Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вислоцкая Елена Александровна

 урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).

Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

Предметные: уметь выделять и характеризовать звуки [л], [л‘] в процессе слого-звукового анализа; сформировать у учащихся четкий образ буквы Л; содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости; развивать речь; упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данную букву; развивать у детей фонематический слух; развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива; развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote.1_m_22.10.2021.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте. Вислоцкая Е.А.

Тема урока: согласные звуки [л] и [л‘], буквы Л, л.

Тип урока: урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).

Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

Предметные: уметь выделять и характеризовать звуки [л], [л‘] в процессе слого-звукового анализа; сформировать у учащихся четкий образ буквы Л; содействовать формированию умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости; развивать речь; упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов на данную букву; развивать у детей фонематический слух; развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива; развивать внимание, логическое и вариативное мышление, память.

Метапредметные:

- познавательные: ориентироваться в учебнике, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; сравнивать предметы, находить общее и различия; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; определять тему урока.

- коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; уметь работать сообща (группами, парами, индивидуально); воспитывать культуру общения.

- регулятивные: организовывать свое рабочие место; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные: освоение роли ученика; формирование уважения к окружающим людям.

Учебный комплект, класс: «Школа России», «Азбука» 1 класс в 2 частях В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и др.

Оборудование, технические ресурсы: лента букв, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» 1 класс, карточки букв, красный и синий домики, магниты, звуковые карточки: красные, синие, зелёные.

Содержание урока

Организационный момент.

Учитель:Мы пришли сюда учиться,

                  Не лениться, а трудиться.

                      Работаем старательно,

                      Слушаем внимательно.

Слайд 1

Повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности.

Ребята, посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми мы уже познакомились на уроках обучения грамоте. (Дети смотрят на ленту букв).

Ученик(и): -а, о, у, ы, и, н, с, к, т

Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. (Учитель раздаёт  ученикам карточки с изученными буквами). На доске два домика: красный и синий.

-Жили-были буквы (ученики у доски показывают свои буквы). Однажды они все вместе отправились на море, чтобы отдохнуть. На пляже шумели волны, кричали чайки,  а солнце согревало всех отдыхающих своим теплом. Но вдруг солнце спряталось за тучами, море забушевало, чайки от страха улетели в укромные места и тогда буквы быстро-быстро поехали домой. (Дети прикрепляют при помощи магнитов свои буквы к нужному домику.)

Учитель:

-Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли буквы нашли свой домик. (Если есть ошибки, дети, которые сидели на местах исправляют их).

-Назовите буквы, которые живут в красном домике ?

-Какие они – гласные или согласные? Объясните почему.

А какие буквы живут в синем домике? Объясните почему.

- Молодцы, ребята! А на какие группы делятся согласные? Каким цветом можно показать звук мягкий и звук твёрдый?

Слайд 2,3

-Вы большие молодцы! Теперь давайте попробуем узнать тему сегодняшнего урока. Для этого нам нужно отгадать  несколько загадок:

Загадки:

1.Ломтиком вкусного сыра

Кажется в небе она,

Ночью для целого мира

Светит красиво (луна).

2. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (лиса)

3.Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось,

Познакомьтесь это (лось).

4 Загадка про лунтика /слайд 4, 5/

Учитель:

-Ребята, вы такие молодцы! Скажите, а что общего между всеми отгаданными словами?

-Все слова начинаются со звука [л] или [л‘].

-Верно, ребята! А как вы думаете,  почему мы отгадывали слова, начинающиеся с этих звуков?

-Верно! Тема нашего урока: «Звуки [л], [л‘] и буква, обозначающая эти звуки».

-Какие цели и задачи мы поставим с вами на этот урок?

А теперь, ребята, откройте учебник на с. 58 и внимательно рассмотрите картинку.

-Что изображено на картинке?

-На картинке «Тараканище» К. Чуковского.

-А каких героев вы видите на картинке?/-Слон, ослик, слониха./

-Чем они занимаются?

-А почему луна падает?

-Верно! Я рада, что вы помните сказку «Тараканище» К. Чуковского. Ребята, давайте вспомним, из чего состоят слоги?

-Верно! А из чего состоят слова?

-Давайте посчитаем количество слогов в слове «слониха». (Хлопая в ладоши на каждый слог, узнаём, что в слове «слониха» 3 слога).

