Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [д], [д'], буквы Д, д."
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ваулина Инна Алексеевна

Тема: Звуки [д], [д'], буквы Д, д.  УМК "Школа России" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_d_d_bukvy_d_d.docx73.86 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обучения грамоте (чтение)

в 1 классе

Подготовила:

учитель начальных классов

Ваулина Инна Алексеевна

Тема: согласная буква Д, звуки [Д] и [Д’].

Задачи: познакомить учащихся с буквами Д, д; учить характеризовать звуки; развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память, расширять кругозор; учить дифференцировать парные звонкие и согласные звуки; совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения.

Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу и добиваться её выполнения, осуществлять самоконтроль, умение работать в паре, следовать точно инструкции учителя, умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами, сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В каждом из нас есть маленькое солнышко доброта. Добрый человек – это тот кто любит людей и помогает им. Возьмите за руку своего соседа и поделитесь теплом своих рук друг с другом. А с вами со всеми хочет поделиться своим теплом солнышко.

Какое оно?

Дети: тёплое, доброе.

Солнышко будет посылать нам свои лучики с заданиями.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

Солнышко протянуло первый лучик и вот вам первое задание.

Расскажите  о буквах и звуках.

-Сколько букв в алфавите? (33)

-Сколько гласных букв? (10)

-А сколько гласных звуков? (6)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

-Из чего состоит речь? (из предложений)

-Из чего состоят предложения? (из слов)

-На какие части делятся слова? (на слоги)

-На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

-Какими могут быть гласные звуки? (ударными и безударными)

-Какими могут быть согласные звуки? (твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими)

-назовите звонкие согласные, которые мы изучили;

-назовите глухие согласные, которые мы изучили;

-какие из них парные;

-назовите гласные, которые делают согласный звук твёрдым;

-назовите гласные, которые делают согласный звук мягким;

-назовите гласные с секретом.

У вас на партах листочки с буквами. Приготовьте простой карандаш.

 1. Зачеркните все гласные буквы.

2. Зачеркните все согласные, которые повторяются дважды.

3. Что осталось? (столкнулись с проблемой, осталась неизвестная буква)

А  В В О  М  М И  У  С  С  Д  Н Н  Е П П  

 С какой буквой будем знакомиться на уроке? Может кто-нибудь знает?

(с буквой Д)

III. Постановка целей, задач урока.

Какие учебные задачи поставим сегодня на уроке? Чему мы должны научиться?

-Познакомиться с буквой.

-Узнать какие звуки она обозначает.

-Читать слоги и слова с этой буквой.

-Поработать над словами (деление на слоги, звуко-буквенный анализ)

-Научиться писать печатную букву.

IV. Работа по теме урока. Знакомство с буквами Д, д, звуками  [д] и [д’].

1. Солнышко пригрело, и на полянку прилетели…

Посмотрите, кто…

Как одним словом можно назвать? (птицы)

Перечислите (дятел, сова, сорока,)

Как вы думаете, кто здесь лишний? (дятел)

Назовите первый звук в слове дятел.

Произнесите его три раза (д-д-д)

Как мы его произносим?

Какой он? (согласный)

Почему? Докажите (не поётся, состоит из голоса и шума, при произношении встречает препятствия)

-Проверим, звонкий он или глухой.

а) закрываем ушки ладошками, произносим (звенит)

б) руку на горлышко (трепещет)

-Какой ещё звук [д]? (парный)

-Назовите пару [т]

-Ещё раз произнесите слово дятел.

-Какой звук в слове, твёрдый или мягкий? (мягкий)

-А как вы думаете, бывает ли звук д твёрдым? (да)

-Придумайте слова, чтобы в слове звук [д] был твёрдым. (дом, дождь,…)

Вот теперь вы можете рассказать дятлу всё, что вы знаете про звук [д].

( Звук [д] согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый, бывает мягкий)

2. Солнышко второе задание вам посылает.

Помогите.

Где какой звук в слове установите.

Каждому ряду своё слово, зашифрованное в загадках.

