Конспект урока по литературному чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Н. Булгаков "Анна, не грусти!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_14.02.2019.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

учащихся

Комментарии к деятельности учителя. Образовательные ресурсы.

Организационный момент

Цель: мотивация к учебной

деятельности.

Время: 8.30-8.32

Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания».

Проверка домашнего задания

Цель:  проверка выразительного чтения стихотворения, пройденного на предыдущем уроке.

Прием: опрос.

Время: 8.32-8.36

Открытие нового знания. Подготовка к первичному восприятию

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Прием: беседа.

Самоопределение к деятельности

Цель: определение  темы и целей урока

Время: 8.36- 8. 44

Приём: рассказ об авторе с демонстрацией портрета писателя

Приём: прогнозирование содержания по названию рассказа.

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Словарная работа

Цель: предупредить возможные ошибки при чтении произведения.

Первичное восприятие

Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Прием: комбинированное чтение

Время: 8.44- 8.54

Проверка первичного восприятия

Цель: оценка качества восприятия текста, корректировка задуманного учителем анализа текста.

Прием: постановка вопросов.

Время: 8.54- 8.56

Физкультминутка

Время: 8.56-8.57

Повторное чтение и анализ

Цель: углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения; углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения

Прием: беседа

Время: 8.57- 9.10

Вторичный синтез

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения

Прием: беседа

Время: 9.10- 9.13

Итог урока

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности

Время: 9.13- 9.14

Рефлексия

Цель: самооценка результатов деятельности  своей и всего класса

Время: 9.14

Домашнее задание

Цель: дать установку на тренировку определённых умений.

Время: 9.14- 9.15

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

 -Здравствуйте, дети. Меня зовут Валентина Игоревна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

 - Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать: учебник, дневник, пенал.

- У кого чего-то нет?

 - Тихонечко сели девочки, еще тише сели мальчики.

- Сейчас мы с вами проверим  домашнее задание. (Выразительное чтение стихотворения В,В.Лунина «Я и Вовка»)

― Откройте учебник на странице 77, возьмите указку и из всего текста я хочу послушать выразительное чтение Евсюткина Арина (ещё 3 человека)

― Достаточно. Ты читала без ошибок, целым словом, выразительно , выделяла голосом главные слова,  слушать тебя было приятно. Ставлю «5».

- Молодцы, вы хорошо подготовили домашнее задание, слушать вас было приятно.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Закончите фразу:

“Друг – это ...”

- Ребята, как вы считаете, важно ли иметь эти качества?

-Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить их в течение всей жизни, а это не всегда и не всем  удаётся. 

-Ребята, а у  каждого ли  из вас есть друг?

-За что вы считаете его другом?

-Ребята, а как вы считаете, легко ли жить без друзей?

-Ребята, а как вы думаете, почему мы с Вами об этом говорим?

- Ребята, на прошлых уроках вы уже познакомились с некоторыми рассказами из раздела «Я и мои друзья».  Сегодня мы с вами продолжим разговор о дружбе, взаимовыручке, соучастии, сопереживании. 

-Ребята, а как вы понимаете значение слов: сопереживание, сочувствие, взаимовыручка?

- А сейчас мы посмотрим на слайд и узнаем значение данных слов, которые истолкованы в словаре Сергея Ивановича Ожегова  

(Сопережива́ние – сочувствие другому, т.е переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сочу́вствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Взаимовы́ручка - это взаимная, обоюдная помощь, поддержка, выручка в каком - либо деле. )

 

-Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-Верно, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о дружбе и о друзьях, а также прочитаем рассказ Булгакова «Анна, не грусти!»

- А как вы думаете какая цель нашего сегодняшнего урока?

-  Верно, сегодня мы познакомимся с новым автором Николаем Булгаковым и его произведением. На доске представлен портрет автора. Рассмотрите портрет писателя и скажите, видели ли вы его раньше?

- Николай Булгаков - священник ,  родился в 1950 в Москве.. Первый свой рассказ шестнадцатилетний Николай опубликовал в газете «Комсомольская правда», когда ему было 16 лет . А через 10 лет вышла его первая книга «Аня и Катя», про двух сестёр. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе «Просвещение через книгу 2008»  это произведение заняло второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”. В данную книгу и входит  рассказ, который мы с вами будем читать.

