Литературное чтение 4 класс Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Аида Таймуразовна Бузоева

       Способствовать развитию творческих способностей учащихся,

  совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Бузоева А.Т.

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 4 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 4 класс .Ефросинина Л.А.

Тип урока: урок закрепления  материала.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством  Л.Н Толстого;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; 

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте;  

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

  совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная 

Средства (оборудование):1)учебник по литературному чтению   2)проектор-компьютер;  3)презентация  4) карточки для работы в группах, парах

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь и приступим к работе.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

Смотрят друг на друга, улыбаются

Личностные:

формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

Речевая разминка

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем.

Сообщение об акуле

Речевая разминка. (Слайд 2 )

Я вижу море,
Голубую  даль.
Как люблю я море.

-Прочитать с восклицанием.Грустно.Медленно.

Работа со скороговоркой (Слайд3) Корабли лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

-Что значит «лавировали»?

-Как вы думаете, почему я для речевой разминки предложила  упражнения на морскую тематику?

-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

– Что вы знаете о нем? О чём пишет Л.Н. Толстой?

 (Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе)

 

К какому литературному жанру мы отнесем это произведение? (Это рассказ - небольшое повествовательное произведение о каком-то событии в жизни героев) - Назовите героев этого рассказа (мальчики, матросы, капитан, старый артиллерист) 

- Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие.

Во время путешествия мы с вами: (задачи урока) - будем учиться анализировать  поступки героев; - научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку.- Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования. 

- Ребята, что вы знаете об акулах?

- Послушайте внимательно текст об акуле.

Акулы - это водные животные, принадлежащие классу рыб,если быть точнее - к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники - скаты.

 Не следует путать их с животными-млекопитающими,

 обитающими в морях и океанах - китами, дельфинами,

 касатками, тюленями и другими водными млекопитающими.Акулы - это рыбы.

 Здесь стоит уточнить, что все акулы - хищные рыбы,

 Все акулы плотоядны, независимо от того, что является

их пищей - планктон или гигантские черепахи, независимо

 от размеров и среды обитания.

Среда обитания акул - почти исключительно морские и океанические воды.

 Среди редких исключений - разновидности серой бычьей акулы,

которая может значительное время жить в опресненных и пресных водах

Что нового узнали об акулах?

 - Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?

Проговаривают с нужной интонацией.

Отвечают на вопросы учителя

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

ответы детей

Ученик зачитывает статью об акуле

Умение слушать  и работать в соответствии с целевой установкой

Взаимодействие с учителем и друг с другом

Регулятивные: формулировка задач урока с помощью учителя.

Словарно-лексическая работа.

Работа в парах

Зрительная гимнастика

Повторное чтение рассказа учащимися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выборочным чтением

физкультминутка

Творческие задания для групп

Рефлексия

Домашнее задание

(Карточки)

-Давайте выясним, как вы запомнили   значение непонятных слов.

Соедините слово с правильным значением

Купальня – строение для купанья.

Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия (пушки, минометы).

Палуба – часть судна. 

Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела

Ропот – неуверенный, тихий возглас

Подготовка глаз к работе с текстом

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Зачитать.

- Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. 

- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? ( Прочитайте)

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

- Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 

- Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали мальчики?


-Зачитайте самый волнительный момент, по вашему мнению.

-Найдите момент, как Толстой описал переживания «старого артиллериста».

-Порассуждайте, почему старый артиллерист закрыл лицо руками?

-Мы поработаем с вами с элементами  сюжета.

- Как дальше развивались события?

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?

- Какова развязка сюжета?

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены


Положите головы на парты, закройте глаза, послушайте море

Звучит аудиозапись релакс «Морской бриз»

1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана

- Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? 
(тревогу, беспокойство, страх, волнение, отчаяние, радость) 

 Название части

Настроение


1.Купальня в парусе.


Спокойное


2.Мальчики в открытом море.


Волнение


3.Акула.


Тревога, страх


4.Выстрел.


Ужас


5.Дети спасены.


Радость и облегчение

2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Лёгок на помине

Сам не свой

Риск – благородное дело

Держать ухо востро

Ум и смекалка – что брат с сестрой.

3гр.- заполнить схему

Мальчики: радостные, испуганные, беззаботные, беззащитные, безответственные

Моряки: добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие за других, быстрые в решениях и действиях.

-Как вы относитесь к поведению мальчиков? Осуждаете ли вы их?

4 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе (решительность, смекалка, мастерство, храбрость, любовь к сыну), выберите из перечисленных качеств.

• сильный духом трусливый
• мудрый мужественный
честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый

бывалый решительный 

-Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу.

На доске кораблики , приклейте паруса в соответствии с оценкой вашей работы

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый  – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

-У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

1 вариант подготовить пересказ текста от  лица мальчика,

2 вариант от лица артиллериста.

Гордился сыном, болел за него, как на соревновании

Испуг, страх за жизнь сына и его друга, он застыл в ожидании, чувствовал себя беспомощным.

Пронзительный визг мальчиков.Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам)

Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков

Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул: «Акула!»

Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке

Выстрел из пушки

Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль

Работают с деформиро-

ванным планом

Работают в группах

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Умение договариваться друг с другом и представлять свой результат

Формирование лексических умений

(Познавательные УУД.)

Понимание ценности здоровья

(Личностные УУД)

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Личностные УУД: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических  качества личности  - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических  качества личности  - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Развитие способности резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

(Регулятивные УУД)

Регулятивные:, самооценку учебной деятельности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...