Незнайка литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Валентина Вячеславовна Голикова

Организовать деятельность обучающихся по изучению сказочной повести Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_na_lune.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              МБОУ «Барановская СОШ»

Урок литературного чтения

Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»»

 2-б класс                                                                                                                              

                                                                                            Учитель: Голикова  В. В.

г. Кемерово


Класс: 

Тема урока:    Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели деятельности педагога: организовать деятельность обучающихся по изучению сказочной повести Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»

Задачи:  ознакомление со сказочной повестью Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»; формирование умений вычленять реплики персонажей из текста, умение определять причину поступков героя произведения;  умение  работать в парах, в группах; выполнять самоконтроль и самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

- узнают об авторе Н.Н.Носове и о  литературных героях сказки  

- научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу.

Метапредметные

Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные: –   уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме;

Личностные УУД: 

- проявлять интерес к новому учебному материалу;

- ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: Э.Э. Кац. Литературное чтение.  Учебник для 2-го класса (страница 38 – 44).  Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2 к учебнику «Литературное чтение (страница 12 – 13).  Компьютер; проектор;  презентация к уроку,  карточки для работы  в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова.

Этапы работы

Содержание этапа

I

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность  обучающихся для активной и плодотворной работы на уроке.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:

подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.

Задачи:

- создать условия для положительного настроя обучающихся;

 - побудить обучающихся включиться в деловой ритм.

Метод: словесный.

 Вот и встретились мы снова

 - Я рада видеть вас на уроке литературного чтения.

« Если есть труд – будет и успех»   (слайд №1)

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Пусть  эти слова будут девизом нашего урока.

- Я желаю вам на уроке узнать о творчестве замечательного детского писателя Н.Н.Носова,  познакомиться с героями написанной им сказки, научиться подбирать и находить рифмы в тексте.

Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.

II

III.

Постановка учебной задачи

 Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- выяснить степень усвоения  обучающимися предыдущего материала;

- организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие и осознание  новых знаний.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:

- обучающиеся получат возможность определить учебную задачу;

- сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи.

Задачи:

- способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей;

-  помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности.

Методы: репродуктивный, наглядный.

Изучение нового материала

 Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- побудить обучающихся к активной деятельности при изучении нового материала;

- создать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности.

- показать значимость изучаемой темы.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:

совершенствовать навыки работы со словарём;

- получат возможность познакомиться с творчеством Н.Н.Носова, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

Задачи:

-помочь обучающимся научиться работать со словарём, ориентироваться в тексте, выделять в нём нужную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме; работать с пословицами.

-помочь в систематизации новых знаний;

-развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности.

Методы по источнику передачи учебной деятельности:

Репродуктивный, проблемный.

 Организовать диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируется имя детского писателя, и название сказочной повести. Подвести  к самостоятельному выводу.

- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь находятся книги: «Фантазёры, «Приключение Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Незнайка на луне».

- Как вы думаете, что объединяет все эти книги? (Все эти книги написал один автор: Николай Носов.)

- Я не случайно принесла вам эти книги, спрогнозируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Сказочную повесть, какого автора мы будем сегодня изучать? (Мы будем изучать сказочную повесть Н.Н.Носова.)

- А теперь попробуйте отгадать загадку и возможно узнаете главного персонажа.

- Носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал.

-Верно, имя этого сказочного персонажа – Незнайка.

Назовите тему урока.

(Обучающиеся формулируют тему урока)

-Вы совершенно правильно определили тему урока.

Вывод:

Тема нашего урока: «Произведение детского писателя Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»» "(слайд №2)

- Сформулируйте каждый для себя учебную задачу на урок.

(Обучающиеся формулируют задачи на урок).

Учитель обобщает задачи, поставленные на урок.

 (слайд №2)

Сегодня на уроке вы получите возможность научиться:

1. Соблюдать правильную интонацию  при чтении по ролям, ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы.

2. Работать со словарём, понимать и применять пословицы.

3. Оценивать поступки героя.

Работа со шкалой самооценки.

- В тетради на полях страницы начертите шкалу самооценки. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме на начало урока.

- Я знаю всё…

-Знаю, но не всё…

-Не знаю… 

 (слайд 3)

-Рассказ подготовленного ученика о творчестве Носова.

(Приложение №1)

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть то, что по-настоящему смешно в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Николаевича Носова.

Словарная работа.

- Во время чтения вам встретятся новые слова:

(авоська, издевательство, дразнилки, рифма).

-Кто мне скажет, что они обозначают?

-Дети отвечают на поставленные вопросы.

- А теперь проверьте толкование этих слов словарю.

(Слайд №4)

(Приложение №2)

Работа по учебнику, знакомство с текстом.

-Для того чтобы познакомиться с героями произведения и ответить на последующие вопросы, вам нужно прочитать отрывок из сказки Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»

- Откройте учебники на странице 38. Прочитайте сказку шепотом.

Беседа по содержанию.

- Кто учил Незнайку сочинять стихи?

- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?

- Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки?

- Почему не понравились?

Проверка умения ориентироваться в тексте.

- Найди и прочитай слова, которые показывают, как Незнайка понимал поэзию.

- Найди и прочитай абзацы, которые начинаются словами…

- Он остановился посреди комнаты…

- Незнайка пришёл домой…

-Что общего в их содержании и почему?

Вывод: чтобы писать стихи, нужно много трудиться, овладеть определёнными  знаниями.

Двигательная активность

Игра «Микрофон»

В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой—корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились.

