Конспект урока по литературному чтению "Никитин И.С" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Никитин И.С" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nikitin_i.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 3         

УМК: «Школа России»

Тема: И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: беседа

Цель: формирование знаний о стихотворении И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать  беспробудно…»

Задачи:

Образовательная:

- Познакомиться с русским поэтом И. С. Никитиным;

- Познакомиться со стихотворением И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать  беспробудно…»;

- Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Развивающая:         

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов;

-Обогащать словарный запас на основе работы с новыми словами;

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ

Воспитательная:

-Воспитывать интерес к творчеству И.С.Никитина на основе работы со стихотворением «Полно, степь моя, спать  беспробудно…»;

-Воспитывать любовь к природе на основе демонстрации изображений природы;

-Воспитывать умение видеть прекрасное  в поэзии на основе анализа стихотворения «Полно, степь моя, спать  беспробудно…»

Планируемые результаты:

Предметные:

П-1. Читать бегло, сознательно, выразительно, правильно, передавая настроение автора;

П-2. Определять различные средства выразительности;

П-3. Использовать приемы интонационного чтения;

П-4. Обогащение словарного запаса.

Метапредметные:

Регулятивные:
Р-1. Самостоятельно организовывать свое рабочее;

Р-2. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя или сверстника;

Р-3. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:

К-1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку;

К-2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

К-3. Уметь отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста, иллюстраций;

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:        

Л-1. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Л-2. Формируется мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Л-3. Формируется умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, рабочая тетрадь по литературному чтению, презентация, наглядный материал, аудиозапись стихотворения «Полно, степь моя, спать  беспробудно…», жетоны.

№ этапа, название

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный этап

-Здравствуйте, ребята.  Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку? У вас на партах должен лежать пенал, учебник, рабочая тетрадь,  дневник. Присаживайтесь.

- Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, садятся

Р-1, К-1

2.Мотивационный этап

-Сегодня на уроке за правильные ответы я буду раздавать вам жетоны. У кого будет больше жетонов, тот получит хорошую оценку.

-Слушают учителя

Л-2

3.Актуализация знаний

-Перед тем, как начать урок, давайте проведем речевую разминку.

На слайде:        

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,        

Чтоб было всем понятно.        

-Прочитайте ее про себя.        

-Читаем скороговорку вместе со мной.

-Прочитайте скороговорку шепотом, медленно.

-Прочитайте скороговорку громко, четко и внятно проговаривая слова.

-Прочитайте скороговорку быстро.

-Прочитайте скороговорку весело, радостно.

-Молодцы!

-С каким писателем мы познакомились на прошлых уроках? (Слайд)

-Ребята, какое было домашнее задание?

-Давайте повторим правила чтения стихотворения. Какие правила вы знаете? (За правильные ответы учитель раздает жетоны)

Правила:

1. Оживление картины из стихотворения

2.Чтение стихотворения не торопясь

3.Чтение стихотворения внятно

4.Чтение стихотворения не громко        

-Кто желает рассказать стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»? (учитель и ученики оценивают выразительное чтение стихотворений)

-Как прочитал (а) стихотворение (имя ученика)? Какое правило использовал (а)? Какую оценку поставим?

-Читают про себя.

-Читают скороговорку вместе с учителем.

-Читают скороговорку шепотом, медленно.

-Читают скороговорку громко.

-Читают быстро.

-Читают весело, радостно.

-Афанасий Афанасьевич Фет.

-Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

-Называют правила

- Желающие выходят к доске и читают стихотворение наизусть выразительно.

-Анализируют и оценивают чтение стихотворения.

П-1, 3, Р-2,

К-1, 2, 3,

Позн-2, 3, Л-1,3

4. Первичное восприятие нового материала

-Ребята, мы с вами продолжаем листать страницы поэтической тетради. Послушайте отрывок из стихотворения:

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.

-Вам понравились эти строчки?

-Эти строчки принадлежат выдающемуся поэту -  Ивану Саввичу Никитину. Посмотрите, на слайде представлен его портрет. (Слайд)

-Маленький Ваня родился  в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. помогал отцу в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

-Откройте учебник на стр.66.  (Слайд) Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…».  Сейчас я вам его прочитаю, а вы послушайте и подумайте, какие правила я использовала в чтении стихотворения.

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какое настроение оно создает?

-О чем говорится в стихотворении? (Слайд)

-Слушают учителя

-Ответы детей.

