Литературное чтение 4 класс
картотека по чтению (4 класс)

Карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа

Вариант 1

Прочитай текст, выполни задания к нему.

Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом

Очень давно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке, пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи и облака, и единственной тенью на земле была тень смерти.

Перестали охотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собрались те, кто ещё был жив, у высохшего главного водопоя и стали обсуждать, куда делась вся вода в стране.

Оказывается, её выпила лягушка небывалой величины.

И решили те, кто был ещё жив, люди, животные и птицы, рассмешить лягушку, чтобы вся вода вылилась из неё обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкой птица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на одной ноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогда забрался маленький юркий червячок на её брюхо и начал щекотать её кончиком хвоста.

Долго крепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, затряслась от смеха, и вода хлынула водопадом из её огромного рта.

И сразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего живого была спасена.

Вопросы и задания

  1. Где происходит действие?

   а) около засохшей реки

   б) у высохшего главного водопоя

   в) у высохшего ручья

  1. Как бы вы озаглавили текст?

__________________________________________________________________

  1. Определите жанр произведения.

   а) повесть в) сказка

   б) рассказ г) пьеса

  1. Разделите текст на четыре части. Озаглавьте их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какими словами вы бы могли охарактеризовать лягушку?

_____________________________________________________________

  1. Сформулируйте основную мысль текста.

_____________________________________________________________

  1. Как вы понимаете выражение: «Единственной тенью была тень смерти».

_____________________________________________________________

 

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания.


М. Пришвин

Медведь

(в сокращении)

Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!

Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.

Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Мне очень хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери… Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне в тот раз так и не удалось.

Время пришло мне уезжать. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама.

«Зверушка какая-нибудь», - подумал я.

Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.

Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.

Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся… Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.

Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся. Но ещё досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия – и они оставят от тебя только рожки да ножки.

1. К какому жанру можно отнести это произведение?

 а) рассказ  б) басня

 в) сказка  г) былина

2. Закончи высказывание.

В тексте в основном говорится …

 а) о повадках бурого медведя.

 б) о том, как автор искал медведя в северных местах.

 в) о том, как медведь обманул автора.

 г) о том, как автор встретил медведя.

3. Закончи высказывание.

После чтения текста стало понятно, что …

 а) медведь – осторожное животное.

 б) медведь – животное с чувством юмора.

 в) медведь – трусливое животное.

 г) медведь – глупое животное.

4. Закончи высказывание.

Из текста понятно, что …

 а) медведи любят обманывать человека.

 б) рассказчик не знает повадок медведей.

 в) медведей легко встретить в лесу.

 г) медведи сразу нападают на человека.

5. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенное слово.

__________________________ мне стало на себя, что я подшумел медведя…

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Досадно мне было, что медведь надо мной _____________________________ .

7. Укажи, в каком порядке происходили события.

 Охотник рассказал автору про медведя.

 Автор удивляется, что про медведей говорят неправду.

 Медведь наблюдал за автором.

 Автор ищет в лесу медведя.

8. В тексте встретилось слово ВЫВОРОТЕНЬ, найди его верное толкование.

 а) большой муравейник  б) земляной холм

 в) упавшее дерево  г) корневище большого дерева, вывернутого из земли

9. Если ты захочешь узнать побольше об условиях обитания и повадках медведей, какую книгу ты возьмёшь в библиотеке?

 а) Современный толковый словарь русского языка

 б) Сказки о животных

 в) Энциклопедию «Животный и растительный мир планеты Земля»

 г) Рассказы о животных

10. Каким человеком представляется тебе автор этого произведения? Почему? Обоснуй свой ответ в виде текста из трёх-четырёх предложений.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Контрольная работа за 1 четверть

Прочитайте вопросы и ответьте на них.

  1. Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?

А) многие тысячи лет назад

Б) когда появилось устное народное творчество

В) с появлением письменности

Г) когда стали печатать первые книги

  1. Откуда пошло это название - летописи?

А) от слова записи

Б) от слова год

В) от слова лето

Г) от слова летать

3. Что такое книга?

4. Переписчики книг - кто они?

5. Узнайте пословицы. В чём смысл этих пословиц?

Книги не говорят,…                        

Книга в счастье украшает,…

Варианты: …а ума придала.

                …да и своим умом двигай.

                …а правду сказывают.

                …а в несчастье утешает.

        6. О каком произведении идёт речь?

Это самое знаменитое из летописных сочинений (XII в.), описывающее в основном историю восточных славян, исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси.

