Рабочие программы для 1 класса
рабочая программа по чтению (1 класс)

Чевтайкина Анна Семеновна

Здесь размещены рабочие программы по предметам лдя 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx66.3 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«РАССМОТРЕНО»             «СОГЛАСОВАНО»                              «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО                    Зам.  директора по УВР                 Директор школы

Руководитель                                 _______ / Э.О.Плодухина             _______ / Е.В.Агапова          

_______/ А.Л. Сивцова        «30»  08.  2021 года                       Приказ по школе №01-18-36/6

Протокол № 1 от                                                                          от «30»  08. 2021 г.

«27»  08. 2021 г.                                                                                                                    

Рабочая программа

по литературному чтению для 1 класса

на 2021-2022 учебный год

                                                             

Составитель программы:

                                                                                       учитель Чевтайкина А.С.

                                   

с. Зыково, 2021 г.

             Рабочая программа составлена на основе учебного плана начального общего образования,  примерной программы по литературному чтению и авторской  программы Климановой, В.Г. Горецкого¸ М.В. Головановой и др.  «Литературное чтение» 1 – 4 классы  - М.: Просвещение  2021г. Программа разработана  с учетом  межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и  направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

⬥ оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

⬥ оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

⬥ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

⬥ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

⬥ высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д.;

- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

-освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению;

- оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные УУД:

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

- сравнивать героев, их поступки: находить общее и различия;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- слушать и понимать речь других;

- работать  в паре, группах.

Предметные результаты:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

-  заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- различать рассказ и стихотворение.

   К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

Различать:

– слово и предложение;

– слово, слог, звук;

– звуки и буквы, звуки гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

Кратко характеризовать:

– звуки русского языка (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой);

– выделять предложение, слово из потока речи;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

          - вычленять звуки в  словах, определять их  последовательность;

          - различать гласные и согласные звуки  и  буквы;

         - правильно  называть мягкие  и  твердые звуки в  слове и вне слова;

         - вычленять слова  из  предложения;

         - составлять 3-5 предложений на  определенную  тему.

         - различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

         - определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

         - узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

   - находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

  - знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

  - различать книги по темам детского чтения.

  - читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;

  - пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне   пересказывать по готовому плану;

  - знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

  - самостоятельно читать небольшие по объему произведения (сказки, стихи, расска зы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

     

Ученики получат возможность научиться:

 - работать с доступными книгами — справочниками и словарями.

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– осознавать наличие разных задач речи и в связи с этим различать деловые сообщения  и словесные картинки;

– замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

Содержание учебного предмета

                                             Обучение грамоте и развитие речи

Добуквенный период (36 ч).

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово,предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период (171 ч).

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письмен

ного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление   с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с

печатного образца. 

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные;

обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью  речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и мно-

жественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит  из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов   даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием

произношения и написания.

Работа с текстом

На материале текстов «Азбуки» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).

2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).

3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание   продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).

Фонетика. Звуки речи. Осознание смысло-различительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую   гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство  с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием   письменных прописных (заглавных)   и   строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.  Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания   текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография.

 Знакомство с правилами правописания и их применение:

     •        раздельное написание слов;

•        обозначение  гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши),

•        прописная (заглавная) буква в начале предложения,  в именах собственных;

•        перенос слов по слогам без стечения согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Развитее речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

                                     

Содержание курса литературное чтение (23 часа)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

          Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

                                                    Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

                               Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

                          Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

        Круг детского чтения

        1 класс - 23 часа

Жили-были буквы (4 ч.)

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.  

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Сказки, загадки, небылицы (4 ч.)

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Апрель, апрель. 3венит капель! (4 ч.)

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

И в шутку и всерьёз (4 ч.)

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

Я и мои друзья (7 ч.)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

О братьях наших меньших (3 ч.)

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова

Тематическое планирование

Тема

Количество  

часов

Подготовительный период

16

Букварный(основной) период

64

Послебукварный период

12

Жили – были буквы

6

Сказки, загадки, небылицы

7

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

И в шутку и всерьёз

7

Я и мои друзья

9

О братьях наших меньших

6

Итого

132

                              Календарно -тематическое планирование

                              (период обучения грамоте)

                       

Название темы
урока

Кол - во

часов

Дата провед.

