Конспект урока (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Митюкова Дарья Викторовна

Конспект урока  (обучение грамоте) литературное чтение по теме "Гласный звук [о], буквы О, о"                                                                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1

Учитель: Митюкова Дарья Викторовна                                                                                                                                                                                                Предмет: обучение грамоте (литературное чтение)                                                                                                                                                                 Программа: «Школа России».                                                                                                                                                                                      Тема:  Гласный звук [о], буквы О, о.                                                                                                                                                                                                                                 Тип урока: урок открытия нового знания.                                                                                                                                                        Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [о] и способом обозначения на письме. 

Задачи:

            1. Образовательные: формирование умения выделять в речи, звук [о]; формирование умения узнавать графический образ буквы О, о, характеризовать звук, слог;  учить: выделять признаки отличия  звука [о], ударный слог, делить на слоги. Обучение написанию прописной и строчной букв О, о.                                                                                                                                                                                                            

            2. Развивающие: способствовать развитию навыков самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля; развивать: произвольное внимание, память, фонематический слух; наглядно-образное мышление; умения говорить: чётко, выражать мысль; вести диалог; анализировать и обобщать.

            3. Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе, положительную мотивацию к обучению, желание помочь окружающим применяя правила делового сотрудничества.                                                                                                                                                                                                     Планируемые результаты:                                                                                                                                                                Предметные УУД: формировать умение выделять из речи звук [о] и находить слова с буквами О ,о в текстах на страницах 25-28 «Азбуки»; давать характеристику выделенного звука с опорой на таблицу.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу урока; формулировать, определять и удерживать цель деятельности, до получения результата на уроке, с помощью учителя; последовательно планировать и выполнять решение учебной задачи; анализировать, находить ошибки своей работы.

Познавательные УУД: ориентироваться и отличать новое от известного; приобретать новые знания; находить ответы на вопросы; делать выводы.                                                                                                                                                      Коммуникативные УУД: выражать собственное мнение и донести свою позицию до других; слушать и понимать речь других; договариваться совместно о правилах работы в парах.                                                                                                                                                                      Метапредметные УУД:  понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассуждать о взаимопомощи. Приводить примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строить высказывания о своей готовности помогать людям. Объяснять значение слова «взаимопомощь». Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.                                                                                                                                                                   Личностные УУД: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. 

Основные методы: проблемно-поисковый, наблюдение, беседа.                                                                                                  Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, работа с учащимися.                                                                                                                                                                                       Система контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.                                                                                                                                                                     Оборудование:                                                                                                                                                                                      1.  Печатное пособие: Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 1 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]., 8-е изд., – М.: Просвещение, 2016                                                                                                                                                                      2.  Информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого [и др.]., (CD).                                                                                                                                                                             3.  Наглядные пособия: лента букв, смайлики настроения, шарики,                                                                                                                                                          4. Материально-технические средства: компьютерная техника, интерактивная и магнитная доска, видеопроектор.

                                                         

Технологическая карта урока

Технология проведения

Формы. Методы Методические приёмы

Содержание

Деятельность   учителя

Деятельность  учеников

     Мотивация к учебной деятельности    

Фронтальная.  Словесный. Слово учителя.

Спешу сказать вам: «Доброе утро!»                                                            Чтоб пожелать удачи на весь день.                                     Прошу всех вас, я улыбнуться,                                             Чтоб стало всем нам немного светлей.                                                    Прошу всех вас, отложить на минутку,                           Все незаконченные дела. Приглашаю вас прогуляться по неизведанным местам,  где нам пригодится в дороге: смекалка, внимательность, доброта.

Приветствует учащихся.

Эмоциональное состояние, готовность к уроку, дети отражают подняв смайлик настроения.

Актуализация (повторение знаний)                  

Фронтальная. ИндивидуальнаяГрупповая.     Словесный.  Наглядный.  Беседа.

- С какими гласными звуками мы уже познакомились?

- Чем отличаются звук от буквы?

- На какие группы делятся звуки?

Индивидуальная работа по карточкам                   - Найдите шарик с буквой А, а среди других букв, зачеркни или раскрась красным цветом.

                           

                             

Работа с сюжетными картинками (стр.23)

-  Используя иллюстрации расскажите сказку «Лиса и волк»

- В какое время года происходит событие?

- На чем едет старик?

- Кто запряжен в сани?

- Что вез дедушка на санях?

- Кого он подобрал на дороге?

- Каким образом лисе удалось обмануть волка?

- Какой вы представили лису?

- Почему женщины всполошились, когда пошли по воду?

- Чем опасен волк для людей?