- А сейчас, я проверю, как вы меня слушали. Что нового вы узнали об авторе?

- Молодцы

- Откройте учебник на стр. 79 и прочитайте название произведения.  Как вы думаете, о чём будет рассказ?

- Прежде, чем вы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам про себя, затем целым словом (Читаем  хором по взмаху руки)

Про-ко-ря-бал – проко́рябал.
Полу-ле-жа-ла – полулежа́ла.
Встре-пе-ну-лась – встрепену́лась.
Не-за-кра-шен-ную – незакра́шенную.
Трол-лей-бус – тролле́йбус.
За-пла-кан-ное – запла́канное.

- Есть ли такие слова, значение которых вам непонятно?

- Замените слово близким по значению

(Прокорябал – поцарапал, полулежала- лежать с приподнятой верхней частью туловища, встрепенулась – вздрогнула, испугалась )

- А теперь, сядьте удобно, приготовьтесь  прослушать произведение. Закройте учебники и внимательно слушайте.  Рассказ начинает читать  Сабина (стр.79)

- Молодец, ты прочитала без ошибок, целым словом, выразительно, с нужной интонацией, выделяла главное голосом, правильно и чётко произносила слова, оценка «5».

- Больница у Кати особая, строгая, дети лежат на специальных кроватях - широких и жёстких, чтобы всё правильно срасталось. У кого рука сломана, у кого нога. И никого не пускают к ним в гости, даже взрослых.
Катя ещё маленькая, ей очень грустно.
После уроков Аня пришла к Катиному окну. Стекло почти доверху было замазано белой краской, но кто-то раньше прокорябал в нём дырочку, и Аня стала смотреть в неё и искать Катю. Она видела палату, многих незнакомых ей детей — они лежали, или медленно ходили, или смотрели куда-то вдаль. Ане не было видно, где кончается их взгляд, что они видят.
И тут Аня заметила Катю. Такую знакомую! Прямо тут, возле окна. Как все дети здесь, в сереньком халате, только личико совсем домашнее, Катино. С её кудрявыми белыми волосами, каких нет больше ни у каких других детей. Катя полулежала в кровати и медленно играла с надувным утёнком. Просто держала его перед собой, и смотрела на него. И что-то ему тихонько иногда говорила. Так же, как она играла, наверно, и час, и два до этого, и собиралась, наверно, играть и завтра, и потом...
( читает учитель)

- Продолжай, пожалуйста, Дарья (стр. 80-81)

- Достаточно, ты прочитала без ошибок, целым словом, выразительно, с нужной интонацией, выделяла главное голосом, правильно и чётко произносила слова, оценка «5».

-Читает Антон (стр. 81-83)

-Достаточно, ты прочитала без ошибок, целым словом, выразительно, с нужной интонацией, выделяла главное голосом, правильно и чётко произносила слова, оценка «5».

- Продолжай, Василиса(83-84)

- Достаточно, ты прочитала без ошибок, целым словом, выразительно, с нужной интонацией, выделяла главное голосом, правильно и чётко произносила слова, оценка «5».

- Какое чувство вызвало это произведение?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Чем он вам запомнился?

- Ребята, пришло время немножко отдохнуть. Повторяйте за мной.

Я иду и ты идешь — раз, два, три.

 (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три.

(Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три.

(Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем - раз, два, три.

(Шагаем на месте.)

- Занимайте свои места. Продолжим работу над  рассказом.  

- Сейчас мы с вами перечитаем рассказ для того, чтобы лучше понять смысл текста. Откройте  учебники на странице 79. Приготовьтесь следить за чтением.  Читаем по цепочке, начиная с первого ряда.  (стр.79)

-Достаточно.  Скажите, пожалуйста, что случилось с Катей во время прогулки?

- Какая основная мысль  данного отрывка?

- Как бы вы поступили на Анином месте?

-  Перечитывание текста учащимися по цепочке. 

Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста.  

Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей? 

Почему больницу называют особой, строгой? 

Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате? 

Почему Катя стала счастливая

- Продолжаем читать  (читаем вторую часть) (стр.79-80)

- Достаточно.

- Найдите в тексте, как выглядит больница, в которую попала Катя?