Работа с иллюстрациями к тексту.

- рассмотрите иллюстрации к тексту на страницах 40, 41, 42.

Найдите описание изображённых ситуаций в тексте.

IV.

Первичное закрепление

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

- помочь обучающимся в систематизации новых знаний;

- развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности; умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого;

- скорректировать работу в группах  при составлении рифмы.

- определить степень усвоения материала.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.

Обучающиеся могут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи.

Задачи:

-применять полученные знания в работе по составлению рифмы;

-находить ошибки при составлении стихотворных строк;

- организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль;

- построить логическую цепь рассуждений: уметь быстро читать и воспринимать информацию.

Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, самоконтроля.

Работа в группах по карточкам.

Памятка

 «Правила работы в группе»

1. Уважай различные мнения.

2. Выслушивай,  не перебивая.

3.Помогайте друг другу в случае затруднений.

4.Избегай прямых указаний.

5. Тактично  исправляйте ошибки  друг друга.

- Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но стихи не принесли ему славы. Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.

-1 и 2 группы поработают сейчас в качестве редакторов, а 3,4 в качестве корректоров.

- На партах 1 и 2 групп, задания.

Тематика конвертов:

Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под…        

Мы делили апельсин,

Много нас, а он……

Доедая с маслом булку,

Братья шли по…

Шевелились у цветка,

Все четыре

В небе плыли облака,
Под горой  
….
На болоте стоит пень,
Обойти его мне …
.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках ….
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек …
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком… .

(Слайд №5)

(Приложение №3)

Самостоятельная работа групп.

Презентация работ.

- отредактируй те стихотворные тексты так, чтобы не было ошибок.

Подведение итогов презентации.

- Молодцы, ребята, вы помогли Незнайке, он непременно научится писать стихи. Нужно только потрудиться.

Тестирование (тестовая работа по карточкам)

-Теперь я хочу определить степень усвоения вам прочитанного произведения. Предлагаю вам  карточки.

Приложение №3. №4.

Выполняется взаимопроверка в парах по слайду  №6.

Работа над пословицами.

Коллективная работа над пословицами

 (слайд №6)
Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению

  • Мало хотеть, надо уметь.
  • Хвастать - не косить, спина не болит.
  • Одно дело делаешь - другого не порть.
  • И готово, да бестолково.
  • Плохая шутка до добра не доведёт.
  • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица:

 Плохая шутка до добра не доведёт.

V.

Итог урока.

 Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности.

Цель для обучающихся: объективно оценить собственную деятельность на уроке.

Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока.      Методы: диалогический

Домашнее задание

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.

 Создать условия для желания выполнить творческое задание.

Задачи:

- направить деятельность обучающихся на обобщение полученных знаний.

- Ребята, над каким произведением мы сегодня работали?

- Кто его главный герой?

- Каково ваше отношение к Незнайке?

- Что бы вы посоветовали Незнайке?

Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех»

Подведем   итог нашего урока.

-Какого успеха добился каждый из вас?

-Какие новые учебные задачи были решены вами и реализованы на уроке?

-Продолжите предложения.

(слайд  №  7)

Я узнал…

Я научился ….

Я понял …

Выставление отметок

Домашнее задание по выбору.

1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города.

2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 38 -44).

3. Выполнить задание №1 на странице 12, №2 странице 13  рабочей тетради.

VI.

Рефлексия.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

формировать у обучающихся способности к рефлексии.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

объективно оценить свою деятельность на уроке.

Методы: словесный.

Рефлексия.

У вас в оценочном листе есть кружок. Отметьте на самооценочной шкале, как изменились ваши знания к концу урока. Нарисуйте в нём смайлик, который отобразит ваше настроение на уроке.

Приложение №2

Авоська- разговорное название сетки, используемой преимущественно для посещения магазинов.

 
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, оскорбительный поступок.


Дразнилки- вид детского фольклора: вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), указывающие на физические недостатки и внешность.


Рифма- однозвучие конечных слогов в стихах.

Приложение №1

- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе (слайд 3). Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок.
В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, наши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.

Приложение № 3.

Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.

- На партах каждой группы задания.

Тематика конвертов:

Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под…горой

Мы делили апельсин,

Много нас, а он ….один

Доедая с маслом булку,

Братья шли по… переулку

Шевелились у цветка,

Все четыре…. лепестка.

В небе плыли облака,
Под горой …
текла река.
На болоте стоит пень,
Обойти его мне …
лень.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках
… снегири.

Приложение №4.    

1. Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:
шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.     

  • О Знайке
  • Об Авоське

2. Укажи правильное утверждение.

  • Стихи Незнайки очень понравились друзьям.
  • Друзья стали просить Незнайку сочинить еще стихи.
  • Друзья сказали, что у Незнайки не стихи, а какие-то дразнилки.

3. Соедини рифмы из стихов Незнайки.

  • голодный
  • ватрушка
  • на речку
  • овечку
  • подушкой
  • холодный

4. Укажи, кому принадлежат слова:

Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

  • Незнайке
  • Авоське
  • Пилюлькину

5. Досочини стихотворение.

 На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек

Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. "Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи»."

Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на п...

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"

Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...

Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс

Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...

Литературное чтение. Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры». 2 класс ПНШ

конспект урока по литературному чтению с презентацией....

Конспект игрового занятия по литературному чтению. Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

Материал может быть использован на уроках литературного чтения, уроках внеклассного чтения, во время проведения викторин, предметных декад....

конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"

конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"...