технологическая карта урока
консультация по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гашейская СОШ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС
ТЕМА: П. П. ЕРШОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК»
2021
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для повторения отдельных, связанных с созданием сказки, сведений из жизни писателя; научить сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события; развивать самостоятельность, умения выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью, сотрудничать в группе; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: сопоставлять характеры героев, выявлять мотивы их поступков, интерпретировать события, пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносить произведения живописи с литературным текстом. Регулятивные: самостоятельно составлять план урока: определять тему, цели и задачи урока, планировать действия по выполнению задач урока, оценивать выполненные действия, фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке с помощью шкал, значков «+» и «–», «?». Коммуникативные: соблюдать правила взаимодействия в паре и группе | Личностные: осмысливать нравственные ценности сказки; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что вы узнали о П. П. Ершове? Где он родился? Где учился? – Какое произведение сделало его известным писателем? – В каком году впервые напечатана сказка «Конек-горбунок»? – Почему П. П. Ершова называют «автором одного произведения»? – Подумайте, можно ли сказку «Конек-горбунок» назвать народной? Почему? Значит, какая это сказка? – Назовите героев этой сказки. Можете использовать рисунки, которые вы нарисовали дома. – Почему героев сказки я разделила на две | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – П. П. Ершов написал одну сказку, несмотря на это он показал себя гениальным талантливым сказоч- – Это авторская, литературная сказка. – Герои сказки отрицательные и положительные | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? – Каков жанр этого произведения? – С какой целью была написана эта сказка? Какова ее основная мысль? – Прочитайте тему урока. – Сегодня мы продолжим работать с произведением П. П. Ершова «Конек-горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок». – Это сказка. – Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Беседа по теме урока | Проводит беседу по теме урока. – Какие бывают сказки? – Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? – Какие приемы народной сказки использованы в сказке? – Какие виды народных сказок вам знакомы? – К какому виду отнесем сказку П. П. Ершова «Конек-горбунок»? – Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки? – Что же происходит в сказке? О чем она повествует? – Конек-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать? – А каких героев сказки мы еще знаем? – Давайте выясним, каким характером обладают Иван, конек-горбунок, царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, свое утверждение доказывайте словами из текста | Отвечают на вопросы учителя. – Сказки бывают народные и авторские. – В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. В такой сказке очень яркие персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. – Автор в сказке использует свои замыслы и приемы, персонажей наделяет характерной речью, которая дает представление о них. – При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приемы народной сказки. – В этой сказке автор использует устаревшую – В этой сказке, так же как и в народных сказках, присутствует зачин. – Как и в народных сказках, число 3 является магическим: третий сын, на третий день. – Главными героями являются Иван – простой русский парень и конек-горбунок – его верный друг и помощник (подобный персонаж всегда присутствует в русских народных сказках). – Народные сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нем фантастические. Задача жанра – показать, что добро побеждает зло. В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек (иногда человек и животное). События в сказке – из реальной жизни, Задача жанра – высмеять недостатки героев. В сказках о животных главные герои – животные. События взяты из реальной жизни. Задача жанра – высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер. – По типу сказка «Конек-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приемы, применяемые в народной сказке. – Чтобы понять смысл сказки, нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией. Коротко пересказывают сюжет. – Конек-горбунок – верный друг, без его помощи Иван не смог бы выполнить задания. Работают в группах. Выступление групп по алгоритму. 1. Место героя в произведении. 2. Характеристика героя. 3. Внешний облик. 4. Социальное и материальное положение героя. 5. Интересы героя: занятия, цель в жизни, уровень развития героя. 6. Мир чувств героя: отношения с окружающими людьми, внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 7. Какие черты личности выявляются в произведении: с помощью портрета, в речевой характеристике, через поступки героя/героев, с помощью предыстории и биографии героя. 8. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
IV. Анализ смысловых частей произведения | Проводит беседу по построению сюжетной линии произведения. – Как построена сказка? На какие части можно ее поделить? О чем мы узнаем из каждой – Какую роль играет присказка в сказке? – Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном. – Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя. – Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении? – Какие перипетии начинаются в сказке с Иваном и его другом – коньком-горбунком? – Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем, а прежний царь «сварился в молоке» | Пересказывают смысловые части текста. Находят (интуитивно) «сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. – Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки. Присказка представлена в сказке восемью первыми строками. – Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизована, богата звукописью. – Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка. – Братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе, и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни. – Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Царь-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
V. Викторина по содержанию сказки | Задает вопросы викторины. – Чем вам понравился конек-горбунок? Иван? – Чем кобылица отблагодарила Ивана? – По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? – Какого роста был конек-горбунок? Длина его ушей? – Что за чудо-огонек увидели братья в поле? – Как звали братьев Ивана? их отца? – Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? – За что была наказана рыба-кит? – Кто из персонажей был родственником Месяца и Солнца? И в каком родстве они состояли? – Что было в трех котлах, в которых купались Иван и царь? – Что произошло с царем и Иваном после | Отвечают на вопросы викторины. – Кобылица родила ему двух златогривых коней и конька-горбунка. – Никто кроме Ивана не мог справиться с златогривыми конями, которых он продал царю. – 3 вершка (около 13 см), аршин (71 см). – Перо Жар-птицы. – Данила и Гаврила. Отца – Петр. – Царский спальник, из зависти, так как Иван занял его место. – Рыба-кит наказана за то, что проглотила 3 десятка кораблей. – Царь-девица была родственницей Месяца и Солнца: «Месяц – мать мне, Солнце – брат». – В котлах была вода студеная, вода вареная и молоко, вскипяченное ключом. – Царь умер, а Иван стал красавцем и женился на Царь-девице | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить выразительное чтение одного из отрывков по выбору. Выполнить задание в рабочей тетради (с. 25) | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать, сохранять учебные |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Понравилась ли вам сказка? – Чему учит эта сказка? Какова основная мысль сказки? – Подумайте, похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Чем? – Какие герои сказки «Конек-горбунок» пришли из русских народных сказок? – А нет ли сходства с другими литературными сказками? – А. С. Пушкин, прочитав в 1834 году сказку Ершова, сказал: «… теперь этот род сочинений мне можно и оставить…» Как вы можете прокомментировать эти слова? – Эта сказка действительно стала классикой, ее читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнете осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. – Эта волшебная сказка о простом русском пареньке, который попадает в трудные ситуации, но благодаря своему другу, коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду. – Из русских народных сказок пришли такие герои: три сына, Жар-птица, царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя. – Многое взял П. П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян. – Эта сказка похожа на литературные сказки | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/09/picture-343.jpg)
Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса
Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...