Знакомство с буквой Аа
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Аа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14._znakomstvo_s_bukvoy_aa.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а
Цели деятельности педагога: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентированно произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком а в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Введение в тему урока.
– Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
– Обратите внимание на форму открытого рта.
– Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
– Отгадайте загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Так приятен он на вкус!
Если спелый – все довольны,
И зовут его… (арбуз).
– Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
– Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
– Произнесите последний звук в слове «рябина».
III. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
IV. Открытие новых знаний.
1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
– Постройте схему слова.
– «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
– Назовите первый звук в слове.
– Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Аньньюта.)
– Назовите второй звук.
– Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (Анюююта.)
– Назовите третий звук.
– Объясните, какой это звук и как его обозначить.
– «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
– Назовите четвертый звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Назовите мягкую пару звука т.
– Выделите голосом последний звук в слове.
– Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
– Объясните, как его нужно обозначить.
– Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
– Сколько в слове звуков?
– Определите, сколько в слове Анюта звуков а? (Два.)
– Какие они по счету? (Первый и пятый.)
– После какого согласного звука стоит второй звук а? (После твёрдого согласного.)
– Запомните правило: после твёрдых согласных звук а записывается буквой а.
– Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
– Буква А – заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
– Какие вы знаете слова на букву А? (Ответы учеников.)
Аналогично проводится работа с другими словами.
– Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.
– Из каких элементов состоят буквы?
БУКВА НА ДОРОГЕ
А – автобус. Чётко, кратко.
Здесь – и выход, и посадка.
А. Шuбаев
Всем известно, буква А – буква очень славная.
Да к тому же буква А в алфавите главная.
Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так, а в середине палочка.
Э. Успенский
3. Составление предложений с данными словами.
4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
– Назовите слова, которые начинаются со звука а.
– Назовите слова, в которых звук а находится в середине слова.
– Назовите слова, в которых звук а находится в конце слова.
– Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
– Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
– Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
– Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
– Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
– Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
– Какой буквой обозначается звук а после твёрдых согласных? (Буквой а.)
Звукобуквенный анализ названий картинок.
– Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
– Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
– Как правильно назвать первую картинку – шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
– Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
– Обозначьте звук а буквой, вписав её в нужные клеточки.
– После какого звука стоит звук а? (После твёрдого согласного.)
– Повторите правило обозначения звука а, стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук а записывается буквой а.)
6. Разгадывание кроссворда.
– Назовите слова со звуком [а].
– Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
– Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа – щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
– Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)
– Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
– На каком месте в слове находится звук [а]?
– Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].
V. Итог урока. Игра на внимание.
Учитель читает стихотворение С. Маршака.
…Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
А у ворот автобус ждёт…
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва…
Какие вкусные слова –
И все на букву… («А»).
– Назовите слова на букву а.
– Что нового узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.
Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -познакомиться с новой согласной буквой; - учить звуковому ана...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....