Тема: Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков | Тип урока: открытия новых знаний |
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о букве ь (мягкий знак) |
Планируемые результаты |
Предметные Знать: ранее изученные звуки и их характеристики; Применять: различие согласных звуков; отличие буквы от звука. Анализ: слого-звуковой анализ слов «соль» Синтез: характеризовать букву Ь Оценка: полученных знаний о мягком знаке
| Метапредметные: Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; принимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи; оценивать свои достижения.
Познавательные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Личностные - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
Межпредметные связи: литературное чтение |
Основные понятия: звук, буква, слог, слово, предложение, характеристика звука |
Технологии: совместного целеполагания, здоровьесберегающая, ИКТ-технология. |
Ресурсы урока: |
Для учителя: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, электронное предложение к «Азбуке» В.Г.Горецкого, наглядный материал , компьютер, проектор, доска интерактивная и меловая. | Для учащихся: учебник «Азбука» В.Г.Горецкий |
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационное начало урока |
- Здравствуйте, ребята. - Проверим, чтобы на партах лежала «Азбука», картотека схем слов, цветные карандаши. Все остальное в портфелях. Проверьте, чтобы портфель висел на крючке. -Сели девочки, потом мальчики. | - поверяют вою готовность к уроку |
2. Мотивация познавательной деятельности. Актуализация необходимых знаний |
Актуализация знаний - Ребята на доске вы видите буквы, скажите на какие две группы их можно разделить? (а и б з с г д т я е ы р м п л к о) - Верно, давайте это сделаем вместе. (доска разделена на две части) По поднятой руке я вызову пару помощников, и они распределят нам буквы, а все остальные буду внимательно смотреть что бы ребята не допустили ошибки!
-Что мы знаем о гласных буквах?
- Что мы знаем о согласных буквах?
Постановка цели - Ребята, вы молодцы, сей час мы с вами повторили то что вы уже знаете! - Посмотрите на доску, какие слова вы видите? - Эти слова немножко не дописаны, что вам помогло понять какие это слова? - Как вы думаете, чего не хватает этим словам? - Верно, мягкого знака! -Как вы думаете, что мы должны изучить с вами на этом уроке? - Вы правы! |
- гласные согласные Гласные А Ы Е О И У Я | Согласные Б З С Г Д Т Р М П Л К |
- бывают ударные и безударные, указывают на твёрдость или мягкость согласного звука - бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые
На доске: лос сол ел пен
– Мы должны познакомиться с буквой, которая указывает на мягкость предшествующего согласного звука. |
3. Организация познавательной деятельности |
- Давайте с вами проведем исследование. Возьмём слово «соль» - Давайте составим схему этого слова. Проведём звуко-буквенный анализ. Вместе разберем первый звук: Первый звук – С -согл., тв., глух., Остальное вы сами: Второй звук о - гл., удар., Третий звук л* -согл., мяг., зв. - А теперь сделаем схему слова
- А теперь прочитайте какое слово мы записали звуками? -Разве мы это слово разбирали? А какого ? - А давайте теперь запишем буквами это слов. - Что же у вас получилось? Какое слово?
- Давайте разбирается, как же обозначить мягкость согласного звука на письме? Какие есть предположения? - На самом деле люди давно уже договорились использовать для смягчения согласных такой знак. Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква…
|
Первый звук – С -согл., тв., глух., Второй звук о - гл., удар., Третий звук л* -согл., мяг., зв.
- Сол - Нет, мы разбирали слово соль - пишут слово - Соль
- Высказывают свои предложения
- мягкий знак Ь
|
Знакомство с новой буквой ПОКАЗАТЬ табличку с ь. -Укажите, сколько букв в слове соль, сколько звуков. Почему? -Зачем нежен ь? А давайте сами попробуем смастерить эту букву. У вас на столах ниточка, сконструируйте свою букву -Обведите букву ь пальцем по ниточке - На что похожа буква мягкий знак? (предположение детей) Буква Р перевернулась Мягким знаком обернулась. - А есть ли слова, которые начинаются с мягкого знака. - Тогда в какой части слова может стоять мягкий знак?
|
- 4 буквы и 3 звука. -ь смягчает предыдущую согласную.
- конструируют букву
- нет
- будет стоять только в середине или в конце
|
Чтение слов. -У вас на столе лежат листочки, скреплённые скрепкой. Я буду вам показывать картинку, а вам нужно составить из букв название этого предмета. Банка, галка, полка (1 -3 слайд) -Какие слова получились? - У вас есть с 3 слова, попробуйте изменить эти слова с помощью мягкого знака. -Обсудите, что обозначает новое слово? ( 1 слайд) - Что такое банька? - Что такое галька? - Что такое полька? - Всегда ли мягкий знак пишется только на конце слов? -Вы поставили ь. Что изменилось?
- Придумайте 2 слова с мягким знаком, и скажите в какой части слова он находится и что он делает.
Чтение слогов. Игра. Я буду вам кидать мячик и называть вам звук, а вам нужно его произнести так, чтобы он стал мягким. С М Н П Р В Т Д З Б В Г
С-сь р-рь з-зь М-мь в-вь б-бь Н-нь т-ть в-вь П-пь д-дь г-гь Чтение текста.
- Откройте учебник на стр.11 - Посмотрите на текст, давайте прочитаем. Посмотрите на текст, кто хочет прочитать?
Смысловой анализ текста: - Чего нет для лося? - Как он проносится через лесные заросли? - Чем питается лось? -Что насыпали мальчики лосю?
- Назовите слова, в которых встречается ь знак. -Что показывает ь?
|
- банка, галка, полка
- Объясняют значение слов
- придумывают слово
- Играют в игру С-сь р-рь з-зь М-мь в-вь б-бь Н-нь т-ть в-вь П-пь д-дь г-гь
- ученики читают текст
- Отвечают на вопросы
- сквозь, лось, соль, пень - мягкость согласного звука |
4. Подведение итогов |
Итоги урока:
-По какой теме мы работали? - Давайте вспомним цель нашего урока? - Как вы думаете, достигли ли мы нашу цель? -Какой звук обозначает буква ь? -Что показывает буква ь?
Рефлексия. -У вас на партах лежат маленькие листочки, на них нарисуйте: - солнышко если у вас все получалось на уроке
- тучка с солнышком если что-то не получилось
- тучка с дождиком если совсем ничего не получилось
|
- Мы познакомились с буквой ь. - мы научились читать слова с ь. - Мы узнали, что показывает буква ь. -Ь звука не обозначает. -Буква Ь – показывает мягкость предшествующих согласных звуков
|
5. Организационное завершение урока. |
- Наш урок чтения подошел к концу. Сейчас мы подготовимся к уроку письма. Вы убираете азбуку в портфель и достаете прописи, кладете их на край стола. |
|