- Кому вы больше всего сочувствуете в этой сказке?

  Работа в группах                                                              - Найдите  слова из сказки, в которых содержится звук [а]   (зима, сани, шуба, дедушка, лиса, дорога, солома, рыба)                                                                         - Подберите слоговые схемы, укажите  месторасположение данного звука с помощью слоговых моделей. Лиса, рыба, шуба, дедушка.                                         - Что мы можем рассказать о звуке [а] - ?

Использует ИКТ.  Выявляет уровень знаний учащихся,  проверяет тех, кто быстро справляется с работой. Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует деятельность учащихся.

                                 Организует работу в группах. Направляет деятельность учащихся. ПоддерживаетПоощряет

Узнают, сравнивают, различают заглавную и строчную печатные буквы А, а.

 Пересказывают по сюжетным картинкам сказку. Отвечают на вопросы учителя.

                                                         

Работают в группах. Выделяют звук [а]  с опорой на предметный рисунок и модель схемы.

Постановка проблемы и формулирование темы урока                

Открытие нового знания        

Физкультминутка                

 Тренировка в написании прописной и строчной букв О,о.

Самостоятельная работа с самопроверкой 

Подведение итогов урока. Рефлексия 

Фронтальная.      Словесный. Наглядный.  Практический. Беседа.      Работа с учебником.   Работа с картинкой и схемой. Объяснение учителя.

Фронтальная.      Словесный. Наглядный.  Практический. Беседа.      Работа с учебником.   Работа с картинкой и схемой. Объяснение учителя.

Игровая. Коллективная. Словесный. Практический.      

Фронтальная.       Словесный.  Слово учителя.

Знакомство со звуком [о]

- Назовите предметы изображённые на картинке.

- Объедините все эти предметы одним словом? (Овощи).

- Какой звук в начале слова (Овощи)  мы слышим?

- Проговорим слово вслух.

- Произнесите первый звук. Кто из вас догадался, с каким звуком мы познакомимся сегодня на уроке?

- Кто из вас может назвать тему нашего урока?                                           - Произнесите его еще раз. Как располагаются органы речи, которые мы видим, при его произношении?

Артикуляция при произношении звука [о].

- При произношении звука [о] губы вытягиваются трубочкой вперёд, воздух спокойно проходит без препятствий.

- Дайте характеристику звука.

- Он согласный или гласный?

- Почему вы так считаете?

- Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи?

- Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о]?

- На что похожа буква о?

                         Шляпки буквой «О» торчат

                       «О», «О», «О»,

                       «О», «О», «О»!

Восхищения полно!

Автор: Мельник Н

- Я прочитаю вам сказку, а вы должны запомнить как можно больше слов со звуком [о]. 

Белое облако тихо плыло по синему небу. Оно посмотрело на землю и удивилось: «О-О-О»! Внизу на земле лежало другое круглое и блестящее облако. — Здравствуй, облако на земле, — сказало облако на небе. — Я не облако, а озеро . — О-О-О, значит, мне нельзя с тобой играть, — загрустило облако . Буква О услышала их разговор и пришла на помощь. — О-О-О, ты как маленькое облако, — обрадовалось облако . — О-О-О, ты как крохотное озеро, — засмеялось озеро . Озеро бросало букву О на облако, а облако бросало букву О вниз в озеро. Это была отличная игра. Источник http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

 - Какие слова со звуком [о] вы запомнили?

Знакомство с буквами О, о. Работа с учебником  

- Откройте учебник  стр.25

- Гласный звук  [о] записывается буквой, которая так и называется: гласная буква О.

- Мы с вами уже знаем, что для обозначения звука на письме существуют две буквы.

- Как вы думаете, почему на стр. 25 учебника изображены две буквы гласного звука [о]?

- Похожи ли они между собой по внешнему виду?

Лента букв

- У каждой буквы есть свой дом.

- Кто догадался, где не ленте букв будет располагаться домик буквы О?                    - Обоснуйте свой ответ.

- Правильно, мы поселим букву О в красный домик на верхний этаж, так как эта буква на письме будет обозначать твердость предшествующего согласного.

Слого - звуковой анализ слова «окуни»

- На стр.25, справа вверху,  рассмотрите картинку в красной рамке.

- Что за рыбы изображены на картинке? (окуни)

- Проговорим слово хором.

- Произнесите первый звук.

- Произведем звуко-буквенный анализ слова окуни.

- Произнесём это слово по слогам. Сколько слогов в слове окуни?

- Произнесём и потянем голосом самый первый звук в слове.

- Какой звук мы слышим в начале слова?  