План.

Факт.

Подготовительный период – 16ч.

Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. Предложение. Предмет и слово.

1

1.09

1.09

Устная речь. Письменная речь. Деление слов на слоги. Потешки народов Севера.

1

2.09

2.09

Письменная речь. Ударение в словах. Выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове.

1

3.09

3.09

Внеклассное чтение. Народные сказки.

1

6.09

6.09

Представление о звуке. Гласный звук. Согласный звук.

1

8.09

8.09

Согласный звук. Слияние согласного и гласного.

1

9.09

9.09

Слогообразующая роль гласных.

1

10.09

10.09

Внеклассное чтение. Игры, песенки, потешки.

1

13.09

13.09

Знакомство с  буквами А а, обозначающими   звук [а]. Скороговорки, считалки, небылицы.

1

15.09

15.09

Буквы О, о, обозначающие звук [о]. 

1

16.09

16.09

Буквы И, и, обозначающие звук [и]. 

1

17.09

17.09

Внеклассное чтение.

Сказки русских и современных писателей.

1

20.09

20.09

Буква ы, обозначающая звук [ы]. 

1

22.09

22.09

Буквы У, у, обозначающие звук [у]. 

1

23.09

23.09

Гласные звуки [а],  [о], [и], [у], [ы]. Буквы: а, о, и, у, ы.

1

24.09

24.09

Внеклассное чтение. Зарубежная классическая сказка. Книжка-театр.

1

27.09

27.09

Букварный (основной) период – 64 ч.

Буквы Н, н, обозначающие звуки [н ], [н′ ]. Слогообразующая роль гласных. Ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.

1

29.09

29.09

Буквы С, с, обозначающие звуки [с], [с′]. Чтение слогов -слияний с буквой С     с ориентировкой на гласную букву.

1

30.09

Буквы К,  к, обозначающие звуки

[к ], [к′]. Чтение слогов и слов с буквой К.

1

01.10

Внеклассное чтение. Рассказы о животных.

1

04.10

Буквы Т, т, обозначающие звуки  [т],[т′].

1

06.10

Чтение слогов, слов, предложений с буквами Т, т.

1

07.10

Буквы Л, л, обозначающие сонорные звуки  [л], [л′]. Чтение слов, предложений с буквами Л, л.

1

08.10

Внеклассное чтение. Загадки. Литературные загадки.

1

11.10

Буквы Р, р, обозначающие звуки  [р], [р′]. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р.  

1

13.10

Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р.

1

14.10

Буквы В, в, обозначающие  звуки [в], [в′].Чтение слогов и слов с буквой В.

1

15.10

Внеклассное чтение. Рассказы о детях.

1

18.10

Буквы Е, е, обозначающие звуки  |йэ|.

1

20.10

Буква Е – показатель мягкости согласного звука.

1

21.10

Буквы П, п, обозначающие  звуки [ п], [п′].

1

22.10

Внеклассное чтение.

Стихи современных поэтов о Родине.

1

25.10

Чтение текстов с буквами П, п. Заглавная  буква при написании имён, отчеств, фамилий.

1

27.10

Буквы М, м, обозначающие  звуки  [м], [м′].

1

28.10

Чтение текстов и слов с буквами М, м.

1

29.10

Внеклассное чтение. Сказки о животных.

1

08.11

Буквы З, з, обозначающие звуки   [з], [з′].

1

10.11

Чтение слов, текстов с буквами З, з.

1

11.11

Буквы Б, б, обозначающие звуки

[ б], [б′]. Различие понятий: форма слова, родственные слова.

1

12.11

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов.

1

15.11

Чтение слов и текстов с буквой Б.

1

17.11

Буквы Д, д, обозначающие  звуки  [д], [д′]. (К)

1

18.11

Чтение слов с буквами Д, д.

1

19.11

Внеклассное чтение. Сказки русских писателей.

1

22.11

Буквы Я, я, обозначающие звуки [йа].

1

24.11

Буква Я – показатель мягкости согласных звуков.