-А из чего состоят предложения?

-Составьте предложение из трёх слов по картинке.

-А из чего состоит текст?

-А что такое текст?

-Текст-это предложения, связанные между собой по смыслу.

-Давайте попробуем составить текст по картинке «Тараканище».

-Умница! А кто может всему классу прочитать текст, предложный автором учебника, по сказке в стихах «Тараканище»?

-Скажите, пожалуйста, в этом отрывке встречались звуки, которые являются целью изучения нашего урока?

Давайте найдём здесь слова, где есть звук [л].

-А теперь найдём слова, где есть звук [л‘].

Давайте дадим характеристику звука Л,ль./ слайд 6/

-Ребята, вы большие молодцы! А теперь мы с вами немного отдохнём. Давайте представим, что за окном пошёл дождь, потом начался град, а затем засветило солнце. Итак:

Физкультминутка.

1. Дождь идёт - дети постукивают кончиками пальцев по парте.

Град идёт – ладони вверх, постукивают по парте суставами пальцев.

Засветило солнце – тишина.

2.Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками:

Ветер дует нам в лицо

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише (присесть).

Деревцо все выше, выше (встать и вытянуть руки вверх).

3.Зажмуриваем глаза. Смотрим в окно, на дверь. На учителя.

Работа над новым материалом.

Учитель:-Теперь мы с вами отдохнули, поэтому можно снова возвращаться к уроку.

Ребята, прочитаем слоговую таблицу. /слайд 7/

Молодцы , ребята! Откуда к нам прилетел Лунтик? Как вы думаете, Лунтик был бы рад угощению?Какие два ингридиента мы обязательно кладем в суп?

Звуко-буквенный анализ слов : лук, соль / слайд 8,9,10/

-Ребята, молодцы! Какие вам встретились в этих словах похожие звуки?

-Верно! А чем отличаются эти звуки друг от друга?

-Всё правильно! А чем эти звуки схожи друг с другом?

-Звуки [л] и [л’] – согласные и обознаются на письме одной и той же буквой.

-Всё верно, ребята! Теперь я буду читать вам текст, а вы должны его внимательно слушать и когда я произношу слово, где есть звук [л], вы топаете, а когда я произношу слово, где есть звук [л’], вы хлопаете (дети приготовились слушать текст).

Была в лесу белка.

Была (топают) в лесу (хлопают) белка (топают), и был (топают) у белки (топают) дом. Жила (топают) белка (топают) в дупле (топают). Пришли (хлопают) Миша и Слава (топают) взяли (хлопают) её к себе. И белка (топают) жила (топают) у них в клетке (хлопают).(По Л Н. Толстому)

-Ребята, вы большие молодцы!

-А теперь поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит». Большой колокольчик начинает звенеть с твёрдого звука [л] и цвет этого колокольчика синий, а маленький колокольчик начинает звенеть с мягкого звука [л’] и цвет его зелёный. Итак, когда будет звенеть большой колокольчик, вы должны показывать карточки синего цвета, а когда будет звенеть маленький колокольчик, вы должны показывать карточки зелёного цвета.

-ло-ло-ло (синяя карточка) и лё-лё-лё (зелёная карточка); лу-лу-лу (синяя) и лю-лю-лю (зелёная) ; лы-лы-лы (синяя) и ли-ли-ли (зелёная); лэ-лэ-лэ (синяя) и ле-ле-ле (зелёная).

-Ребята, вы меня сегодня очень радуете! У вас всё прекрасно получается.

-Давайте теперь познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [л] и [л’]. Эта буква называется буквой «эль». (На интерактивной доске выводится изображение буквы Лл с ее названием и звуками, которые она обозначает).

Теперь все вместе назовём букву и скажем, какие звуки -она обозначает.

Все вместе:-Буква «эль» обозначает согласные звуки [л], [л‘].

-Давайте посмотрим, как пишется буква Л. / слайд 11/

-Дети, видите слона? Хобот есть. Нога одна (слон спрятался за кулисами). Ребята, а кто скажет, когда пишется заглавная, а когда строчная буква?

-Заглавная буква пишется в начале предложений. С заглавной буквы пишутся все имена собственные, включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и так далее.