- Как произносится звук [о]?

 - Назовите звуки во втором слоге и подумайте, будет ли этот слог слогом - слиянием?

-Чем интересен для нас этот слог?

- Как слышится согласный звук [к] в слоге - слиянии, когда за ним следует гласный звук [у]?

- Произнесите третий слог, послушайте звуки и подумайте, будет ли этот слог слогом - слиянием?

-  Произнесите слово полностью и определите ударный гласный звук.

-  Как слышится ударный гласный звук? Индивидуальная работа                                    - Составьте звуковую схему к слову «овощи». 

- Раскрасьте овощ, который вы больше всего любите.

- Кто может справиться самостоятельно? Приступайте.

- Кому нужна помощь? Делим слова на слоги, определяем ударный слог.

- С какого звука мы начинаем произносить слова «окуни» и «овощи»?

- С каким звуком мы познакомились и что интересного о нём узнали?

Условие игры «Ловишка»

Я называю слова, если в слове есть звук О, вы в ладоши - хлопаете, если нет – кружитесь (оса, цапля, обезьяна, аист, очки, окно)

- Найдите у себя на партах карточку со  стихотворением «Окунек». 

Для читающих детей – читать, найти слова с

 буквой О.

- Кто не умеет читать, обводите в кружок все встретившиеся вам буквы О.

- Чем отличается звук от буквы? 

- Как произносятся согласные звуки в слоге - слиянии с гласным звуком [о]?

- Почему окунек попался на крючок?

- Как называют детей, которые не прислушиваются к советам взрослых?

- Мог ли окунек не попадать в неприятную историю?

- Какой вывод мы можем сделать?

Дыхательная гимнастика

«Окно» и «Дверь».

Встать ровно. Выпрямиться. Воздух заходит через «Окно», а выходит через «Дверь». Поочерёдно закрываем левую и правую ноздрю. Выдыхаем медленно.

Откроем прописи на стр.5

Между верхней и нижней линией рабочей строки рисуем овал. Начинаем его с правой стороны.

-  Наш урок подошел к концу.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какой звук обозначает буква О?

- Как произносятся согласные звуки в слоге - слиянии с гласным звуком [о]?

-Чему вы научились?

- Где вам пригодятся новые знания?

- Какие задания были более интересными? 

-  Выберите из смайликов тот, который соответствует вашему настроению.

Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке. Подводит детей к определению темы урока. Организует практическое наблюдение, подводит детей к выводу, что звук [о] - гласный,  может быть ударным и безударным. Подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач. Организует работу по звуковому анализу слова. Выявляет уровень знаний учащихся. Проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Объясняет особенности артикуляции звука [о].

Предлагает  иллюстрацию  с изображением буквы и просит привести примеры из собственного опыта.

Организует  физкультминутку. Обеспечивает смену вида деятельности.

Организует работу в парах, направляет деятельность учащихся. Поощрение и поддержка.                  

                  Организует проведение дыхательной гимнастики.

                   Показывает на доске написание буквы О, о

Организация анализа деятельности учащихся.

«Открывают» в процессе диалога новые знания. Высказывают предположения о звуке и букве, которую будут изучать на уроке. Формулируют тему урока и её задачи. Произносят новый звук, наблюдают за процессом произнесения звука и делают вывод о том, что звук [о] -гласный, может быть ударным и безударным. Сопоставляют слово со слоговыми моделями слов. Выделяют гласные, ударный слог. Учатся правильно произносить звук. Делают выводы.

Рассматривают  и анализируют зрительный образ буквы, приводят свои примеры, определяют место изученной буквы на «ленте букв».

                       Дети выполняют физические упражнения Работают в парах.                  

Распознают звук [о] в словах, определяют место нового звука в слове.

                               

Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики.                                                      Узнают и различают заглавную и строчную печатные буквы О, о. Находят слова с буквами О, о в текстах. Дети выполняют задания в «Прописи».

Отвечают на итоговые вопросы урока. Анализируют и оценивают свою собственную деятельность



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Урок литературного чтения по теме:Звук у, буквы У, у. (Программа 2100)

Открытый урок проводился в рамках Муниципального дня открытых дверей для МБДОУ...

Урок обучения грамоте (литературное чтение) по теме: "Знакомство с буквой П,п."

Урок обучения грамоте (литературное чтение)Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.       Дата проведения урока: 03.12.12013г.       Класс: 1 «Г»....

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж. Сопоставление ж-ш»

Конспект по литературному чтению «Твердый согласный звук [ж], буквы Ж ж.  Сопоставление ж-ш»...