Литературное чтение , 2 класс А.С.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

рычина анна анатольевна

Цель урока : показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht._karta_.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литературное чтение , 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова и др.

Учитель

Рычина Анна Анатольевна

Тема урока, № урока в рабочей программе

А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»  , первый урок  по разделу «Русские писатели».

Цель урока

показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.

 Развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения, развивать умение интонацией передавать настроение, обогащать словарный запас в процессе работы с текстом.

Воспитывать позитивное эмоциональное отношение к литературному чтению, воспитывать уважительное отношение  обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  1. Познакомятся с творчеством А.С.Пушкина.
  2. Научатся выражать личное отношение к прочитанному (прослушанному), аргументировать свою позицию.
  3. Научатся ориентироваться в тексте, выразительно читать и анализировать произведение.

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы висполнение, как по ходу его реализации, так и в конце;
  3. Уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  4. Уметь контролировать, корректировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные УУД:

  1. Уметь строить работу с партнёрами;
  2. Уметь четко и лаконично излагать свои мысли, ставить вопросы.

Познавательные УУД:

  1. Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  3. Построение логической цепи рассуждений.
  4. Поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи.
  1. Проявление интереса к творчеству А.С.Пушкина.
  2. Формирование мотивации учебной деятельности; мотивация достижения результата.
  3. Самооценка успешности учебной деятельности.
  4. Уважительное отношение к мнению своих товарищей.
  5. Развитие навыков сотрудничества.
  6. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы.
  7.  Развитие таких этических чувств, как доброжелательность, нравственная отзывчивость.

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

Учебник, картинки с изображением фрагментов из сказок

 

Ноутбук.

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. (1-2 мин)

Включение в деловой ритм. Приветствие:

          - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение  сохранится у  вас до конца урока. Песня. Мориц «Сказка по лесу идет»

Подготовка класса к работе. 

Приветствуют учителя.

Слушают песню.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

2. Постановки учебной задачи. (4-5 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

   - Что такое сказка?

Сказка - это не просто вымышленная история. Сегодня мы попробуем раскрыть один из ее секретов. Для этого мы будем  исследовать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …»

Проблемная ситуация. 

-  А кто же поведет нас в мир сказки?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил  чтение.  Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

-Сказка –это вымышленная история, где животные или вещи могут разговаривать.

 

- А.С, Пушкин.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы 

3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 

  (7-8 мин)    

Работа над произведением

Чтение и анализ произведения

Первичное чтение

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. 

-   Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.   Какие сказки Пушкина вы знаете?

-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)

-Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

-Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. 

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова)

-Ребята, а теперь  мы  отправимся в лукоморье.

- открыли учебник на стр. 112-113

-  Слушайте внимательно и постарайтесь представить все то, что услышали, чтобы поделиться впечатлениями.

Выразительное чтение учителем.

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Ответы детей

Дети отмечают про себя в тексте труднопроизносимые и непонятные слова.

Работа над произведением

Чтение и анализ произведения

Первичное чтение

4. Первичное закрепление.    (4-5 мин)

Повторное чтение

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. 

- Каким же поэт изобразил лукоморье?
-Что вам хочется сказать об авторе?

Техника чтения трудных слов.

У Лу-ко-морь-я      не-ве-до-мых

Не-ви-дан-ных       при-хлы-нут

                                 пре-крас-ных

                                 ми-мо-хо-дом

Чтение произведения детьми

Словарно-лексическая работа     

Лукоморье - такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Повторное чтение произведения детьми

-Вспомните,  героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые    А. С. Пушкиным в отрывке?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

- Есть ли традиционные слова для русских сказок в этом прологе? 

 

- Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Он любил сказки , у него богатая фантазия т.д.

Дети выбирают трудные слова для чтения.

чтение произведения детьми

Они объясняют значения слов,  как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение

Дети выразительно читают пролог по частям.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да.Окончание пролога  похоже на конец народной сказки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

  (4-5 мин)

Организует деятельность с применением новых знаний.

– Разгадайте кроссворд «Лукоморье»:

…И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

… (4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.

 Коллективная работа

О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 (7-8 мин)

- Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения. 

1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) 

2.В волшебном мире растёт дерево (…,)

3.Важные предметы непременно золотые (…)

4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)

5. Разгадывание шифровки-анаграммы:

ЛОМЫЦОД-3217645      

 

(Море, океан, река)

(Дуб, яблоня, ель…)

(Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…)

(Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…)

(МОЛОДЦЫ)

7. Рефлексия деятельности (итог урока).   (2-3 мин)

Организует рефлексию. 

- Запишите своё желание на золотой рыбке и опустите ёё в голубой конверт, который символизирует синее море.

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось?

Записывают желание на рыбке и опускают в конверт на доске.

Поэма.

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование 

Информация о домашнем задании

- Стр 112-113Выразительное чтение

- Выучить первые 12 строчек наизусть                        - Нарисовать понравившееся чудо.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Литературное чтение "Произведения А.С.Пушкина", 1-4 классы

        Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;           учить понимать образные выражения, использованные ...

Урок литературногочтения2 класс.А.С.ПушкинУ Лукоморья дуб зелёный.

Цели урока:1) помочь ребёнку стать исследователем.                      2) подвести к осознанию...

открытый урок во 2 классе по литературному чтению по теме: "Стихи Пушкина. "Вот север тучи нагоняя"

Задачи урока: формирование УУД в процессе работы с литературным источником, осознание важности исследовательских навыков, отслеживание нравственного аспекта обучения. Применяются норвые формы и методы...

Презентация к уроку литературного чтения "Сказки А.С.Пушкина", 1 класс

Красочная презентация о творчестве А.С.Пушкина с иллюстрациями и заданиями по теме урока....