Конспект урока по теме: "Цветок на земле"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Эрдынеева Саяна Сергеевна

Педагогические задачи: создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; способствовать развитию умений читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_tsvetok_na_zemle.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

А. П. ПЛАТОНОВ «ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; способствовать развитию умений читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением А. П. Платонова «Цветок на земле»;

научатся делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения

Метапредметные:

познавательные: сравнивают эпизоды одного текста между собой; понимают идею произведения в ходе анализа; делают выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозируют развитие событий рассказа на основе сделанных выводов;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; понимают и объясняют исследовательские задачи, стоящие перед группой, планируют работу в группе; оценивают результаты работы в группе;

коммуникативные: участвуют в диалоге с товарищами в группе; обсуждают различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутируют; дают корректные советы по оформлению результатов работы группы

Личностные:

высказываются позитивно о пожилых людях, озвучивают стремление заботиться о них; осмысливают понятия «мудрость» и «тайна жизни», объясняют их по просьбе учителя

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет А. П. Платонова; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Заходите, дети, в класс,        Все, что нужно, принесли?

Прозвенел звонок сейчас.        А теперь тихонько сели,

Все тихонько быстро встали,        На меня все посмотрели.

Подравнялись и собрались.        Начинаем наш урок,

Скажем: «Здравствуйте» друг другу        Рты закрыли на замок.

И посмотрим на столы:

– Проверим готовность к уроку.

Использует методику «Настроение».

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Назовите действующих лиц рассказа Б. Шергина.

– Прочитайте по ролям диалог мастера и Мити. С какой интонацией говорит мастер?

– Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он

не сможет выполнить работу вовремя.

– Расскажите о бабушке по произведению Б. Шергина.

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито.

– Прочитайте с удивлением.

– Прочитайте скороговоркой по три раза.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной работе дома. Читают на оценку.

Выполняют речевую

зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Продолжение табл.

1

2

3

4

В цветнике цветут цветы

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Проводит игру «Кузовок».

– Продолжите пословицы:

•  Что посеешь… (то и пожнешь).

•  Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

•  Сделал дело… (гуляй смело).

•  С кем поведешься… (от того и наберешься).

•  Как аукнется… (так и откликнется).

•  За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

•  Что написано пером… (не вырубишь топором).

•  С книгой жить… (век не тужить).

•  Любишь кататься… (люби и саночки возить).

•  Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией 
А. Платонова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприя-

Рассказывает о творчестве А. Платонова, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал)

Слушают рассказ учителя, рассматривают фото-

Осуществляют анализ

 тию произведения. Знакомство с биографией автора

графии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Нынче – теперь, сейчас.

Уморились – устали.

Глаза смежать – закрывать.

Испить – попить, выпить.

Осерчать – рассердиться.

Глаза жмурятся – сужаются веки.

– Как вы понимаете выражение «глаза смотрели равнодушно»? (Без интереса.)

– Как вы понимаете строчки: «Без трех девяносто, без трех первый десяток»? Объясните. (87 лет – деду, 7 лет Афоне.)

– О чем эта строчка «Руки много земли испахали»? (Трудолюбивый человек.)

– Каким словом можно заменить «испахали», «трудились»? (Дед – труженик, много работал.)

– О чем эта строчка «Белый свет пытать»? (Афоня и дед пошли познавать свет, узнавать про все.)

– Как вы понимаете смысл слова «пытать?» (Познавать, изучать.)

Работают с толковым словарем

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– О какой войне идет речь в произведении? (О Великой Отечественной войне.)

учителя. Аргументируют свою точку зрения

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Почему автор не дал точного описания цветку? (Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь.)

– Как автор описывает Афоню? Прочитайте отрывки из произведения.

– Опишите внешность деда Тита по плану: борода; руки; глаза.

– Откройте план характеристики героя (см. ресурсный материал). Составьте характеристику Афони.

– Где жил герой? (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

– Перечислите его поступки.

– Что можете сказать о внешности мальчика?

– А каким вы его себе представляете?

– Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности? (Ценил внутреннюю красоту.)

– Что вы можете сказать о характере Афони? (Добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.)

 Почему Афоня все время будил деда? (Он любознательный, боялся, что дед умрет и не успеет рассказать все, что знает.)

 Сколько раз внук его будил? (4 раза.)

 Найдите в тексте описание рук деда. Прочитайте. (Читают описание на с. 130.)

– Как относится автор к герою? (С симпатией, называя его «маленький Афоня»,

«добрый внук».)

– Выскажите свое отношение к герою рассказа.

– Найдите диалог деда с внуком.

Читают произведение

по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном

режиме.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию.

Строят монологические высказывания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Прочитайте диалог деда и мальчика по ролям. Помните, как говорит пожилой человек и маленький мальчик.

– Найдите в тексте метафоры, олицетворения, сравнения. Заполните таблицу в тетради (см. ресурсный материал).

Коллективно составляют план рассказа.

1. Скучно Афоне жить на свете.

2. Дед Тит.

3. Опять скучно жить на свете.

4. Проснулся ненадолго.

5. На печи рядом с дедом.

6. Пошли «белый свет пытать».

7. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…

8. Гребешок для деда. 

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– На протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера.)

– Вы дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. Давайте вернемся в самое начало рассказа и проследим за мальчиком с утра того дня

до конца рассказа.

– Как вел себя мальчик в начале рассказа? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать.)

– А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…)

– А что было потом? (Снова назойливо тормошил деда разговорами.)

– Словами мальчик его не поднял, что же он сделал? (Залез на печь и уморился его будить – сам заснул.)

– А проснувшись, что он еще сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда.)

– Так каким же был Афоня в начале того дня? (Очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду.)

– Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня. Так что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Адекватно

используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных

источников. Аргументируют свою позицию.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


Продолжение табл.

1

2

3

4

от деда удивительное чудо, главное дело.)

– Что значат для него слова: «Самое главное дело на земле»? (Труд делает жизнь, создает ее.)

– Прочитайте объяснение деда на с. 134 до слов «…мы хлебу расти помогаем». Объясните его слова. (Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь.)

– Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ? (Цветок, когда отцветает, дает семя. Внук – продолжение жизни. Человек остается в поколениях в своих детях, внуках, правнуках.)

– Какова же главная мысль рассказа?

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее.)

– Дайте характеристику героям рассказа (см. ресурсный материал).

– Найдите общую черту в описаниях героев. (Труженики, трудолюбивые.)

– Чему научил вас этот рассказ? (Старшее поколение передает нам свой жизненный опыт, мудрость; учит правильной жизни.)

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Почему Афоне стало «скучно жить на свете»? Запишите свои мысли.

Работают в тетрадях

на печатной основе.

Отвечают на вопрос

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Подготовить текст – описание своего дедушки и записать в тетрадь.

•  Выбрать эпизоды, описывающие дедушку, и подготовить выразительное чтение этих эпизодов

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Чему научил вас этот рассказ?

– Понятие «труд» – одно из ключевых в рассказе. Труд помогает преодолеть препятствия, выжить в этом мире и цветку, и людям. Труд превращает мертвое в живое.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Спор трёх стихий-Воды, Земли, Воздуха"

Урок-праздник по теме:"Спор трёх стихий- Воды, Земли и Воздуха" даст возможность закрепить и обобщить материал по трем темам:Вода,Земля и Воздух.Представьте, что встретились 3 духа-Земли,Воды и Воздух...

План-конспект урока по кубановедению "Апшеронский район - земля казачья"

Основными целями данного урока является: знакомство с историей и культурой Апшеронского района,    бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи.Цели урока сформулированы четко, конкретно, были реализованы в ход...

Конспект урока "Вода - условие жизни на Земле"

Урок по теме «Вода– условие жизни на Земле» изучается в разделе «Земля — наш общий дом».Тип урока – решение учебной задачи....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

Конспект урока по теме "Цветок на земле" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся с жизнью и творчество писателя; работа над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.Планируемые результаты:Пред...