Проверка навыков чтения.

1 вариант.

        …Узкими горными тропинками, от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтём свёрнутый ковёр для акробатических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец, сзади плёлся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

        Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо…

Вопросы:

  1. Как вы понимаете, что означает слова труппа?
  2. Расскажите, кто входил в маленькую бродячую труппу.
  3. Что рассказал о них автор?

2 вариант.

        Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник. Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым лесом, прелой землёй.

        И хор птичий… И флейта поёт, и трель рассыпается, и чёканье, и посвисты.

        Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная. Я пошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик – богатырь! Ростом с воробья. Рыба его раз в тридцать больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло: дохлая. Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели два ворона. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают. Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят носатые, чёрные, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась. Гляжу – с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит – сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень. Потом опять показалась, облизывается. Вдруг лай, вой, визг поднялись: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх – и в лес. Собаки за ней. Ну и я пошёл. Кого мне тут ждать?

Ни один зверь теперь не придёт сюда: собачьих следов испугается.

Проверочная работа №1.

  1. Былина – это:
  1. сказка о богатырях
  2. летопись о богатырях
  3. быль
  4. русская народная эпическая песня – сказание о богатырях
  1. Богатырь – это:
  1. богатый человек
  2. древнерусский князь
  3. завоеватель чужих земель
  4. воин, защитник своей Родины, наделённый чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.
  1. Перечислите истоки литературного творчества. Подчеркните те из них, о которых вы узнали в этом году.
  2. Что такое миф? Каких мифологических героев вы знаете?
  3. Узнайте, о каком герое и произведении идёт речь.

Из того ли из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал дородный добрый молодец.

Он стоял заутреню во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел он во стольный

Киев – град.

  1. Рассмотрите внимательно репродукцию картины «Богатыри»

В. Васнецова. Кого из русских богатырей представил художник? Напишите текст «Былинные богатыри – защитники земли Русской».

Проверочная работа № 2.

  1. Запишите близкие по смыслу слова(синонимы) к слову Родина.
  2. Какие произведения о Родине вам запомнились?
  3. С какими именами связаны эти исторические события:

А) С юга набеги кочевников – Золотая Орда, Куликово поле.

Б) С запада шведы, немцы – Ледовое побоище на Чудском озере.

В) Отечественная война 1812г. – Бородинская битва.

  1. К какому времени относятся события в рассказе А.Приставкина «Портрет отца»?
  2. Пословицы – особый жанр литературы. В одном предложении выражается глубокая точная мысль. Соберите пословицы.

Родина – мать, …                        …что соловей без песни.

Человек без Родины,…                        …своя сторона.                

На чужбине родная землица…        …умей за неё постоять.

Для Родины своей сил,…                …ни жизни не жалей.

Всякому мила…                                …во сне снится.

  1. Выберите одну из пословиц и запишите к ней название произведения, смысл которого она раскрывает.
  2. Составьте аннотацию понравившейся книги по плану.

План

  1. Где происходит действие?
  2. Кто является героем?
  3. Что в герое особенного?
  4. Что случается с героем (завязка сюжета)?
  5. Что с ним может случиться и в чём заключается интрига?
  6. Что интересного можно сказать об авторе и произведении?

Контрольная работа за 2 четверть

Вариант 1

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Джек-поводырь

     Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук – постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках – бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

     «Джек, на остановку!» – и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому. Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно … «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.

     –  Джек теперь мне взамен глаз! – не нахвалится своим поводырем бывший лётчик.

Вопросы и задания:

 1. Определи жанр произведения.

    1) рассказ

    2) басня

    3) сказка

    4) стихотворение

2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

    1) он отличался от всего внешнего вида

    2) он всегда гулял с собакой

    3) он гулял в одном и том же месте

3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?

   ____________________________________________________________

   ____________________________________________________________

5. Кто стал верным другом бывшего лётчика?

    ___________________________________________________________

6. Как ты понимаешь выражение Джек теперь мне взамен глаз?

   ____________________________________________________________

   ____________________________________________________________

7. Подбери синоним к слову выбоина.

    ___________________________________________________________

8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

    1) лаял на молодого человека

    2) тыкался носом в колени пассажира помоложе

    3) начинал рычать на пассажира

9. Восстанови последовательность событий рассказа.

   1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.

  2) Джек ведёт к автобусу.

  3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.

   4) Он лишился одной руки и обоих глаз.

