Конспект урока на тему:"Купите собаку" И.Токмакова 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Дзгоева Карина Ахсаровна

Учащиеся познакомятся с произведением И.Токмаковой «Купите собаку».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kupite_sobaku_1_kl.docx338.39 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Дзгоева Карина Ахсаровна

Класс: 1

Предмет: Литературное чтение

Тема урока

И. Токмакова «Купите собаку»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель и задачи

-Познакомить с произведением И.Токмаковой «Купите собаку».

-Совершенствовать навык чтения целыми словами.

-Формировать умение анализировать произведения.

-Способствовать воспитанию заботливого отношения к животным.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение.

умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.

Коррекция нарушений развития ребенка

Развивать память, внимание, мышление, речь ученика

Основные понятия и термины

Незнакомые слова в тексте

Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение», часть 2; презентация, мультимедийный проектор, экран, фотографии разных пород собак,  выставка книг по изучаемой теме, аудиозапись И.Токмакова «Купите собаку», клей-карандаш.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный. поисковый

В классе 30 учащихся из них 2 ребенка ОВЗ.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Деятельность
учащихся  с ОВЗ

Формируемые образовательные результаты

I.

Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.  

Мы начнём урок, друзья.   

Девиз нашего урока:

«Удивительное  рядом, умей видеть

и наблюдать”.

Приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивается на работу.

Приветствует учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивается на работу.

Мотивирование на урок, осознание себя в роли ученика

II.

Актуализация опорных знаний

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

- Что произошло в рассказе?

- Кто наблюдал за происходящим?

- Кто спас котенка?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Чему учит этот рассказ?

- Расположите события в рассказе по порядку.

1) Котенок в беде.

2) Женщина спасла котенка.

3) «Мы ничего не делали!»

С рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

собака напала на котенка

два мальчика

женщина

отогнал бы собаку; позвал бы на помощь взрослого

животных нужно защищать

выполняет задание

Слушает ответы других детей. Предлагает свои ответы.

У ребенка с ОВЗ задание распечатано. Пара ребенок с  ОВЗ+ ребенок с обычными возможностями здоровья.

Познавательные УУД: знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

III.

Речевая разминка

 Работа со скороговоркой.

(Шесть мышат в шалаше шуршат.)

-Чем  может быть это предложение?

-Ребята, как мы можем прочитать  эту скороговорку?

Хором.

Читает чистоговорку

Дети предлагают разные варианты.

(Загадка, пословица, поговорка, просто предложение). Тихо - медленно; быстрее - громче; быстро-громко: с прохлопыванием ритма ).

Читает чистоговорку

IV.

Самоопределение к деятельности

- Отгадайте ребус и вы узнаете название животного, о котором мы сегодня будем читать произведение.

https://kindbi.com/images/rebus/eruty34yt34t78934897tg27g7t22231.jpg

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым  произведением, которое связано с  этим замечательным животным.

Прогнозирование по заголовку.

-Подумайте, пожалуйста, о чем может идти речь в стихотворении  с названием

 « Купите собаку»?

- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем?

- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?  

Что вы знаете о собаках?

Есть ли у вас дома четвероногий друг?

– Какой породы?

– Как зовут вашу собаку?

– Как вы ухаживаешь за своей собакой?

– Какую пользу приносят собаки?

- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

Выполняет задание

Собака

отвечает на вопросы

…..

….

….

они охраняют человека, дом, спасают.....

Познавательные УУД: уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

Личностные УУД: уметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к стихотворению.

Регулятивные: планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Словарная работа.

Ребята, обратите внимание на  слова, записанные на доске. Что они означают?

О первых двух животных нам расскажут ваши одноклассники.

Бизон - дикий североамериканский бык с длинной мягкой шерстью.

Пума - большая дикая американская кошка.

Кашалот - зубатый кит с большой головой.

Новосел — новый житель

Поводырь — человек, который водит кого-то

Знакомится с непонятными словами, находит значения в словаре

Толкование 2слов дают заранее подготовленные дети с ОВЗ

Уточнение и расширение словарного запаса

Работа с трудными словами.