- Что главное хотел предать автор в этом отрывке?

-  А как бы вы себя чувствовали, находясь в больнице?

- Молодцы, продолжаем читать (читаем 3 часть) (стр. 80-81)

-Достаточно

- Почему Аня заплакала?

- Можно ли сказать, что важное в этой части то, что Аня заботится о Кате?

- Почему?

- Хорошо, продолжаем дальше ( читаем 4 часть) (стр.81-83)

- Достаточно

- Как Катя узнала о приходе подруги.  Что с ней произошло?

- О чём эта часть?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Хорошо, молодцы, продолжаем дальше (читаем 5 часть) (стр.83-84)

- Как девочки общались?

-  Что главного  хотел нам передать автор  в этом отрывке?

- Как бы вы общались со своими друзьями в такой ситуации?

- Хорошо, молодцы.

-На странице 81 нарисована иллюстрация к рассказу. К какому отрывку из рассказа она относится? Найдите отрывок в тексте.

- Сколько картин вы бы нарисовали к этому рассказу?

- Какие картины ты бы нарисовал?

- Какие  краски использовали?

- Как вы думаете, какая тема у этого рассказа?

- Как вы думаете, можно ли Аню назвать настоящим другом? Почему?

- Кто считает по-другому?

- Скажите, а почему Кате стало вдруг радостно?

- Как ты думаешь, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Откройте учебник на странице 74 и соотнесите название рассказа с пословицами.

( Всё хорошо, что хорошо кончается.

 Не мил и свет, когда друга нет)

 

- Чему учит этот рассказ?

- Молодцы

- А теперь мы с вами подведём итог нашего урока.

- С каким рассказом мы с вами сегодня познакомились?

-Кто автор этого рассказа?

- А в завершении нашего с вами урока оцените свою работу ответив на вопросы:

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалил бы себя за ….
  • После урока мне захотелось …
  • А кто мог бы работать на уроке лучше?

- Вашим домашним заданием будет подготовиться к пересказу по памятке  рассказа.

(Повторить оценки за урок)

-Спасибо за урок! Урок окончен!

Настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют все необходимое.

Поднимают руки.

Садятся за парты.

Ученик отвечает домашнее задание.

Готов помочь в беде.

Умеет хранить тайну.

Добрый, чуткий человек.

Тот, кто посочувствует.

Верный и преданный

Честный.

Ответы учащихся

Это будет как-то связано с темой нашего урока

Объяснения детей

Тема дружбы.

Познакомимся с автором и его произведением

Нет не видели.

Николай Булгаков был священником; книга Николая Булгакова заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга».

Читают название произведения, отвечают на вопрос.

Читают слова.

Да

Это произведение у меня вызвало такие  чувства, как радость и грусть.

Мне понравилось то, что Аня поддержала подругу в трудный момент.

Мне запомнился тем, как девочки общались.

Во время прогулки, Катя упала.

Падение Аня

Позвала бы на помощь.

«Больница у Кати особая, строгая и до слов : даже взрослых»

 Что Кате грустно, потому что она лежит в больнице

Мне было бы грустно, печально, тоскливо.

Аня увидела, что Катя совсем одна, играет с утёнком.

Да, потому что она не забывает подругу, переживает за неё.

Катя услышала, что её зовет Аня. Девочка стала счастливой.

О том, что пришла Аня и Катя повеселела.

Ответы детей.

Записками, рожицами помогали.

Что дружба важна для человека.

Так же как и девочки.

Стр. 83

Я бы нарисовала, 5 картин.

Я бы нарисовал, первую картину – девочки на горке, вторая – Аня пришла к Кате в больницу, третья – Аня заплакала, четвертая – разговор девочек, пятая – радость Кати.

Ответы детей.

Я думаю, в этом рассказе отражена тема дружбы.

Да, потому что Аня помогла, поддержала подругу.

Ответы детей.

К Кате приходила Аня.

Ответы детей.

К данному рассказу относится пословица: «Не мил и свет, когда друга нет»

Этот рассказа учит бережно относится к друзьям и помогать им в трудные минуты жизни.

Я познакомилась с рассказом Николая Булгакова « Анна. Не грусти!»

Священник Николай Булгаков

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...