   5) Бывший лётчик доволен другом.

10. Определи главную мысль текста.

      __________________________________________________________

      __________________________________________________________

Вариант 2

Прочитайте текст, ответь на вопросы, выполни задания.

Кукушка

     Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши, снегу натащат, а мать – убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».

     Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

     –  Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! – закричал старший сын.

     Тут побежали дети за матерью:

     –  Мама, мы тебе водички принесли.

     –  Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

     Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.

     Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания:

1. Определи жанр произведения.

    1) рассказ               2) басня                 3) сказка                4) стихотворение

2. Сколько детей было у матери?

    1) трое

    2) двое

    3) четверо

    4) запиши свой вариант ответа

3. Почему заболела мать?

    1) простыла

    2) заразилась

    3) от тяжёлой жизни

    4) запиши свой вариант ответа

4. О чём просила мать своих детей? Выпиши ответ из текста.

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

5. Подбери синоним к слову чум.

    ____________________________________________________________

6. В какую птицу превратилась мать?

    ____________________________________________________________

7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это произведение?

    1) русские

    2) азербайджанцы

    3) ненцы

    4) запиши свой вариант ответа

8. Где происходили события?

    1) в степи

    2) в лесу

    3) в пустыне

    4) в тундре

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

  Превращение в птицу.

  Навсегда бросила детей мать-кукушка.

  Мать просит пить.

  Не слушались дети матери.

  Тяжело заболела мать.

  Мать улетает.

  Дети просят вернуться.

10. Определи главную мысль текста.

      __________________________________________________________

      ___________________________________________________________

Контрольная работа за 3 четверть

1.Кто написал сказку «Спящая красавица»?

1) В. Даль                                                                                                                                                                        2) Ш. Перро                                                                                                                                                                         3) Л.Толстой                                                                                                                                                                    4) Г.-Х.Андерсен

2. Из какой сказки Ш.Перро данный отрывок: « Знаю я их!- рассуждал он про себя.

-Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом – мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы- крышка, а у меня и то, и другое, да и еще кое-что, чего у них, никогда не будет носика.»?

1) Синяя Борода                                                                                                                                                            2) Чайник                                                                                                                                                                 3) Подарки феи                                                                                                                                                          4) Ослиная шкура

3. Кто является автором данных сказок «Храбрый портной», «Бременские музыканты», «Золотая птица», «Три брата»?

1) Братья Гримм                                                                                                                                                               2) И. Токмакова                                                                                                                                                              3) Л.Толстой                                                                                                                                                                    4) С.Лагерлеф

4. Какие из этих сказок написал Г.Х.Андерсен?

1) Дикие Лебеди                                                                                                                                                              2) Огниво                                                                                                                                                                      3) Подарки феи                                                                                                                                                          4) Горшочек каши

5. Какая из перечисленных сказок будет сказкой-пьесой?

1) Сказочка о счастье                                                                                                                                                   2) Двенадцать месяцев                                                                                                                                                   3) Аленький цветочек                                                                                                                                             4) Чудесное приключение Нильса с дикими гусями

6. Какая сказка И. Токмаковой «Сказочка о счастье»?

1) смешная                                                                                                                                                            2)интересная                                                                                                                                                                                      3) забавная                                                                                                                                                                  4) поучительная

7. Из какой сказки данный отрывок: «И Мафин пошел к буфету за сахаром. Но тут раздался веселый смех, и, обернувшись, Мафин увидел двух маленьких негритят, Воли и Молли».

1) «Сказочка о счастье» И.Токмакова                                                                                                                       2) «Снежная королева» Г.-Х.Андерсен                                                                                                          3)«Мафин печет пирог» Э.Хоггарт                                                                                                                          4) «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» С.Лагерлеф

8. Кто написал сказку «Дюймовочка»?

1) В.Даль                                                                                                                                                                     2) Ш.Перро                                                                                                                                                                                3) Л.Толстой                                                                                                                                                                 4) Г.-Х.Андерсен

9. Из какой сказки Братьев Гримм данный отрывок «Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себя иглой палец до крови».

1) Соломинка, уголек и боб                                                                                                                                                          2) Госпожа Метелица                                                                                                                                               3) Три брата                                                                                                                                                                4) Белоснежка и семь гномов

10. Кто из перечисленных авторов написал сказку-стихотворение?

