"Приёмы формирования оптимального чтения.".
учебно-методический материал по чтению

Суднишникова Екатерина Александровна

"Приёмы формирования оптимального чтения.".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optimalnoe_chtenie.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимальное чтение

«Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.» (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).

Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения (до 120 слов в минуту), когда ученику, чтобы понять содержание необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды (для осмысления).

Занятия по оптимальному чтению проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Цель: развитие потребностей младших школьников в      познании, повышение осознанности и активности учащихся в совершенствовании технической стороны процесса чтения.

Задачи:        1.Выработка чёткого произношения слов,   правильного речевого дыхания, внимания и его распределение, единого темпа речи.

         2.Развитие оперативного поля зрения (чтения).

         3.Накопление в памяти школьника зрительных образов слов.

4.Обучение быстрому, правильному и     сознательному чтению без напряжения.

5.Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребностей в эмоциональном освоении действительности.

Структура занятия

Этапы занятия

Хронометраж

1.

Пятиминутка чтения

5 мин

2.

Постановка учебной задачи

1 мин

3.

Речевая зарядка

10 мин

4.

Работа с таблицами Шульте

6 мин

5.

Многократное чтение текста

20 мин

6.

Подведение итогов

3 мин

Многократное чтение одного предложения

 (III, IV четверть 1 класса, I четверть 2 класса)

Порядок чтения

Виды чтения

1-й раз

Медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слов

2-й раз

Повторное прочтение без учителя

3-й раз

Плавное слитное чтение

4-й раз

Чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали друг другу)

5,6,7-й раз

Предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом значимом слове

8,9,10-й раз

Темп чтения доводится до уровня скороговорки

Формулировка нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися *

Предложения для многократного чтения

  1. Морозы запечатали крепким ледком реки.
  2. Высокие деревья скрипели в лесу.
  3. Протянулся через дорогу заячий след.
  4. Ложится лисица только на сухую землю.
  5. Дятел клювом по дереву постукивает.
  6. Над берлогой наросла белая крыша.
  7. Снегири перелетают с дерева на дерево.
  8. Клесты выводят птенчиков зимой.
  9. Летом снегири живут на севере.
  10. Главная еда белки в дупле старого дерева.
  11. Озимые хлеба без снега замёрзнут.
  12. Зайчата родятся в тёплых шубках.
  13. На берёзах тетерева кормятся почками.
  14. Около дома растёт много деревьев.
  15. Лягушки скачут с берега в пруд.
  16. Коровы давали всё больше молока.
  17. Хвостатый тритон прожил в пруду.
  18. С деревьев дождём сыплются листья.
  19. В лесу свищет холодный ветер.
  20. На дубах ещё держится листва.
  21. Уже выкопали в поле картошку.
  22. Спрятался ёж в гнездо под корнями.
  23. Верхние ветви дерева росли в небо.
  24. Поздней осенью медведь выбрал место для берлоги.

Речевые зарядки

(II – IV четверть 2 класса, 3 класс, 4 класс) *

Материалом для речевых зарядок является скороговорка.

Правила разучивания скороговорок

(См.: Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. - №1)

 №

Правила

1.

Послушай (прочитай) скороговорку

2.

Подумай, о чём говорится в скороговорке

3.

Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется

4.

Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть

5.

Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее

6.

Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе

7.

Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку

8.

Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом *

9.

Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями *

Набор скороговорок

2 класс

3 класс

4 класс

I четверть

У ежа и ёлки иголки колки.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Лара у Вали играет на рояле.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Болтунья болтала пока не переболтала.

Звёздный змей звенел зубами.

От топота копыт пыль по полю летит.

Возжи из кожи в хомут вхожи.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.

II четверть

Хвала халве.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Уже ужи в луже.

У Паши – шахматы, у Саши –шашки.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Добр бобр до бобрят.

Под плетень, в тень!

Топором в пень – дзень!

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Наш Полкан попал в капкан.

На рынке Кирилл кружку купил.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Течёт речка, печёт печка.

Три корабля лавировали,

Да не вылавировали.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Жутко жуку жить на суку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Не руби дрова на траве.