1.   Очень много окон в нём. Мы живём в нём – это…  (Дом)

2. Это дерево могучее,
          И растёт в лесу дремучем,
          Плоды полированы,
         Для птиц рекомендованы.
         Дятлы, поползни и сойки,
         Собирают плоды стойко. (Дуб)

3. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым)

У вас на партах звуковые наборы. Используя эти карточки составьте схемы слов. Работаем в парах.

Проверяем. (За доской слова и схемы, открываю)

-Что объединяет все эти три слова? (буква Д)

Поговорим о букве.

-На что похожа буква Д? (ответы детей)

Д – это домик аккуратный,

        С высокой крышею двускатной.

-Постройте букву из карандашей.

-Почему у меня на доске их четыре? ( Две печатные  и две письменные)

Физкультминутка

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (бег на месте)

Все под крышами сидят. (хлопки в ладоши)

Только мой братишка в луже.

       Ловит рыбу нам на ужин. (шагаем на месте)

3. Поём гласные: а о у ы э

                               я ё ю и е

4. Читаем нараспев:

да-а, до-о, ду-у, ды-ы, де-е, ди-и.

5. Читаем волнами:

до   ду   ды   де   ди   да  

6.  Читаем по выбору. (дети самостоятельно выбирают для себя столбик для чтения и читают его)

ад          дна          дал            ад-ма          ду-га

од          дно          дол           од-мо         до-ма

уд           дну         дул           уд-му         дро-ва

ыд           дны        дыл         ыд - мы      гло-бус

ид            дни         дил          ид-ми        до-ро-га

ед             дне         дел           ед-ме        де-ре -во

         7. Солнышко вам посылает следующее задание.

                                            Вот стоит, дымок пуская,

                                            Буква Д – труба печная.

Возьмите цветные карандаши и закрасьте все части рисунка, в которых вы видите букву д. 

8676_html_47f489b3

 8. Открываем учебник на странице 104.

        Прочитайте пословицы с буквой Д.

Как вы понимаете смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

 9. А сейчас посмотрите на солнышко. Оно посылает вам следующее задание.

Откройте тетради

И заглавную с маленькой буквой д напишите.

А ещё напишите слоги, слова:

Дима, Дана, дом, дорога.

(дети открывают тетради по чтению и печатают буквы, слоги, слова)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише – тише.

Деревцо всё выше – выше.

V. Первичное закрепление.

1. -Найдите  на рисунке букву Д, закрасьте её так, чтобы было понятно, какие звуки она обозначает.

-Покажите.

-Каким может быть звук [д]?  (твёрдым и мягким)

2. Игра «Поймай звук»

Играем. Если [д] – мягкий – встают девочки, если [д] – твёрдый – встают мальчики.

( Дубы, Дина, дороги, дерево, дедушка, дятел, дружба, дети, дым.)

Молодцы!

VI. Итог урока. 

С задачами, которые ставили в начале урока, мы справились?

 Проверим:

-с буквой познакомились? (да)

-научились читать слоги, слова? (да)

-научились писать печатную букву? (да)

-над словом работали? (да)

-узнали, какие звуки обозначает буква д? (да)

-каким может быть звук [д]? какой он? (да)

Правильно. Молодцы!

VII. Рефлексия.

Вы довольны собой? (да)

Возьмите домик, переверните его, найдите на крыше домика букву д.

Если вы довольны собой и считаете, что вы усвоили тему урока, то разукрасьте букву зелёным цветом. Если что-то не получилось – жёлтым. А если вам было сложно и вы ничего не запомнили – красным.

Покажите.

- Солнышко гордится вами и шлёт ещё одно задание.

 Налетел ветер и унёс гласные из слова. Если мы догадаемся, какие это гласные, то узнаем, что нас ждёт впереди.

П…Р…М…Н…     (перемена)       Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквой Ц,ц"

На уроке дети знакомятся  с новым звуком [ц], буквами Ц,ц. Задания направлены на развитие  фонематического слуха и речи, умения обобщать, внимания и памяти, познавательного инт...