1

25.11

Буквы Г, г, обозначающие  звуки [г], [г′].

1

26.11

Внеклассное чтение. Литературные сказки разных народов.

1

29.11

Чтение предложений, текстов с буквами Г, г.

1

30.11

Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий  звук        [ ч′].

1

01.12

Чтение слов, предложений с буквой Ч. Сочетание ча.

1

02.12

Внеклассное чтение. Рассказы о природе.

1

03.12

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

1

06.12

Ь в конце и в середине слова.

1

08.12

Буквы Ш, ш, обозначающие твёрдый согласный звук [ш]. 

1

09.12

Внеклассное чтение. Сказки-былины о богатырях.

1

10.12

Чтение слов, предложений, текстов с буквами.

Ш, ш. Сочетание ши. Шутки, скороговорки, загадки.

1

13.12

Буквы Ж, ж, обозначающие твёрдый  звук  [ж]. 

1

15.12

Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Сочетания жи-ши.

1

16.12

Внеклассное чтение. Стихи современных поэтов.

1

17.12

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо]. 

1

20.12

Чтение слов, предложений с буквами Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

1

22.12

Буквы Й, й, обозначающие мягкий   звук  [й]. 

1

23.12

Внеклассное чтение. Произведения о мамах и детях.

1

24.12

Буквы Х, х, обозначающие  звуки  [х], [х′].

1

27.12

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.

1

10.01

Буквы Ю, ю, обозначающие два звука  [йу]. 

1

12.01

Внеклассное чтение. Сказки о детях.

1

13.01

Чтение предложений, текстов с буквами Ю, ю. Буква Ю – показатель мягкости согласного звука.

1

14.01

Твёрдый звук [ц].  Буквы Ц, ц.

1

17.01

Чтение слогов и слов с буквой Ц.

1

19.01

Внеклассное чтение. Моя любимая книжка.

1

20.01

Буквы Э, э, обозначающие звук [э]. 

1

21.01

Мягкий  звук [щ′]. Буквы Щщ.

1

24.01

Сочетания ща, щу. Чтение предложений и текстов с буквой щ.

1

26.01

Внеклассное чтение

Моя любимая книжка

1

27.01

Звуки  [ф], [ф′].  Буквы Ф ф. (К)

1

28.01

Чтение предложений и текстов с буквой Ф.

1

31.01

Знакомство с буквой ъ. Алфавит. Стихотворения, потешки, песенки, считалки. Саамские сказки.

1

02.02

Внеклассное чтение. Стихи зарубежных писателей.

1

03.02

Послебукварный период – 12 ч.

К.Ушинский. Наше отечество.

1

04.02

В.Куприн. Первоучители словенские. Первый букварь.  

1

07.02

Произведения А.С.Пушкина. 

1

09.02

Внеклассное чтение.

Сказки зарубежных писателей.

1

10.02

Произведения  Л.Н.Толстого и

 К.Д. Ушинского.

1

11.02

К.И.Чуковский. Телефон. Путаница.

1

14.02

В.В.Бианки. Первая охота.

1

16.02

Внеклассное чтение. Весёлые рассказы.

1

17.02

С.Я.Маршак. Угомон. Дважды два. 

1

18.02

М.М.Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

1

28.02

А.Л. Барто. Помощница. Зайка. Игра в слова. С.В.Михалков. Котята. В.А.Осеева. Печенье. 

1

02.03

Б.В. Заходер. Два и три. Песенка-азбука. В.Д.Берестов. Пёсья песня. Прощание с другом. Непослушная кукла. Дерево. Нофелет.

         1

03.03

Календарно - тематическое планирование  
 (литературное чтение)

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

проведения

План.

Факт.

Жили – были буквы (6 ч.)

1.

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Разноцветные страницы.            

1

04.03

2

В. Данько «Загадочные буквы».И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

07.03

  3.

. Г.Сапгир «Про медведя». Выразительное чтение. Что такое интонация?

1

09.03

  4.

И. Гамазкова, Е.Григорьева «Кто так кричит?» «Живая азбука».

1

10.03

  5.

С.Маршак «Автобус № 26». Главная мысль произведения, поступки героев.