1) Братья Гримм                                                                                                                                                           2) И. Токмакова                                                                                                                                                      3) Л.Толстой                                                                                                                                                       4) С.Лагерлеф

Контрольная работа за 4 четверть

  1. Соотнесите произведения и их авторов.

                                              «Крестьянские дети»

С. Есенин                              «Листопад»

                                              «Прыжок»

И. Крылов                             «Песня про купца Калашникова»

                                              «Кукушка и петух»

Н. Некрасов                          «Белая береза»

                                              «Зима недаром злится»

И. Бунин                               «Ворона и Лисица»

                                              «Пороша»

Л. Толстой                            «Мороз, Красный нос»

                                             

М. Лермонтов                       «Детство»

                                              «Бородино»

Ф. Тютчев                             «Еще земли печален вид»

                                              «Сказка о мертвой царевне»

А. Пушкин                            «Гонимы вешними лучами»

                                              «Дары Терека»

2.  Определи жанр произведения А. Пушкина «Осень».

1) сказка                                3) стихотворение

2) басня                                 4) рассказ

3.  Какой была царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?

1) доброй                           3) кроткой

2) равнодушной                4) нежной

4. К кому обращался Елисей в сказке? Укажи правильный порядок.

1) солнце, месяц, ветер                   3) солнце, ветер, месяц

2) месяц, солнце, ветер                   4) ветер, месяц, солнце

5.  Определите жанр произведения «Дары Терека».

1) басня                               3) стихотворение

2) рассказ                            4) сказка

6. Какое стихотворение написал Ф. Тютчев?

1) «Листопад»                          3) «Дети и птичка»

2) «Весенние воды»                4) «Где сладкий шепот»

7. Кто написал стихотворение «Утес»?

1) Ф. Тютчев                       3) М. Лермонтов

2) А. Фет                             4) А. Пушкин

8. Определите жанр произведения «Ворона и лисица».

1) басня                               3) стихотворение

2) рассказ                            4) сказка

9. Подберите синоним к слову «шумный».

1) грохочущий                        3) скромный

2) тихий                                   4) неслышный

10.  В каком словосочетании есть эпитет?

1) плывут над полями                       3) огненным шаром

2) в восторге молюсь                        4) чуть заметен

11. Подбери антоним к слову «торжествующий».

1) грустный                   3) радостный

2) веселый                     4) счастливый

12. Закончи пословицу.

Всякое дело человеком ставится, человеком и ____________________

13. Какое стихотворение принадлежит С. Есенину?

1) «Опять сон»                              3) «Наши царства»

2) «Бабушкины сказки»               4) «Детская»

14. По данным словам узнай стихотворение, напиши фамилию его автора.

Мороз, бушует, дозор, скованы, трещит._______________________

15.  К данным фамилиям допиши имена и отчества.

Пушкин___________________________

Лермонтов___________________________

Толстой________________________________

Есенин___________________________

Крылов____________________________

Некрасов_____________________________

Бунин______________________________

Тютчев________________________________

Итоговая контрольная работа

Вариант 1

 Прочитайте текст. Выполните задания.

Манька

В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, где в теплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили. Прямо- таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.

Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонек мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, а она радом, рукой подать до веранды, — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигом опустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, наверно, не подложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками — хорошо, с осени осталась связка.

Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.

Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

— Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...

Хотя мне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.

  1. Определите тему текста.________________________________________________________________

  1. Где рассказчик устроил кормушку? Постарайтесь точнее ответить на этот вопрос.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Почему закончилась дружба с Манькой?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы поняли значение слов и выражений: рукой подать, реагировать, смородинки глаз?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

— Прочитайте текст. Выполните задания.

Подкидыш

Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного в нем птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?

Я знал неподалеку гнездо другой птички - пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем непохоже на яички пересмешки: те - розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?

Гнездо пересмешки помещалось на березе так невысоко, что я мог достать его рукой. Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.

Я положил голубое яичко к ее, отошел и спрятался за куст.

Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо. Но все-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем.

Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?

Когда утром на следующий день я подошел к березе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки. Сидит!

Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.

Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки.

Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца. Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.

На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Все кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».

Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.

Тогда я догадался, что приемыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел ее яички — высиживал ей птенцов.

Так оно и было. Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах. И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.

В. Бианки

1.             Определите жанр произведения._______________________________________________

  1. С какого события началась эта история?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы понимаете название рассказа?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кем, по мнению автора, стал подкидыш в чужом гнезде?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что испугало В. Бианки на седьмой день?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что удивило в этом произведении?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...