III четверть

Зоиного Зайку зовут Зазнайка.

Косарь Касьян косой косит косо.

Сшила Саша Сашке шапку.

Дарья дарит Дине дыни.

Не скосит Касьян-косарь покоса.

На гармони громко заиграл Ерёмка.

Слишком много ножек у сороконожек.

Валин валенок провалился в проталинок.

Пекарь Пётр пёк пироги.

Чешуя у щуки, щетинка у чушки.

Хитрую сороку поймать морока.

Веселей Савелий сено пошевеливай.

У осы не усы, а усики.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Клала Клава лук на полку.

Сел сокол на гол ствол.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Кликнула к себе Николку.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Жук жужжит над абажуром.

Проворонила ворона воронёнка.

Добры бобры идут в боры.

Юла возле Юльки крутится, поёт.

Архип осип, Осип охрип.

У четырёх черепашек четыре черепашонка.

Юре и Юле спать не даёт.

У Кондрата куртка коротковата.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Дятел дерево долбит,

день-деньской кору дробит.

Три вороны на воротах.

IV четверть

Не найти ушки у нашей лягушки.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Летели три вороны, черны, пестроголовы.

У Зины болит зуб, она не может есть суп.

Толком толковать, да без толку расперетолковать.

Милая Мила мылась с мылом.

Сколько не ело сито – ни разу не было сыто.

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Сыворотка из-под простокваши.

А сорок сорок – сорок морок!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не живут ужи, где живут ежи.

Носит Сеня в сени сено.

Тимошка крошит в окрошку крошки.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Спать на сене будет Сеня.

Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.

На возу лоза, у воза коза.

Саша шапкой шишку сшиб.

У пеньков опять пять опят.

Работа с таблицами Шульте

(1, 2, 3 класс) *

 (См.: Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. - №11).

В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе - от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5-4 секунды.

Правила работы с таблицами

1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.

       1 класс                                      2 класс                                        3 класс

5

7

3

1

16

3

6

5

13

16

8

10

9

1

8

20

8

19

11

11

22

20

24

6

10

6

4

10

13

4

9

15

1

9

13

18

2

15

18

2

14

7

19

4

23

21

5

12

7

17

2

12

25

17

14

д

ё

в

б

р

д

ж

и

е

о

з

м

з

а

ж

е

л

с

в

а

ж

т

ц

б

й

е

г

п

и

а

н

р

a

и

у

к

п

и

к

г

о

т

ё

п

й

х

д

и

н

з

у

к

ё

г

л

с

в

Многократное чтение текста

(II, III, IV четверть 2 класса, 3, 4 класс) *

(См.: Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения. – Луганск, 1989)

Виды чтения

Время работы

2 класс

1.

Чтение вслух (отметка конечного слова)

1 мин

2.

Повторное чтение вслух (сравнение результатов)

1 мин

3.

Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки)

20 с

4.

Чтение за диктором (чтение вместе с учителем)

1 мин

5.

Чтение текста шёпотом до конца*

6.

Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) *

2 мин

7.

Чтение вслух отрывка в паре

5 мин

8.

Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон)

2 мин

3-4 классы

1.

Чтение вслух (отметка конечного слова)

1 мин

2.

Повторное чтение вслух (сравнение результатов)

1 мин

3.

Чтение «Молния» (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания)

20-30 с

4.

Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию

1 мин

5.

Чтение «про себя» (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка) *

1 мин

6.

Чтение «глазами» (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух) *

2 мин

7.

Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) *

2 мин

8.

Чтение вслух отрывка в паре

5 мин

9.

Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон)

1 мин

Тексты для многократного чтения

2 класс

3 класс

4 класс

I четверть

 В.Бианки «Сентябрь»

А.Волков «Астраханский заповедник»

В.Бианки «Месяц прощания с Родиной»

А.Волков «Астраханский заповедник»

Н.Сладков «Синичий запас»

К.Паустовский «Зелёная стража»

В.Бианки «Октябрь»

К.Паустовский «Зелёная стража»

В.Бианки «Живые памятники»

К.Паустовский «Зелёная стража»

Э.Шим «Тяжкий труд»

С.Небесный «Деревья-пылесосы»

II четверть

В.Бианки «Телеграмма из лесу»

Н.Надеждина «Как спят змеи»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща»

И.Соколов-Микитов «Приготовились к зиме»

В.Бианки «Ноябрь»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща»

В.Бианки «Переполох в Южной Африке»

В.Бианки «А мы их перехитрили!»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Бианки «Прячутся»

И.Надеждина «Как человек удлинил лето»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Бианки «Готовятся к зиме»

В.Бианки «Декабрь»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Волков «Лисица»

В.Бианки «Лес зимой»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

Э.Шим «Кому было плохо»

З.Трофимова «Что такое ветер?»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

III четверть

Э.Шим «Кто был рад снегу»

Н.Калинина «Добрый ветер»

К.Меркулова «В степи»

И.Соколов-Микитов «Первая пороша»

В. Бианки «Любитель холодных ванн»

К.Меркулова «В степи»

В.Бианки «Приспособился»

З.Трофимова «Вода на земле»

А.Грибанов «Озеро Баскунчак»

Г.Скребицкий «Как белочка зимует»

Н.Калинина «Водяные пары»

А.Грибанов «Озеро Баскунчак»

В Чаплина «Чем дятел кормится»

Д.Тихомиров «Снежные узоры на окнах»

Г.Скребицкий «В субтропическом лесу»

Ю.Дмитриев «Снегирь»

А.Клыков «Рыбы»

Г.Ганейзер «На Памире»

Ю.Дмитриев «Вот чудеса-то!»

Г.Скребицкий «На пороге весны»

Г.Ганейзер «На Памире»

В.Бианки «Ягодки под снегом»

Г.Скребицкий «Весна»

Г.Ганейзер «На Памире»

М.Пришвин «Птицы под снегом»

Н.Павлова «Первые цветы»

А.Ивич «Как хлеб растят»

В.Бианки «Стеклянные лягушата»

В.Бианки «Март»

А.Ивич «Как хлеб растят»

IV четверть

Н.Раковский «Это интересно знать»

В.Бианки «Великое переселение птиц на Родину»

А.Ивич «Про соль»

В.Бианки «Сосунки в лесу»

В.Бианки «Апрель»

А.Ивич «Про чай»

Л.Толстой «Деревья дышат»

Н.Надеждина «Весеннее расписание»

А.Ивич «Про сахар»

В.Бианки «Мать-и-мачеха»

В.Бианки «Календарь земледельца»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

В.Бианки «Перезимовали»

Г.Скребицкий «Раненые деревья»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

В.Бианки «Кому смех, кому слёзы»

Н.Павлова «Гости»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

М.Пришвин «Заработал трактор»

В.Бианки «Лесной оркестр»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

Список использованной литературы

  1. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. – №11.
  2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.
  3. Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – №2.
  4. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007.
  5. Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения у детей. – Луганск, 1989.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М., 2010.
  7. Стручаева Т.М. Подготовка студентов к руководству процессом формирования навыков чтения // Начальная школа. – 1994. – №12.
  8. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – №11.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010.
  10.  Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. – №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование оптимального чтения у младших школьников.

Зачем необходимо оптимальное чтение?...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Приёмы формирования навыков чтения. Рекомендации родителям

Роль чтения в жизни человека переоценить довольно трудно. Результаты исследований ученых говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности учащихся, а также о постепенном понижении этого у...

Создание мультфильмов как приём формирования смыслового чтения во внеурочной деятельности

Для успешного формирования основ смыслового чтения во внеурочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффекти...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога

При обучении чтению важно, чтобы ребёнок не только умел складывать слоги в слова, но и правильно понимать смысл прочитанного. Чтение-это сложный психофизиологический процесс, более поздний и более сло...

Приёмы формирования осознанного чтения

В ходе выступления представляется педагогический опыт,  в которым описаны формирования осознанного чтения на уроках литературного чтения. Слушатели знакомятся с  приёмами, такими как: иллюст...