Конспект урока литературного чтения «Д. Хармс «Вы знаете…»» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Данько Анастасия Николаевна

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Д. Хармс «Вы знаете…»»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о писателе Данииле Хармсе, формирование понимания особенностей комического произведения; представлений о произведении «Вы знаете…»

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- знать биографию Д. Хармса; содержание произведения «Вы знаете…»; особенности комического произведения.

Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2021                                                                                                                Учитель: Седых Е.Ю.

Школа: ОЦ № 5                                                                                                                Студент: Данько А.Н.

Класс: 2 – 7                                                                                                                Методист: Солопова Т.В.

Кабинет: 3.49

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Д. Хармс «Вы знаете…»»

Цели деятельности учителя: расширение знаний о писателе Данииле Хармсе, формирование понимания особенностей комического произведения; представлений о произведении «Вы знаете…»

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь планировать виды работ с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя.

- знать биографию Д. Хармса; содержание произведения «Вы знаете…»; особенности комического произведения.

Личностные: умение объективно оценивать себя, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.

Челябинск, 2021

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке.  Присаживайтесь.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Это небольшое стихотворение будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Настраиваются на урок.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II. Актуализация и мотивация

Практический – работа со стихотворением

Метод выразительного чтения

7 мин.

- Для того чтобы начать наш урок, давайте выполним речевую разминку.

Встретил ёжика бычок,

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок

- Прочитайте стихотворение

- Кто прочитает стихотворение грустно, весело, хитро, с умилением.

- Молодцы!

- Ребята, где можно прочитать стихи?

Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала «Мурзилка» № 6 2004г.

- А что такое журнал?

(выслушивает ответы детей)

- Послушаем, что означает слово журнал в толковом словаре Ожегова.

- Где вы можете взять детские журналы?

- Давайте повторим, чем книга отличается от журнала?

- Расскажите, есть ли у вас любимый журнал какой он?

- Чем интересен этот журнал?

- Обратите внимание на слайд, когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов. Учитель показывает детям журналы.)

-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. 

Выполняют речевую разминку.

- В книгах, журналах и т.д.

- В магазине, библиотеке.

- В журнале много разных статей.

Р.:  принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы

К.: построение монологического высказывания; развитие речи

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

III. Постановка учебной задачи

Наглядный – работа с презентацией

Словесный - беседа

3 мин

- Посмотрите на выставку книг и скажите, пожалуйста, произведения, какого писателя здесь собраны? (книги Даниила Хармса).

- Почему?  (мы будем говорить о нем)

- Да, ребята, одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс.

- Какая тема нашего урока?

- Давайте поставим цель урока. Чему мы сегодня научимся, что нового мы узнаем?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.

- Откройте с. 100, прочитайте учебную задачу.

- Книги Д. Хармса

- Мы будем говорить о нём.

- Знакомство с автором Д. Хармсом.

Предположения детей.

К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р.: принятие и сохранение учебной задачи,

П.: установление причинно-следственных связей,

анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие.

IV. Открытие нового знания

Словесный - беседа

10 мин

Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия- родился в Петербурге в семье дворянина –народовольца. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.

ХАРМС- так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть»., по франц. обозначает «шарм».

После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения печатались в детских журналах тех лет.

- Что вы запомнили из моего рассказа?

-Послушайте стихотворение и подумайте, какое название наиболее подходит к нему?    

(аудиозапись)

- Понравилось стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало?

- Как музыка звучала на фоне стихотворения?

- На что похоже стихотворение?

- Какое название больше других подходит к нему?

- Все эти названия близки по смыслу.

 (варианты: «Фантазёр», «Выдумщик», «Затейник», «Сочинитель»).

- Какое же из них лучше подходит?

- Ваши мнения разделились.

- Разрешить эту проблему нам поможет анализ произведения.

- Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д. Хармса «Вы знаете…»

- Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.

- Что вы можете сказать о них?

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак?

- С какой интонацией будете читать?  (с восклицательной)

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак?

-Как называется такое предложение? (вопросительное)  

- С какой интонацией будете читать? (с вопросительной)

Проводит словарную подготовку.

-Прежде чем читать проведём словарную работу

не-сом-нен-но        на-у-чи-ли-ся

здо-ро-вен-ный        яст-ре-бы

е-рун-да        ча-со-вой

соба-ки-пус-то-лай-ки        с заря-жен-ным   ру-жьём

- Кто такой часовой?

- Обратите внимание слово на научилися. Мы так не говорим сейчас.

- Зачем автор использует такой вариант?

- Сколько действующих лиц в стихотворении?

- В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог)

- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли  это?

- Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова?

 (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)

- Что отвечают ему ребята? Что это означает?

- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)

- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?

- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

Организует чтение стихотворения в парах

- Сейчас прочитайте стихотворение каждый сам

- Расскажите соседу по парте, что вы запомнили

- Что необычного в этом стихотворении?

- Как построено стихотворение?

(Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов)

- Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько).

- Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию?

Сейчас вы попробуете это сделать.

- Работать будем группами по 4 человека.

- Выходят к доске 2 группы.

- Кому я надеваю кепку на голову читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают.

- Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов.

Поаплодируем всем артистам.

Слушают биографию автора.

Предположения детей.

- Веселое

Предположения детей

- Восклицание

- Восклицательной

- Вопросительное

- С вопросительной

- Предположения детей.

- Диалог

- Чтобы заинтересовать ребят.

- Они включились в игру.

- Он придумал новую игру

- Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов)

- Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько.

П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Р.: осознают и принимают
учебную задачу, контролируют учебные действия,

К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг

Л.: определение границ собственного знания и незнания

V. Первичное закрепление

Практический: выразительно чтение. Анализ выразительного чтения.

8 мин.

- Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки препинания.

- Что вы можете сказать о них?

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак?

- С какой интонацией будете читать?  (с восклицательной)

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный знак?

-Как называется такое предложение? (вопросительное)  

- С какой интонацией будете читать? (с вопросительной)

Проводит словарную подготовку.

-Прежде чем читать проведём словарную работу

не-сом-нен-но        на-у-чи-ли-ся

здо-ро-вен-ный        яст-ре-бы

е-рун-да        ча-со-вой

соба-ки-пус-то-лай-ки        с заря-жен-ным   ру-жьём

- Кто такой часовой?

- Обратите внимание слово на научилися. Мы так не говорим сейчас.

- Зачем автор использует такой вариант?

- Давайте прочитаем стихотворение вслух, все внимательно следят, я могу остановить читающего и попросить продолжить читать любого из вас.

- Сколько действующих лиц в стихотворении?

- В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог)

- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это?

- Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова?

 (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)

- Что отвечают ему ребята? Что это означает?

- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)

- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?

- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

- Восклицание

- Восклицательной

- Вопросительное

- С вопросительной

- Предположения детей.

- Диалог

- Чтобы заинтересовать ребят.

- Они включились в игру.

- Он придумал новую игру

К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VI. Самостоятельная работа в парах

Словесный: обобщающая беседа: осмысление смысла стихотворения

5 мин.

Организует чтение стихотворения в парах

- Сейчас прочитайте стихотворение каждый сам

- Расскажите соседу по парте, что вы запомнили

- Что необычного в этом стихотворении?

- Как построено стихотворение?

(Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов)

- Зачем автор использует повторы слов? (Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько).

- Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию?

Сейчас вы попробуете это сделать.

- Работать будем группами по 4 человека.

- Выходят к доске 2 группы.

- Кому я надеваю кепку на голову читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают.

- Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов.

Поаплодируем всем артистам.

- Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов)

- Чтобы показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность

VII. Включение в систему знаний

Словесный - беседа

5 мин.

Предлагает совместное сочинение продолжения стихотворения

- Давайте сочиним вместе небылицу про котенка. На сколько частей нужно разделить это слово? (3)

- Что получилось?

А вы знаете, что ко

А вы знаете, что те,

А вызнаете, нок

- Придумываем невероятное предположение.

- Давайте представим, что котёнок научился говорить! Какие слова мы будем использовать, чтобы продолжить небылицу?

мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок                   научился, ко-      -тё-         -нок

Что котенок, как ребенок научился говорить, не мяукать,

 не мурлыкать, а как люди, говорить….

- А вы знаете, что ко

А вы знаете, что те,

А вызнаете, нок

- мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок                   научился,

ко-      -тё-         -нок

К.: построение речевых высказываний

П.: восприятие информации.

Р.: принимать и сохранять задачу

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

3 мин.

– Каким вы видите главного героя стихотворения?

 - О чём бы хотели у него спросить?

 - Изменился бы  мир, если бы не было фантазёров? Как?

- Какая тема нашего урока была?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её.

(Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… я попробую… меня удивило…)

- Спасибо за урок.

Анализируют свою деятельность.

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Встретил ёжика бычок, И лизнул его в бочок. И, лизнув его, бычок Уколол свой язычок

Слайд 5

Тема: Д. Хармсом «Вы знаете…» Цель: Познакомиться с автором Д. Хармсом и его произведением «Вы знаете…»; Научиться определять комические ситуации в тексте.

Слайд 6

не-сом- нен -но на-у- чи -ли- ся здо - ро -вен- ный яст -ре-бы е-рун-да ча -со-вой соба - ки - пус -то-лай- ки с заря-жен- ным ру-жьём Словарная работа

Слайд 7

Котёнок Ко – тё – нок

Слайд 8

А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок

Слайд 9

мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок научился , к о- - тё - -нок

Слайд 10

А вы знаете, что ко А вы знаете, что те, А вызнаете, нок Что котенок , Как ребенок научился говорить, Н е мяукать, Н е мурлыкать, А как люди, говорить …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения С.В. Михалков «Мой щенок» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: С.В. Михалков «Мой щенок»Цели урока:- расширять знакомство детей с творчеством СВ. Михалкова;- учить анализировать текст, подтверждать высказывания цита...

Конспект урока литературного чтения: "Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. " ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Д. Хармс «Вы знаете…». Учимся определять комические ситуации в тексте. Цель деятельности учителя:  формирование знаний о Д. Хармсе и его произведении « Вы знаете&he...