1

11.03

 6.

Поговорим о самом главном. С.Чёрный «Живая азбука» Проверим себя.

1

14.03

Сказки, загадки, небылицы (7 ч.)

7.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. Разноцветные страницы.

1

16.03

  8.

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1

17.03

  9.

Русская народная сказка «Теремок». Авторские и народные сказки.

1

18.03

10.

Сказка «Рукавичка». Соотнесение пословиц с текстом.

1

21.03

11.

 Русская народная сказка «Петух и собака».Работа по восстановлению последовательности  в тексте.

1

23.03

12.

Загадки, небылицы. Английские песенки и небылицы»Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек»..

1

24.03

13

Как хорошо уметь читать. К.Д. Ушинский «Гусь и журавль», «Жалобы зайки». Проверим себя.

1

25.03

Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч.)

14

Что уже знаем и умеем. В мире книг.. В.Лунин «Тень».

1

04.04

15.

А. Майков «Ласточка примчалась…». А. Плещеев «Травка зеленеет..» . А.Майков «Весна». Т Белозёров «Подснежники».

1

06.04

16.

С.Маршак «Апрель».И. Токмакова «Ручей» , «К нам весна шагает». Е.Трутнева «Голубые, синие небо и ручьи».

1

07.04

17.

Как хорошо уметь читать. Р.Сеф «Чудо».

1

08.04

18.

 Поговорим о самом главном. Проверим себя.

1

И в шутку и всерьёз (7 ч.)

19.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.Т. Собакин «Охота за мухой, где было много стеклянной посуды».

1

11.04

20..

И. Токмакова «Мы играли в  хохотушки». И.Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» скороговорка.

1

13.04

21

Г.Кружков «Ррры». К.Чуковский Федотка. Работа над интонацией.

1

14.04

 22

 К.Чуковский «Телефон».Чтение по ролям.

1

15.04

23.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка».Работа над пословицами.

1

18.04

24.

Поговорим о самом главном. К.Д.Ушинский «Ворона и сорока». Худо тому, кто добра не делает никому». «Что хорошо и что дурно?».

1

20.04

25.

Как хорошо уметь читать. М. Пляцковский «Помощник».Проверим себя.

1

21.04

Я и мои друзья (9 ч.)

26.

Что уже знаем и умеем. В мире книг.В. Лунин Волк». Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны».»Кто?».

1

22.04

27.

Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок».Смысл произведения и поступков героев.

1

25.04

28.

В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны». Составление плана.

1

27.04

29.

Р.Сеф «Совет».И.Пивоварова «Вежливый ослик». В. Орлов «Если дружбой…» .Главная мысль произведения.

1

28.04

30.

С.Маршак «Хороший день». Выражения своей точки зрения.

1

29.04

31.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Составление плана. Определение главной мысли произведения.

1

02.05

32.

Поговорим о самом главном. Д. Тихомиров «Находка».

1

04.05

33.

Как хорошо уметь читать. Ю. Энтин «Про дружбу». М. Пляцковский «Лучший друг».

1

05.05

34.

Проверим себя. Техника чтения.

1

06.05

О братьях наших меньших (6 ч.)

35.

Что уже знаем и умеем. В мире книг. В. Берестов «Цыплята». Е. Благинина «Как страшно мышке..»

1

11.05

36.

С.Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак…» . В.Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку».

1

12.05

37.

Н. Сладков «Лисица и Ёж» Рассказ о животных. В. Осеева «Плохо».Пересказ текста по иллюстрациям.

1

13.05

38.

Проверка знаний..Итоговый тест.

1

16.05

39.

М. Пляцковский « Цап Царапыч». Г. Сабгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата».Чтение научно-познавательных текстов.

1

18.05

40.

Поговорим о самом главном. С. Аксаков «Гнездо». В. Лунин «Никого не обижай».Проверим себя.

1

19.05

 

Лист корректировки рабочей программы

в 2020 – 2021 учебном году

по литературному чтению    

в 1 классе

Часов по плану –  _____

Дано фактически - _____

Корректировка рабочей программы произведена за счёт ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

31.05.2022 г.

                                                                                                     Учитель ____________/_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...