- Прочитайте сложные слова, которые встретятся в стихотворении. Давайте потренируемся в чтении этих слов.

въе-дет – въедет

но-во-сёл – новосёл

сгры-зёт – сгрызёт

съест – съест

Читает слова по слогам, а потом целиком

V.

Первичное знакомство со стихотворением.

-Откройте учебник на стр. 62 и прочтите название произведения.

– Кто его автор?

В какой форме оно написано?

– Рассмотрите иллюстрации.

- Сейчас я предлагаю вам послушать это  стихотворение в аудиозаписи.

- О чем говорится в этом стихотворении?

«Купите собаку».

 Ирина Токмакова

стихотворение

Прослушивают аудиозапись

О том, как мальчик просил у родителей щенка

Прослушивают аудиозапись

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы.

VI.

Анализ произведения

- А сейчас самостоятельно прочитайте это стихотворение.

- От чьего имени написано стихотворение?

– О чём мечтает малыш?

– Кого ребёнок просит купить собаку?

– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку? Прочитайте эти строки в стихотворении.

– С какими животными он сравнивает щенка?

- Почему мальчик сравнивает щенка с этими животными?

- Мальчик сначала просит, но знает, что ему щенка не купят, поэтому начинает убеждать и уговаривать. В плюсе покупки щенка он видит то, что собачка маленькая, кушает мало, спит на кухне, грызет кости. Также ребенок намекает: это животное не требует особого ухода, ему не нужна клетка, как льву или ванная, как дельфину.

– С какой интонацией надо читать эти строки?

– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте  при чтении желание мальчика иметь щенка.

Читает стихотворение

от имени мальчика

о щенке

своих родителей

что собака ест немного, много места не займет, что он придумал ему имя

со слоном, гориллой,  кабаном, бегемотом, волком, лисой, медведем, ослом, рысью, львом, кашалотом, пумой. Потому что щенок добрый, маленький, по сравнению с названными животными

со спокойной

читает стихотворение, соблюдая интонацию

чтение текста стихотворения несколькими учащимися

Читает стихотворение, отвечает на вопросы

Познавательные УУД: уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей произведений; строить свое речевое высказывание в устной форме

Физминутка.

- А теперь немного отдохнем.

Под веселую песню выполним  упражнения.

Выполняет движения

Выполняет движения

Умение выполнять инструкцию по образцу, укрепление здоровья

VII.

Знакомство с породами собак.

- У кого из вас есть такая же мечта, поднимите руку.

Чтобы иметь собаку, надо хотя бы немного о собаках знать.

- Какие бывают собаки?

В этом вам поможет разобраться текст на с.64

Чтение текста о собаках на с. 64 учебника.

– Какие собаки бывают?

- Какую пользу приносят собаки?

- Можно ли собаку назвать преданной?

- Каких собак вы ещё для себя открыли?

На прошлом уроке вам было задано нарисовать рисунок на тему: «Собака – друг и помощник». А сейчас посмотрим,  какие работы у вас получились. Обсуждение работ.

- Сравните текст о собаках, который вы только что читали и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем? Почему? Обсудите этот вопрос в паре.

- Тот текст, который написан научным языком, называется научным текстом.

– Что ты ещё знаешь о собаках?

– Кто был предком собак?

– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?

– Что вы о них знаете?

– Какие ещё породы собак вам известны?

– Какие книги о собаках вы читали?

Кратко знакомлю учеников с породами собак.

F:\КОНКУРС ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ\img5.jpgF:\КОНКУРС ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ\img7.jpg

ответы детей

Читает текст о собаках

домашние, охотничьи, ездовые, поводыри для слепых.

Собаки охраняют дом, помогают пасти скот

можно. Они преданные и хорошие друзья

ответы детей

выставка работ

обсуждение детей в паре

этот текст написал ученый, из него мы узнаем о собаках. А в рассказе «Собака яростно лаяла» описывается случай с котенком.

 Слушает учителя

Читает текст о собаках

Работают с текстом,  готовят ответ

Взаимодействуют с учителем

во время беседы.