Работа в прописях /ст. 23/

-А теперь давайте договорим наши слоги до целых слов./-Лама, лошадь, лиса, лыко, лужа (например).

Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.

-Прочитайте, пожалуйста, слова на этой же (с.59) странице, характеризуя звуки [л] и [л‘].

-Кук/ла ([л] – твёрдый), кук/лы ([л] – твёрдый).

-В чём сходство этих слов?

-Верно. А в чём различия этих слов?

-Всё правильно. Давайте почитаем следующий столбик.-Ус/ну/ли ([л‘] - мягкий, ус/нул ([л] – твёрдый).

-А чем эти слова отличаются друг от друга?

-Хорошо. Читаем дальше.-Ка/та/ла ([л] – твёрдый), ка/тал ([л] – твёрдый).

-А чем эти слова отличаются друг от друга?-Эти слова имеют разный род. Катала – женский, а катал – мужской.

-Ребята, вы очень умные! Прочитаем последний столбик.-Стол ([л] – твёрдый), стул ([л] – твёрдый).

-А чем же эти слова отличаются друг от друга?-Это слова имеют разное значение. Стол – на что кладут тетради, а стул – куда можно садиться.

Молодцы, ребята. Лунтик для вас придумал еще одно задание. Работа в парах /составление звуко-буквенных схем/  слайд 12,13/ Проверка.

А теперь откроем с. 60 и прочитаем имена детей, которых мы видим на картинке.-Ал/ла, Алик.

-Ребята, а почему первая буква в именах написана с большой буквы? Не ошибся ли автор учебника?

-Всё правильно, ребята! А теперь давайте прочитаем текст на этой же странице (с.60) (текст читает ребёнок, который хорошо читает).-У окна стоит столик. У Аллы салат. И у Алика салат. Он солит салат. У Коли стаканы. Он налил соку. У Тани и у Коли сок.

-Ребята, о чём говорится в тексте? Как вы думаете, зачем дети собрались за столом? Автор учебника вам нарисовал подсказку.

-Верно. А вы часто ходите на День рождения? Кого бы вы пригласили к себе на торжество?

-Прекрасно! А теперь давайте прочитаем только те слова, где встречаются наши новые звуки сегодняшнего урока.-Столик, Аллы, салат, Алика, солит, Коли, налил.

-Верно! А в каких из этих слов есть звук [л]?

-Ребята, вы большие молодцы! А как бы нам озаглавить этот текст?

-Умницы! А теперь немного отдохнём (дети встают из-за парт). Игра ина внимательность.

Закрепление (включение новых знаний в систему изученных).

-А теперь откроем с. 63, посмотрим на картинки и дополним текст. Итак, кто начнёт читать?

-Окуни и лини – ?

-Ребята, кто такие окуни и лини?

-Аисты и утки – птицы.

- Лисы и лоси – животные.

-Умницы! Ребята, вы столько много всего знаете! Мне очень приятно с вами заниматься. А вы видели когда-нибудь рыб, птиц, животных, насекомых? Где вы их видели?

-Я так рада за вас! Наш урок заканчивается.

Рефлексивное подведение итогов урока.

-С какими звуками вы сегодня познакомились?

- Какой буквой обозначаются звуки [л] и [л‘]?

-Когда вам было трудно?

-А что вам больше всего понравилось?

-А теперь покажите один из смайликов, лежащих у вас на парте: грустного, нейтрального или весёлого. Это и будет оценка нашего урока (дети оценивают урок). Слайд 14

Наш урок закончился. Складываем тетради и книги в портфель. Готовимся к следующему уроку и идём на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Знакомство с буквой Б,б.Чтение слогов и слов.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Б.б и звуками [б]  и  [б\'].Тип урока: открытие новых знаний....

«Звук[Л] ,буквы Л, л. Чтение слогов и слов с этой буквой.»

обучение правильному и отчетливому произношению изучаемых звуков, формирование умения определять местоположение звука[л]   в слове; развитие умения в чтении слогов, слов с буквой л корр...

Знакомство с буквой В в. Чтение слогов и слов.

Данный урок соответствует требованиям ФГОС...

Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слогов и слов с буквами Шш. Л. Толстой "Стал дед стар..." "

Урок проведен в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию. Основная задача урока:воспитание  нравственных ценностей на примере уважительного отношения к взрослым. p.p1 {margin: 0.0px...