-Слушают учителя.

-Открывают учебник, слушают учителя.

-Отвечают на вопросы учителя.

-О наступлении весны.

Р-3, К-1, 2, 3, Позн-1, 2,

 Л-1, 2, 3

5.Физминутка

Потрудились — отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Повторяют движения и слова за учителем.

Л-3

6.Продолжение работы по восприятию нового материала

-Прочитайте внимательно стихотворение про себя.

-Ребята, все ли слова в тексте понятны? Объясните значение слов: полно, мурава,  караван, ковыль, в угоду косцам, копна.

(Слова и их значение на слайде)

Полно - значит хватит.

Муравою - зелень, сочная, густая травка.

Караван - стая, друг за другом.

Ковыль - степная трава.         

В угоду косцам - удовлетворить косцов, сделать им приятное хорошей травой.

Копна - небольшой, округлый стог сена.

-Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запишите их в «Рабочую тетрадь». (Слайд)

        

-Ребята, посмотрите, какая красивая весенняя степь, какое разнотравье. (Слайд)

(Слайд)

-О какой поре лета говорит Никитин?

-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

-К кому обращается поэт?

- Согласны ли вы, что поэт изображает степь как живую? Докажите. (Слайд)

- Какие художественные приёмы (средства выразительности) использует автор в стихотворении?

-Ребята, вы заметили, что стихотворение не имеет названия? Обсудите в паре, как можно озаглавить стихотворение. (Слайд)

-Читают стихотворение.

        

-Объясняют значение слов, представленных на слайде.

-Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны - летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина -картина неба, по которому плывут тучки.

-Никитин говорит о приближающемся лете, о поре сенокоса.

-Читают отрывок стихотворения.

-К степи.

- Да поэт изображает степь как живую. Он обращается к ней:

Полно, степь моя, спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись, полюбуйся…

- Олицетворение (изображение неодушевленных предметов как одушевленных - поэт изображает степь как живую). Он обращается к ней:

Степь моя, полно спать беспробудно,

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись.

Принакрой, нарядись,

полюбуйся...

Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной», «как невеста».

Эпитеты - «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе».

Метафора – «зима – матушка».

-Ответы детей.

П-1, 2, 3, 4,

Р-3, К-1, 2, 3,

Позн-1, 2, 3,

Л-1, 3

7.Закрепление новых знаний и способов деятельности

- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

- Сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении мастера художественного слова, вы следите по учебнику и готовьтесь выразительно читать. (Слайд)

-Самостоятельно прочитайте это стихотворение.

-Кто желает прочитать выразительно стихотворение? (Учитель спрашивает нескольких учеников)

-Ребята, как прочитал (а) (имя ученика) стихотворение? Какое правило вы услышали в его (ее) чтении? Какое правило нарушил (а)?

-Будем читать медленно, напевно.

-Слушают аудиозапись стихотворения.

-Читают стихотворение про себя.

-Ученики выразительно читают стихотворение вслух.

-Ответы детей.

П-1, 3,

Р-2, 3,

К-1, 2, 3, Л-3

8.Подведение итогов

-Ребята, с творчеством какого поэта познакомились на уроке?

-Как называется его стихотворение?

- С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?

-Вам понравилось стихотворение?

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выучить наизусть стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно…», в учебнике оно находится на страницах 66-67. Задание по желанию: кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к данному стихотворению.

-Ребята, а теперь посчитайте свои жетоны. У кого сколько получилось? (учитель ставит оценки учащимся, набравшим большее количество жетонов)

-Иван Саввич Никитин.

-«Полно, степь моя, спать беспробудно»

-Олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.

-Ответы детей.

-Слушают учителя и записывают домашнее задание.

-Считаю жетоны. Называют их количество

К- 1, 2, 3, Позн- 1, Л-1, 3

9.Рефлексия

-Сегодня на уроке мы с вами провели речевую разминку, физминутку, познакомились со стихотворением Никитина И.С. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (На доску крепятся три поля: 1- речевая разминка, 2- физминутка, 3- стихотворение)

-У вас на партах лежат полевые цветы – колокольчики. Прикрепите свой цветок на то поле, что вам больше всего понравилось на уроке.

- Всем спасибо за урок, вы сегодня хорошо поработали, урок окончен, до свидания!

        

-Слушают учителя, прикрепляют цветок на соответствующее поле.

К-1, Л-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....