Участвуют в коллективной беседе

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Физминутка.

Гимнастика для глаз.

Выполняет упражнение.

Выполняет упражнение.

Личностные.Укрепление здоровья.

VIII.

Продолжение изучение темы.

-Что интересного вы узнали  о собаках.

Сейчас мы поработаем в группах. Не забываем правила работы в группе.

1 группа составляет кластер на слово «Собака».

2  группа составляет синквейн  со словом «Собака».

3 группа восстанавливает пословицы о собаке.

1 группа. Составляет кластер.

   

2 группа.  Составляет синквейн.

Собака

Дружелюбная, верная

Защищает, лает, играет

Собака – друг человека.

Сторож

3 группа. Восстанови пословицы о собаке. Ряд работает в паре.

Собака – друг человека.

Собака на сене лежит – сама не ест и другим не дает.

И собака ласковое слово знает.

слушает учителя

Дети в окошки вписывают слова.

Составляют синквейн.

Из разрезанных пословиц, учащиеся собирают 3 пословицы.

слушает учителя

Ребенок с ОВЗ работает с готовыми табличками, выбирая нужные слова.

Пара: ребенок с ОВЗ+ребенок с обычными возможностями.

Познавательное УУД:

 работа по ТКМ, составление кластера

Познавательное УУД: обучение действию моделирования, работа с учебными моделями.

Коммуникативное УУД: умение слушать собеседника, управлять поведением партнера.

IX.

Итог урока.

- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?

– Как собака может оказаться на улице?

– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?

– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?

– Какие породы собак вам известны?

- Мы выполнили задачи урока?

- Оцените свою работу на уроке.

И. Токмакова «Купите собаку»

потому что за собакой нужен уход, а ребенок через какое-то время перестает за ней ухаживать и эта забота ложится на родителей

да

доброта, терпение, настойчивость

выполнил

оценивает свою работу

Из готового списка различных качеств человека ребенок с ОВЗ выбирает нужные слова.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать свою работу на уроке.

X.

Рефлексия.

Сегодня мне удалось….

Было интересно….

Было трудно….

Я похвалил бы себя за…

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

                   

                                                                                                                                                                                 Приложение 1.

бизон 2.jpg

                                        Бизон является представителем очень больших, мощных, и невероятно красивых травоядных животных. По внешнему виду они очень похожи на европейского зубра, их легко можно спутать. Величие, бесстрашие и несокрушимое спокойствие животного внушают страх и уважение. Габариты травоядных животных обеспечивают им бесспорное первенство среди всех существующих копытных на земле.

пума.jpg

                                              Пума — самый крупный хищник из семейства кошачьих Нового Света. Это достаточно сильное, хладнокровное, а также элегантное животное, обладающее уникальной прыгучестью. Пуму еще называют кугуаром или горным львом.

                                                                                                                       

                                              Кашалот – это самый крупный зубатый кит, который растет на протяжении всей своей жизни. Для      кашалота характерна очень крупная и массивная голова прямоугольной формы. Это морское млекопитающее ныряет глубже и может находиться под водой дольше всех живых существ, дышащих атмосферным воздухом.  Кашалот — стадное животное, живущее большими группами.кашалот.jpg

Приложение 2

   

                                                                                                                                                 Приложение 3

Синквейн.

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

4.______________________________________________________

5.______________________________________________________

                                                                                        

                                                                                                                                                               Приложение 4            

Животное, пёс, щенок, ошейник, преданность, друг человека, сторож, питомец, охрана, верность, привязанность, забота, помощник.

Приложение 5            

Честность, трудолюбие,  чувство ответственности,  упрямство, доброжелательность,  лень,  доброта, щедрость,  верность,  справедливость,  жадность,  трусость, терпение, смелость,  решительность,  вежливость,  надежность,  лживость, чувство сострадания.

                                                                                                                                                              Приложение 6

Собака – друг человека.

Собака на сене лежит – сама не ест и другим не даёт.

И собака ласковое слово знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса

Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...