Конспект урока литературного чтения (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Аленевская Мария Андреевна

Тема: Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец»

Цель: расширять читательский кругозор обучающихся на примере жизни и творчества

Н. К. Абрамцевой.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
  • Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом; развитие образного и логического мышления, творческого воображения детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение суждений.

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию Н.К. Абрамцевой. Уметь пересказывать сказку.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Задачи урока

Образовательные: формировать представление о биографии Н.К. Абрамцевой. Формировать умение пересказывать сказку.

Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. К. Абрамцева «Сказки для добрых сердец»

Цель: расширять читательский кругозор обучающихся на примере жизни и творчества

Н. К. Абрамцевой.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.
  • Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи; умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивать информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других; формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
  • Познавательные: формирование навыков самостоятельной работы с текстом; развитие образного и логического мышления, творческого воображения детей; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение суждений.

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию Н.К. Абрамцевой. Уметь пересказывать сказку.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своѐ предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Задачи урока

Образовательные: формировать представление о биографии Н.К. Абрамцевой. Формировать умение пересказывать сказку.

Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, групповой работе.

Эпиграф к уроку:
                                                                                                                   Сказка – ложь, да в ней намёк,
                                                                                                                  Добрым молодцам урок!

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте подарим им свои улыбки и приступим к работе. Садитесь, пожалуйста.

2.  Актуализация знаний.

У меня на доске есть эпиграф. Прочитайте его сначала про себя. Затем один из учеников читает вслух. Как вы понимаете данное высказывание?

- Как вы считаете почему я взяла для нашего урока именно это высказывание?

Сегодня мы будем с вами знакомиться с новой сказкой.

- А какие виды сказок вы уже знаете?  (Русские народные сказки, докучные сказки, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных)

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 5. Поработаем с рубрикой «Советуем прочитать».

- По каким признакам мы можем отличить сказку от другого жанра? (Наличие вымысла, есть зачин, троекратные повторы, концовка) Давайте проверим ваши высказывания и прочитаем информацию на стр.4

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой из рубрики «Сказки для добрых сердец», а автором этой сказки является Наталья Корнельевна Абрамцева.

Наталья Абрамцева родилась в Москве в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок, где будущая писательница прожила с родителями два года. Но совсем скоро в семью пришла беда — родители узнали, что у девочки редкое заболевание, при котором человек обречен на полную неподвижность и быструю смерть. Но, писательница прожила 42 года, в медицине считается это уникальным и труднообъяснимым фактом. Родители были вынуждены перебраться ближе к медицинским центрам — так семья оказалась в подмосковном, где прошли детские годы Абрамцевой.
В семье Натальи Абрамцевой отношение к литературе и писательскому труду было всегда исключительно серьезным — отец будущей писательницы в возрасте 33 лет написал первую пьесу, через два года прошел по конкурсу в Литературный институт им. Горького, успешно окончил его. Мама Натальи помимо преподавания русского языка и литературы, закончила курс психологии. Наталья Абрамцева после школы закончила четырехгодичные курсы испанского и английского языка и собиралась работать переводчиком, но найти интересную работу оказалось сложнее.

 Тогда мать посоветовала писать хоть что-то "чтобы не утратить навык письменной речи".
Через три дня Наталья написала первое свое произведение. А затем произведений становилось всё больше и их начали публиковать в различных изданиях.


Сегодня мы с вами познакомимся с её сказкой, которая называется «Тише, пожалуйста!». Сказка эта у нас представлена в сокращении. Сядьте, пожалуйста, удобно, откройте рабочую тетрадь на стр.5 и давайте прослушаем сказку.

4. Первичная проверка освоения знаний.  

- Кто главная героиня сказки? (Речка)

- Охарактеризуйте её. Какая она?

- Изменился ли характер и настроение речки в начале и конце сказки? С чем это связано?
Сюжеты сказок Натальи Абрамцевой имеют необычную композицию. В каждой из ее сказок есть волшебство, но волшебство заключается не только в чудесах, но и исполнении желаний, раскрываются человеческие качества.

- Какие качества человека мы видим в главной героине?

- Почему не надо кричать, хлопать дверью?

Не нужно обижаться друг на друга, ругаться, злиться тоже не надо.

Надо учиться держать себя в руках и вовремя останавливаться.

5. Первичное закрепление знаний.

Предлагаю прочитать сказку ещё раз. Начинаем читать по цепочке.

- Как вы думаете, а речка из сказки понимает, что зря разозлилась? Найдите подтверждение в тексте.

- А что происходит с нами, когда мы понимаем, что делаем что-то не то, а остановиться не можем?

(Совесть мучает, душа болит, чувствуешь себя виноватым, одиноким, что плакать хочется).

Работа в тетради на стр. 6 
- Определи, какой это текст. (Художественный)
- Объясни свой ответ, указав одну из особенностей.
Писатель описывает речку, как живое существо. Этот прием называется олицетворение.

- Три важные особенности текста.

1. Наличие героев в тексте (речка, солнышко, лосенок)

2. Взаимосвязь событий (речка постепенно превращалась в трясину)
3. Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения)

6. Контроль и самопроверка знаний.

Сейчас предлагаю вам поработать в парах и восстановить последовательность событий сказки. Рабочая тетрадь стр. 7

7. Рефлексия

У меня на доске изображено сказочное дерево. Прошу вас оценить свою деятельность на уроке.
Если у вас всё получилось, достигли цели урока, то прикрепите зелёный листок.
Если у вас возникли затруднения, но вы с ними справились, то прикрепите желтый листок.

Если у вас остались затруднения и вопросы к учителю, то возьмите красный листок.

8. Итог урока и домашнее задание.

Ребята, закончить наш урок мне хочется таким выражением «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать!». И сказка, с которой мы сегодня познакомились этому подтверждение.

Откройте, пожалуйста, дневники. Запишем домашнее задание ( р.т. стр. 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....