Карточка 1.  

C:\Users\Андреевна\Desktop\1.jpg

Карточка 2 Назови имя лентяя.

Из какой он сказки? Назови первую букву в имени лентяя. Эта буква гласная или согласная.  

C:\Users\Андреевна\Desktop\2.jpg

Карточка 3.

Анализ печатных и письменных букв Ее

C:\Users\Андреевна\Desktop\3.jpg

Карточка 4.

Буква сломалась (разрезная картинка)

C:\Users\Андреевна\Desktop\5.jpg

Карточка 5. Читаем слоги с буквой е

http://festival.1september.ru/articles/596863/img1.gif

Карточка 6.  Игровое упражнение «Найди слог»

На доске картинки: зебра, зефир, белка, бегемот, медуза, месяц, медведь, верблюд, весы, вертолет, лев, лебедь, лестница, незнайка, неваляшка.

 Слоги: ЗЕ, БЕ, МЕ, ВЕ, ЛЕ, НЕ. Соотнести картинки со слогами.

Карточка 7. Впиши слова в клеточки. Назови слова в которых есть букваЕ

C:\Users\Андреевна\Desktop\9.jpg

Карточка 8. Найди и зачеркни все буквы Е.

C:\Users\Андреевна\Desktop\12.jpg

Карточка 9. Составь слова. Составь схемы слов

C:\Users\Андреевна\Desktop\6.jpg

Карточка 10. Игра «Да - нет» (Учитель-дефектолог произносит слова.Если есть в слове буква Е – ученик хлопает в ладоши, если нет – сидит тихо.

- Лес, ель, дерево, дупло, лето, ветка, Егор, Елена, гром, енот, крем, крот.

Карточка 11. Помоги букве Е собрать предметы в которых есть буква Е. Соедини стрелкой слово с буквой Е.

C:\Users\Андреевна\Desktop\8.jpg

Е

Карточка 12. Найди слоги с буквой Е. Закрась клеточки со слогами с Е желтым цветом

C:\Users\Андреевна\Desktop\14.jpg

Карточка 13. Слушай и запоминай!

БУКВА Е – особая буква, буква с секретом, потому что обозначает два звука [Й] и [Э] –

- после Ь и Ъ;

- в начале слова;

- после гласных

Карточка 14. Игра «Да - нет». Если буква Е обозначает два звука – учащийся хлопает в ладоши, если один звук – сидит тихо.

- Вспомни, почему буква Е с секретом.

- Когда она обозначает два звука.

Ель, след, место, ерши, ежи, енот, поезд, мель.

Карточка 15.  Разгадайте ребусы.

ВC:\Users\Андреевна\Desktop\15.jpgC:\Users\Андреевна\Desktop\15.jpgКАН

ТЕФТC:\Users\Андреевна\Desktop\15.jpgC:\Users\Андреевна\Desktop\15.jpgC:\Users\Андреевна\Desktop\15.jpg

Словарная работа:

ВЕЛИКАН – человек огромного роста.

ТЕФТЕЛИ – кушанье в виде шариков из мясного фарша.

Карточка 16. Игра «Слева направо и справа налево»

КОТУ ТАЩАТ УТОК

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70.
  2. Безруких М.М, Ершова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе учиться. М., 1993.
  3. Божович Л.И. Ибранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: МПА, 1995.
  4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М., 1982.
  5. Гальперин П.Я.Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1992.
  6. Гусакова Н. Ф. Психологическая база письменной речи //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2776-2780
  7. Дубровина И.В. Особенности формирования навыков чтения и письма. М.:1996.
  8. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1992.
  9. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. М, 1961.
  10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Второе изд., перераб. М., Просвещение.,1990 г.
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - М.: Гном и Д, 2001.
  12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
  13. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. СПб, 1992.
  14. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М, 1995.
  15. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: АПН РСФСР, 1950.
  16. Немов Р.С. Психология , книга 3-я. - М. Высшая школа 2001.
  17. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/Под ред. Т. А. Власовой и др. — М., 1981.
  18. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994.
  19. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. М., 1992.
  20. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М., 1992.
  21. Цыпина Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с ЗПР. Дефектология., 1974г., №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Обучение чтению на английском языке"

Обучение чтению - одна из основных задач при обучении английскому языку в начальной школе. Основные приемы работы с теоретическим обоснованием даны в данной статье....

Статья "Обучение иноязычных детей русскому языку"

Может пригодиться при обучении детей-инофонов русскому языку....

Методическая статья "Обучение детей- инофонов в рамках курса внеурочной деятельности « Русский язык как иностранный»

Вовлечение детей- инофонов в особую языковую среду. Использование различных методов и приёмов обучения русскому языку....

статья "Обучение детей с ЗПР: как предупредить ошибки чтения и письма."

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения з...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...

Статья: «Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ/ФГОС О (у/о)»

Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также...

Статья " Обучение детей по программе " 21век."

В данной статье содержатся  особенности УМК "21век"...